МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Казанский государственный медицинский университет
Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по биомедицинской этике
на тему: История медицинской этики в России
Выполнила: студентка 1 курса
Заочного отделения факультета МВСО,
Группы № 811
Залалдинова А.Р.
Проверила _________________________
Зачтено (не зачтено)
Казань, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………... | 3 |
Глава 1. Происхождение профессиональной медицинской этики в России ………………………………………………………………………... | 6 |
1. 1. Основоположник отечественной терапии Мудров М.Я. (1776 - 1831)……………………………………………………………………….. | 6 |
1.2. Доктор медицины Гааз Ф.П. (1780-1853)…………………………… | 8 |
1.3. Младший современник Пирогов Н.И. (1811-1881)…………………. | 9 |
1.4. Лидером клинической медицины Боткин С.П. (1832-1889)……… | 12 |
1.5. Выдающийся отечественный клиницист Захарьин Г.А. (1827- 1897) …………………………………………………………………………….. | 13 |
1.6. Ученик С.П. Боткина Манассеин В.А. (1841-1901)………………… | 14 |
1.7. Отношение к врачебной тайне и эвтаназии Кони А.Ф. (1844-1927). | 16 |
1.8. Успех книги В.В.Вересаева (1867-1945) «Записки врача»…………... | 17 |
Глава 2. Медицинская этика в период советской власти ………………… | 19 |
2.1. Первые годы советской власти ……………………………………….. | 19 |
2.2. Проблемы врачебной тайны ………………………………………… | 22 |
2.3. Отрицание медицинской этики …………………………………….. | 23 |
2.4. Реабилитация медицинской этики ………………………………… | 25 |
Заключение ………………………………………………………………….. | 28 |
Список использованной литературы ………………………………………. | 32 |
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами. Актуальность изучения истории медицинской этики, проявляется, во-первых, в необходимости разобраться в современной медицинской этике, опираясь на прошлый опыт; во-вторых, в возможности предвидеть будущее развитие медицинской этики в России, уяснив исторические закономерности и найдя в истории прошлого аналогичные ситуации.
Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение, что повышает значимость изучения истории развития медицинской этики .
Медицинская деонтология (от греч. deontos – должное, надлежащее и logos – учение) – наука о профессиональном поведении медицинского работника. Сам термин «деонтология» был введен в обиход в начале XIX века английским философом Иеремией Бентамом – для обозначения науки о профессиональном поведении человека. [10, С. 5]
Центральной для медицинской деонтологии является проблема взаимоотношений «врач - больной». Эти взаимоотношения в основном определяются« личными качествами врача, его моральными принципами, личной нравственностью.
Медицинская деонтология изучает: принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения;
проблемы исключения неблагоприятных факторов в; профессиональном поведении медицинских работников; систему взаимоотношений медицинского персонала и больного, а также внутри медицинского коллектива.
Наиболее выдающимися сочинениями Древнего мира, в которых ставятся вопросы деонтологии, являются: «О природе жизни» китайского врача Хуан Ди Немцзиня, «Наука о жизни» древнеиндийского врача Сушруты, «Наставления», « О враче» Гиппократа, сочинения Галена, Цельса, Авиценны.
В средние века всякая наука была служанкой богословия. Руководство медициной и преподавание ее находились долгое время почти в руках духовенства.
С образованием Московского государства ускоряется развитие экономики и культуры Руси. Медицинскую помощь в XVI веке за плату оказывали населению народные врачи, имевшие лавки, где продавались целебные различные травы.
