Почву и воду, контаминированные бациллами сибирской язвы от больных и павших животных считают факторами передачи возбудителя.
Помимо указанных условий, содействующих распространению возбудителя, значительную роль в появлении болезни играют факторы внешней среды. Отмечено, что сильные вспышки болезни наблюдались в засушливые годы, когда животные поедали низкорослую траву, захватывая частики земли.
Занос возбудителя в благополучные районы и страны чаще всего происходит с мясом или субпродуктами от случайно убитых животных, больных сибирской язвой в результате неправильно поставленного диагноза.
Для возникновения болезни необходимо, чтобы возбудитель проник в организм восприимчивого хозяина. Это возможно различными путями: алиментарным, аэрогенным, трансмиссивным, плацентарным. Возможен также механический путь проникновения. Из многочисленной группы аэробных бацилл, обитающих в почве, только B. anthracis приобрела наиболее выраженные вирулентные свойства и способность вызывать у животных и человека болезнь со смертельным исходом.
Стационарность - наиболее яркая эпизоотическая особенность сибирской язвы. Современные наблюдения показывают, что возбудитель сохраняется в ранее неблагополучных пунктах спустя многие десятилетия благополучия. Ранее контаминированные возбудителем пастбища многие годы сохраняют опасность заражения («проклятые поля»). Периодичность вспышек составляет в разных местностях от 3 до 10 лет . Для России, США, Канады и европейских стран сезонность характеризуется летними вспышками, в Австралии -зимними месяцами (самые тёплые для данного полушария).
4. Клинические признаки и патологоанатомические изменения при сибирской язве.
Инкубационный период длится 1-3 дня, реже - дольше. При сибирской язве наблюдают местную форму (карбункулезную, ангинозную, легочную, кишечную), атипичную проявление и септическую форму болезни. Болезнь протекает молниеносно, остро, подостро, хронически и абортивно.
У жвачных животных и лошадей болезнь чаще проявляется в септической форме, протекает молниеносно и остро с поражением кишечника и явлениями септицемии. Однако возможно и атипичное проявление болезни. У свиней чаще обнаруживают местные поражения, болезнь протекает подостро, иногда остро, нередко хронически.
При молниеносном течении животное может погибнуть внезапно, без каких-либо клинических признаков. Если болезнь несколько затягивается, то появляются некоторые клинические признаки. Наблюдают сильное возбуждение, температура тела повышена, пульс учащен, дыхание глубокое, видимые слизистые цианотичны. Обычно животные гибнут через несколько минут после появления первых симптомов болезни во время сильного конвульсивного припадка.
Острое течение характеризуется высокой температурой тела (41-420 С). Лихорадке сопутствует мышечная дрожь. Пульс 80-100 ударов в минуту, сердечные толчки стучащие, дыхание ускоренное и прерывистое. Животное отказывается от корма, усиливается жажда. Видимые слизистые оболочки цианотичные. Животное угнетено, взгляд неподвижный, растерянный. Рот открыт, язык свисает изо рта, ноздри расширенны.
Подострое течение проявляется теми же клиническими признаками, что и острое. Различие заключается в том, что при подостром течении симптомы болезни нарастают медленно и временами могут ослабевать. В этот период животные кажутся здоровыми: они поедают корм. Однако через несколько часов состояние их резко ухудшается. Приступы болезни могут повториться 2-3 раза, на последней стадии вид испуганный, пучеглазие, застывший взгляд, зажатый корм в ротовой полости. У овец, коз и у крупного рогатого скота иногда появляются отеки и гиперемия кожи на внутренней стороне тазовых конечностей. У свиней отмечают сонливость, они заметно избегают воды.
Хроническое течение длится более 2 месяцев и характеризуется у жвачных и лошадей обычно слабым подъемом температуры тела, прогрессирующим истощением и профузным поносом. У свиней могут поражаться лимфатические узлы в области шеи. Однако очаги поражения в организме выявляют лишь при послеубойном осмотре.
