Смекни!
smekni.com

Психотропные препараты 2 (стр. 3 из 7)

- тиопроперазин (мажептил)

3) пиперидиновые производные (соединения, содержащие в боковой цепи ядро пиперидина):

- тиоридазин (меллерил, сонапакс, тиорил)

- перициазин (неулептил)

- пипотиазин (пипортил)

Представители различных подгрупп отличаются не только по химическому строению, но и по особенностям их действия. Так, препараты первой подгруппы (алифатические) наряду с антипсихотическим действием оказывают гипноседативный эффект, пиперазиновым производным свойственно наличие стимулирующего активирующего компонента, а пиперидиновые обладают менее сильной антипсихотической активностью, но редко вызывают побочные осложнения (в частности, экстрапирамидные расстройства).

4.2.2.2. Производные тиоксантена

По химическому строению близки к фенотиазинам. Отличаются тем, что в центральной части трициклического ядра вместо азота содержат углерод, связанный двойной связью с боковой цепью:

Представителями этой группы являются хлорпротиксен и сординол. Нейролептический эффект этих препаратов сочетается с умеренным антидепрессивным действием. Препараты применяют при психозах (в том числе алкогольных) и психоневротических состояниях, сопровождающихся беспокойством, страхом, психомоторным возбуждением, агрессивностью. Достаточно хорошо переносятся и редко сопровождаются побочными явлениями.

4.2.2.3. Производные бутирофенона

Бутирофеноном называют производное масляной кислоты, в котором группа ОН замещена фенильным радикалом:

Нейролептики – производные бутирофенона имеют в положении (1) атом фтора, а в положении (2) – пиперидиновые, фенольные и другие циклические группировки. Основными представителями группы являются: 1) галоперидол, 2) трифлуперидол (триседил), 3) дроперидол и 4) бенперидол.

Препараты группы бутирофенона сильными антипсихотическими средствами, обычно обладающими стимулирующим компонентом. Несмотря на свои положительные качества, довольно часто вызывают экстрапирамидные расстройства с преобладанием дискинетических расстройств.

4.2.2.4. Производные дифенилбутилпиперидина

Соединения этой группы родственны бутирофенонам. Они содержат два фторзамещенных фенильных радикала, соединенных с бутильной цепью:

Основными представителями этой группы являются 1) флушпирилен (флуспирилен), 2) пимозид (орап) и 3) пенфлюридол (семап). Особенностями этих препаратов является пролонгированность их действия (например, эффект однократной дозы пимозида длится до 24 часов, а пенфлюридола – около недели), а также то, что некоторые из них (в частности, пимозид и пенфлюридол) не теряют своей эффективности при приеме внутрь. Недостатки те же, что и у большинства других нейролептиков – развитие экстрапирамидных расстройств при длительном применении.

4.2.2.5. Производные дибензодиазепина

Представителем этой группы является азалептин (другие названия: алемоксан, клозапин, лепонекс). По химической структуре является трициклическим соединением, имеющим элементы сходства с трициклическими антидепрессантами и частично с бензодиазепиновыми транквилизаторами.

Азалептин обладает сильной нейролептической активностью в сочетании с седативными свойствами. Оказывает мышечно-расслабляющее действие, потенцирует действие снотворных и анальгетиков. Не вызывает сильного общего угнетения, свойственного другим нейролептиком. Не вызывает экстрапирадных расстройств. В некоторых случаях препарат эффективен при резистентности к лечению другими нейролептиками.

4.2.2.6. Производные индола

Представителем данной группы является карбидин:

Обладает нейролептической, антипсихотической активностью, одновременно оказывая умеренное антидепрессивное действие. Усиливает действие наркотиков и анальгетиков. Применяется при лечении различных форм шизофрении, аффективных расстройств, алкогольных психозов.

При лечении карбидином довольно часто развиваются побочные явления – тремор рук, скованность, гиперкинезы.

4.2.2.7. Замещенные бензамиды

Являются производными сульфонилбензамида:

Представителями этой группы являются сульпирид (эглонил) и тиаприд. Являются нетипичными нейролептиками. Устраняют бред и галлюцинации, в этом отношении не уступают самым активным нейролептикам (особенно эглонил). Оказывают антидепрессивный, анксиолитический и анальгезирующий эффект при отсутствии седативного действия. В психиатрической практике используют главным образом в сочетании с другими нейролептиками и антидепрессантами при состояниях, сопровождающихся вялостью, заторможенностью анергией.