В России до царствования Бориса Годунова даже в войсках не было врачей-профессионалов. А невежество при лечении приводило к печальным последствиям. Ответственность врача за неблагоприятный исход лечения была узаконена Петром I в Морском уставе. Управление через коллегии, а не через приказы в Росси введено по приказу Петра I с 1720 года. Высший орган медицинского управления именовался с 1720 г. Аптекарской канцелярией, он и регламентировал деятельность врачей. В XIX веке вопросам медицинской деонтологии большое внимание уделяли преподаватели Медико-хирургической академии в Петербурге и Московского университета. Крупнейший клиницист-терапевт первой трети XIX в. М.Я. Мудров учил врачей быть скромными и внимательными, с любовью относиться к больным. Мудров, анализируя клятву Гиппократа, считал, что она может являться кодексом поведения и русского врача. Самопожертвование, подвижничество являются характерными чертами русских медиков. Об этом писали писатели-врачи, такие как А. П. Чехов, М. А. Булгаков, В. В. Вересаев, Н. П. Павлов, С. П. Боткин.
С развитием капитализма отношения между врачом и больным приобрели характер купли-продажи. В таком обществе положение бедных было наиболее тяжелым, а возможность помощи – минимальная. Теоретик американской медицинской ассоциации врачей Дикинсон утверждает, что врач является, в основном, мелким бизнесменом. Он продает свои услуги так же, как и любой другой бизнесмен, торгующий предметом потребления.
В последние десятилетия вопросы деонтологии стали предметом обсуждения и на международных форумах медиков. В 1953 г. в Вене проходил I Международный конгресс врачей, где указывалось на важное социальное значение медицины. По природе своей профессии врач должен заботиться о здоровье каждого человека с полной беспристрастностью, независимо от пола, вероисповедания и философских или политических убеждений.
С бурным развитием медицины, научно-технического прогресса в медицинской деонтологии и врачебной этике созданы такие разделы, как:
· Элементы врачебной деонтологии;
· Элементы деонтологии в деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
· Деонтология и организация работы лечебного учреждения;
· Деонтология и научно-технический прогресс;
· Деонтология в клинической медицине;
· Деонтология и медицинская документация;
· Деонтология в научно-исследовательской работе.
Цель данной работы: исследовать историю медицинской этики в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю происхождения профессиональной медицинской этики в России;
2. Изучить развитие медицинской этики в период советской власти.
Глава 1. Происхождение профессиональной
медицинской этики в россии
1.1. Основоположник отечественной терапии Мудров М.Я. (1776-1831)
Первые переводы на русский язык отдельных произведений Гиппократа («Клятва», «Закон», «Афоризмы») появились в России в печатном виде лишь в 1840 г. Однако несколькими десятилетиями ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я.Мудров (1776-1831). [3, С. 93]
Основоположник отечественной терапии М.Я. Мудров был не только знаменитым московским доктором, но и выдающимся деятелем Московского университета. М.Я.Мудрову принадлежит честь восстановления медицинского факультета после пожара и разграбления университета в 1812 г., его усилиями впервые в истории университета была создана клиническая база (Клинический институт), пять раз факультет выбирал его своим деканом. В связи с освящением медицинского факультета в 1813 г. и открытием Клинического института в 1820 г. М.Я.Мудров произнес торжественные речи, содержание которых прежде всего посвящено изложению и интерпретации этики Гиппократа: «...Я буду говорить вам не своим языком простым, но медоточивыми устами Гиппократа... дабы... более пленить разум ваш в послушание и изучение Князя врачей и Отца врачебной науки». И далее: «Сию главу стоило бы читать на коленях...»
Врачебная этика, по М.Я. Мудрову, предваряет всю медицину: изложение «обязанностей» врачей и «прочных правил, служащих основанием деятельному врачебному искусству», он начинает с этических наставлений. Положение этики Гиппократа об уважении к больному в устах М.Я. Мудрова звучит так: «Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем и ночью, приветливость, привлекающую к себе и робких и смелых, милосердие к чувствительным и бедным; ... снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию...». [3, С. 93]
В конечном счете решение всех вопросов, возникающих во взаимоотношениях врача и больного, М.Я. Мудров как бы сводит к общему знаменателю – завоеванию доверия больного: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного; но ведай, что и больной тебя испытал и знает, каков ты. Из сего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, дабы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее». [3, С. 95]