Как это ни парадоксально, в мире не существует людей, у которых комплексы отсутствуют совсем. Даже если человек не отдает себе в этом отчет, в его подсознании все равно есть так называемый раздражитель, который не всегда удается заметить, но именно он, попадая в благоприятную среду, нередко провоцирует стрессовую ситуацию. Например, человек, подсознательно считающий себя неуклюжим, придя в компанию спортсменов, начинает ощущать себя еще более неловким, что немедленно вызывает стрессовую реакцию.
Впрочем, Альфред Адлер считал комплекс неполноценности очень полезным в том плане, что он вынуждает человека самосовершенствоваться, искать пути решения имеющихся проблем. Ярким примером этому, считал психолог, был Наполеон Бонапарт, который отличался маленьким ростом, однако компенсировал этот недостаток своей активностью, обаянием и целеустремленностью.
Известный военный деятель прославился своими победами, совершенными не только на поле боя, но и на любовном фронте. Его считали не только выдающимся полководцем и политиком, но и прекрасным любовником. При этом небольшой рост Наполеона воспринимался не как недостаток, а как несомненное достоинство, подчеркивающее его выдающийся ум.
Адлер считал, что именно комплекс неполноценности, имевшийся у Наполеона, привел этого француза к славе и открыл ему путь на трон. В настоящее время многие представители сильного пола комплексуют из-за своего небольшого роста, плотного телосложения или неатлетической фигуры, даже не подозревая о том, что именно мужчины маленького роста считаются прекрасными любовниками. Дело в том, что в отличие от высоких атлетически сложенных соперников малорослым мужчинам сложнее привлечь к себе внимание красивой женщины, а потому они стараются преодолеть это затруднение, развивая таланты, которые помогут компенсировать недостаток маленького роста, например красноречие, интеллект и т. д.
Человек несовершенен, и в течение своей жизни он нередко попадает в ситуации, когда начинает осознавать свое несовершенство, но все же такое ощущение неполноценности нельзя назвать комплексом.
Комплексом неполноценности является только испытываемое на протяжении всей жизни осознание своей ущербности. Но люди разные, и то что для одного является серьезным недостатком, в глазах другого может выглядеть несомненным достоинством. Поэтому, имея комплекс неполноценности, к нему надо относиться как к старому придирчивому другу – идти с ним на компромиссы и избегать конфликтов, которые могут вызвать стресс.
Игнорировать свой комплекс или делать вид, что его нет, – не выход из положения. В глазах внимательного наблюдателя это будет выглядеть так, как если бы по улице шел человек, прикрывающий большую прореху на одежде рукой, – но стоит убрать ладонь, и «комплекс» виден со всей очевидностью.
Не стоит забывать о том, что комплексы неполноценности, так часто отравляющие жизнь, – это не реальное подтверждение ущербности человека, а именно осознание ее, зачастую совершенно не соответствующее истине.
Комплекс неполноценности может довести любого человека до сильнейшего стресса, депрессии, истощения и, в конечном итоге, самоубийства. С таким комплексом надо бороться, не оставляя ему шансов на выживание. Специалисты уверены, что именно стресс, вызванный комплексом неполноценности, оказывает на жизнь человека самое разрушительное воздействие. Он самый продолжительный и сложнопреодолимый, поскольку поддерживается подсознанием человека.
Стресс, вызванный романтическими переживаниями
Понятие «любовь» очень объемно, но совершенно субъективно. И в то же время, говоря о своей любви, человек подразумевает существование положительных эмоций, направленных на какое-либо существо.
Во все времена было принято считать, что любовь дарит только положительные эмоции, но это не так. Ревность, боль отвергнутого, радость встречи и даже банальное прикосновение – все это несет в себе огромный эмоциональный заряд, а следовательно, приводит к появлению стрессовых нагрузок. Психологи нередко говорят о том, что по силе стрессового напряжения смерть близкого человека равноценна рождению ребенка или двум свадьбам. Разница между негативными и позитивными эмоциями в данном плане не имеет никакого значения, поскольку стресс – это всего лишь сумма физиологических и психологических реакций человеческого организма. Таким образом, сила стресса, возникшего в ответ на негативные и позитивные события, примерно одинакова.
Нередко случается так, что романтические чувства человека не встречают отклика у другого, особенно на первом этапе их отношений. Удивительно, но в данной ситуации обе стороны испытывают одинаково сильный стресс. Многие полагают, что страдает от неразделенных чувств только тот человек, который признался в любви, а тот кому признались – нет. На самом деле ситуация складывается сложнее.
Тот кто любит, разумеется недоволен тем, что ему не отвечают взаимностью. Гамма разнообразных эмоций, от которых влюбленный то плачет, то возносится на вершину блаженства, ничто перед психологическим состоянием того, на кого обращены эти чувства.