Препараты этой группы относительно малотоксичны и хорошо переносятся больными. Некоторые авторы называют замещенные бензамиды (и, по-видимому, не без оснований) нейролептиками нового поколения.

4.2.3. Особенности действия нейролептиков разных групп

Несмотря на некоторую общность действия нейролептиков, относящихся к разным химическим группам, существует и ряд особенностей. Так, по клиническому действию все нейролептики можно объединить в 3 группы:

Нейролептики с мощным антипсихотическим действием

Нейролептики с преимущественно

седативным действием

Нейролептики с преимущественно стимулирующим действием

тиопроперазин

трифлуперидол

дроперидол

галоперидол

пипотиазин

трифлуперазин

аминазин

пропазин

промазин

хлорпромазин

левомепромазин

перициазин

азалептин

хлорпротиксен

сульпирид

карпипрамин

флушпирилен

карбидин

пимозид

менофеназин

По особенностям нейрохимического действия, нейролептики также не однородны. Так, аминазин оказывает блокирующее влияние на центральные адренергические и дофаминергические рецепторы; блокирующее влияние на холинорецепторы выражено относительно слабо. Сильно выражено центральное адренолитическое действие. Близкими к аминазину по механизму действия являются препараты пропазин и левомепромазин (отличие последнего в том, что он оказывает более выраженное влияние на НА-рецепторы, меньшее – на ДА-рецепторы). Менее выраженное адреноблокирующее действие по сравнению с предыдущими препаратами оказывает алимемазин, особенностью которого является действие на гистаминовые рецепторы и, соответственно, выраженная антигистаминная активность. Трифтазин, в отличие от аминазина, оказывает слабый адренолитический эффект; то же самое характерно для тиопроперазина.

Перициазин обладает как адренолитической, так и относительно высокой холинолитической активностью. Хлорпротиксен обладает, в основном, антихолинергическим и умеренным адренолитическим действием.

Производные бутирофенона (галоперидол, трифлуперидол и бенперидол) оказывают сильное избирательное влияние на дофаминовые (преимущественно Д2) рецепторы.

Азалептин (производное дибензодиазепина) обладает как центральным, так и периферическим антихолинергическим, периферическим α-адренолитиче-ским действием, а также тормозит высвобождение дофамина пресинаптическими нервными окончаниями.

Сульпирид блокирует Д2-, Д3- и Д4-рецепторы. Оказывает некоторое влияние на глутаматные рецепторы. Не влияет на ХР-, НА- и СТ-рецепторы, чем минимизируются побочные эффекты. Показано также, что сульпирид усиливает продукцию соматотропного гормона гипофиза. Близким к сульпириду по антидофаминергическому действию является тиаприд.

Таким образом, основным нейрохимическим механизмом действия нейролептиков является их влияние на моноаминные медиаторные системы (в первую очередь адренергические и дофаминергические) и в значительно меньшей степени – действие на холинергическую систему. Угнетающее действие реализуется двумя путями: блокированием соответствующих рецепторных структур и уменьшением количества выделяемых медиаторов.

Как уже отмечалось, основной недостаток подавляющего большинства нейролептиков при длительном их применении – развитие экстрапирамидного синдрома (типа паркинсонизма). Основной причиной, очевидно, является угнетение ими дофаминергической системы. Кроме того, показано, что длительное введение нейролептиков приводит к селективному разрушению ГАМК-ергических нейронов. Все это побуждает специалистов к поиску новых препаратов, побочное влияние которых было бы сведено к минимуму.

4.3. Транквилизаторы

4.3.1. Механизмы действия транквилизаторов

Транквилизаторы (синонимы: анксиолитики, атарактики) уменьшают возбудимость некоторых структур головного мозга (лимбическая система, таламус, гипоталамус), ответственных за протекание эмоциональных реакций, а также оказывают тормозное действие на механизмы корково-подкоркового взаимодействия (уменьшают приток информации от подкорковых и стволовых образований к коре больших полушарий). Как уже отмечалось, препараты этой группы не устраняют основные психотические проявления, такие как бред и галлюцинации. По Г. Я. Авруцкому, транквилизаторы «… адресуясь главным образом к психопатологическим расстройствам невротического уровня, в отличие от нейролептических средств, способствуют устранению широкого круга невротических и неврозоподобных расстройств, уменьшая прежде всего эмоциональную напряженность, тревогу и страх».

Анксиолитическое (антифобическое) и общеуспокаивающее действие – наиболее важная особенность транквилизаторов. Гипнотический эффект выражается в облегчении наступления сна, усиления действия снотворных средств; усиливаются также эффекты наркотических и анальгезирующих препаратов.