Атипичное течение наблюдается очень часто, но из-за незначительных и нетипичных признаков при нем нередко ставят неправильный диагноз и лишь при лабораторном исследовании мяса и субпродуктов выявляют возбудителя сибирской язвы.
Карбункулезная форма может быть самостоятельной или сопутствовать септицемии, острому и подострому течению болезни. Карбункулы могут возникать на различных частях тела и достигать иногда больших размеров. В центре карбункула ткани некротизируются, отпадают, в результате образуется язва. Температура тела повышается незначительно.
Ангинозная форма как правило характеризуется длительным течением. Температура тела повышена незначительно. Обычно поражаются подчелюстные, заглоточные и шейные лимфатические узлы. Болезнь начинается в виде ангины. В области шеи образуется припухлость. Кожа в области шеи приобретает синевато-красный оттенок. Обнаруживают отеки языка и твердого неба.
Кишечная форма сопровождается расстройством органов пищеварения. Вначале отмечают запор, который сменяется диареей. Температура тела высокая и удерживается до 10 дней.
Несмотря на наличие определенных клинических признаков у животных, диагноз на сибирскую язву только по клиническим симптомам установить трудно, так как при молниеносном течении они обычно не выражены, а при остром и подостром течениях похожи на признаки других болезней. Наиболее обоснованное подозрение на сибирскую язву бывает лишь при карбункулезной форме или при наличии отеков в подчелюстной форме. Особенно сложны случаи, когда сибирская язва протекает у животных атипично. Игнорирование лабораторных методов исследования может привести к ошибке при постановке окончательного диагноза.
Паталогоанатомические изменения зависят от формы проявления и остроты течения болезни. Тем ярче они выражены, чем медленнее протекает болезнь, за исключением атипичного и хронического течения. Особенно характерные патологические изменения бывают при остром и подостром течениях болезни.
Труп сильно вздут, окоченение отсутствует или выражено очень слабо. Из естественных отверстий выделяется пенистая кровянистая жидкость, а иногда и кровь. Очень быстро, особенно в летнее время, наступает разложение трупа.
Подкожная клетчатка пронизана точечными геморрагиями и пропитана серозно-гемморагическим инфильтратом желтоватого цвета.
Мышцы кирпично-красного цвета, дряблой консистенции. В брюшной и грудной полостях, в сердечной сумке содержится большое количество мутной красноватой жидкости. На сердце под эпикардом имеются кровоизлияния. Лимфатические узлы увеличены, сочные, на разрезе кирпично-красные. Селезенка сильно увеличена (иногда в норме), полнокровная. Печень и почки увеличены незначительно. Они кирпично-красного или вишневого цвета. Мочевой пузырь гиперемирован, множественные точечные кровоизлияния на слизистой оболочке. Тонкий отдел кишечника припухший, слизистая оболочка гиперемирована. Толстый отдел кишечника поражается редко. Легкие полнокровные, отечные. Слизистая оболочка дыхательных путей гиперемирована, отечна, усеяна экхимозами. Головной и спинной мозг гиперемированы с кровоизлияниями в вещество мозга и его оболочки.
5. Методы лабораторного диагноза.
5.1. Отбор патологического материала
С целью личной безопасности отбор проб патологического материала выполняется в спецодежде и резиновых перчатках.
При подозрении сибирской язвы для постановки прижизненного диагноза у больного животного (кроме свиней) берут кровь из уха. Для этого участок кожи с хорошо выраженным сосудом тщательно дезинфицируют и, надрезав сосуд, наносят капли крови на обезжиренные предметные стёкла. Место надреза сосуда тщательно дезинфицируют. Затем, после подсушивания мазка, стёкла прокладывают спичками, плотно обёртывают пергаментной бумагой, перевязывают и помещают в герметичный полиэтиленовый пакет. Пакет помещают в термос. К данному материалу прилагают сопроводительный документ с указанием хозяйства, вида животного, даты отбора проб крови. В лаборатории мазки после окраски по Граму исследуют под световым микроскопом с целью обнаружения капсул и делают посевы на питательные среды.