Объект преклонения влюбленного испытывает еще больший стресс, чем сам влюбленный. Здесь имеют место и чувство вины, и тревога, и жалость, и неловкость. Часто встречаются ситуации, когда мужчина, пошедший на разовый и совершенно случайный сексуальный контакт, после его завершения приходит в полное отчаяние, поскольку думает, что обязан как-то продолжить возникшие отношения. Похожая ситуация развивается и в том случае, если женщина поддается сексуальному давлению со стороны партнера, не решаясь ему отказать из-за страха перед последствиями.
И в том и в другом случае отношения между случайными партнерами не приведут к положительному результату. Стресс, испытываемый обеими сторонами, может перейти в долгосрочный и в конечном итоге привести к трагедии. Чтобы избежать такого финала, необходимо прежде всего объяснить любимому человеку, что он может сделать свой выбор, а вовсе не обязан отвечать взаимностью.
Не следует забывать о том, что если человек, которого любят, встревожен, то он каким-либо способом попытается отдалить от себя фактор, вызывающий неудобство и стресс. Он начнет избегать своего поклонника или перейдет к более агрессивным действиям.
Понимание же того, что влюбленный не будет на него давить или как то вынуждать к ответной реакции, позволит сохранить в отношениях спокойствие и понимание. Разумеется, это не будет означать того, что влюбленный отказался от своих чувств или намерений, просто в итоге объект этих притязаний перестанет испытывать беспокойство, уровень его стресса снизится, и человек сможет объективно оценить своего поклонника, чтобы затем возможно все-таки ответить взаимностью на его чувства.
Что же касается так называемой несчастной любви, когда, несмотря на все усилия влюбленного, объект его преклонения отказывается отвечать взаимностью, она может оказаться опасной не только для эмоционального состояния человека, но и для его здоровья. Английский ученый Фрэнк Таллис установил, что сильный стресс, вызванный эмоциональными вспышками, нередко приводит к вспышке активности очень опасных гормонов. Их выброс сопровождается симптомами, схожими с теми, которые появляются у человека при сердечном приступе.
Таким образом, безответная любовь и эмоции, которые она вызывает, способствуют возникновению долговременного стресса. Она очень опасна для жизни человека, а сопровождающее ее нервное и эмоциональное возбуждение способствуют развитию многих заболеваний. В некоторых случаях отчаявшийся человек, не в силах избавиться от стресса, решается на самоубийство.
Безответная любовь вот уже многие годы изучается медиками, как любопытное и в достаточной мере опасное заболевание. Примерно 200 лет назад в большинстве медицинских справочников имелось описание так называемого любовного недуга, который считался трудноизлечимым и самым распространенным в мире. По мнению знаменитого доктора Фрэнка Таллиса, который занимался изучением этого заболевания, любовный недуг должен и в современном мире привлечь к себе внимание представителей клинической медицины.
Впрочем, не все деятели современной науки настроены столь категорично и негативно. Хелен Фишер, известный антрополог США, некоторое время назад выдвинула очень смелую теорию. Она считает, что любовь, в том числе безответная, – это прежде всего естественный фактор эволюции, а стресс, которым она сопровождается, помогает человеку развиваться и совершенствоваться.
Фишер на протяжении более чем 10 лет продолжала свои исследования на тему романтической любви и ее значения для человеческой эволюции и пришла к нескольким выводам. Во-первых, она убеждена в том, что именно способность любить дает человеку силы жить и развиваться, делает его существование интересным. Во-вторых, антрополог уверяет своих последователей в том, что умение и желание любить «оказывает глубокое влияние на наше социальное и генетическое будущее».
Долгое время изучая механизм человеческой любви, Хелен пришла к выводу, что она не что иное, как «эволюционная адаптация». Антрополог считает, что «способность влюбляться эволюционировала, потому что те, кто сосредотачивают усилия на том, чтобы добиться расположения одного преференциального человека, экономят время и энергию, а также повышают уровень своей выживаемости и репродуктивности».
Что же касается безответной любви, она выразилась еще более категорично: «К сожалению, то же самое относится и к темной стороне великого чувства. По обоснованным эволюционным причинам мы приспособлены к тому, чтобы ужасно страдать от отказа со стороны того, кого мы обожаем».
Хелен Фишер, славившаяся своими прогрессивными взглядами полагает, что стресс – это не что иное, как своеобразный взлелеянный эволюцией механизм самозащиты от романтичных переживаний как негативных, так и позитивных. В мозгу человека области, отвечающие за ненависть и любовь, расположены близко друг к другу и тесно связаны; и именно этой связи человек обязан своей способностью быстро заменять любовь ненавистью во время сильного стресса, а затем начинать процесс поиска нового потенциального партнера.