С началом эпохи Возрождения в числе других наук начинает развиваться и наука о растениях, в связи с чем труды античных авторов — Теофраста, Диоскорида, Плиния - переводят и издают большими тиражами. При этом убеждаются в том, что многие растения у древних авторов не упоминаются. Изучаются и описываются новые растения, количество которых растет с каждым днем. В XVI в. основываются первые университетские ботанические сады, сначала в Италии, затем в Западной Европе, несколько позже (в 1706 г.) в России. Разрабатывается номенклатура, закладываются основы систематики. В течение XVI—XVII вв. появляется ряд сочинений, в которых описывались и давались изображения отдельных растений: в Германии И. Боком (1498—1544), Л. Фуксом (1501 — 1566), в Италии - П. А. Матиолли (1501 —1577), в Швейцарии — К. Геснером (1516-н 1565).
В период позднего средневековья на развитие науки о лекарственных растениях оказало влияние учение знаменитого врача Теофраста фон Гогенгейма — Парацельса (1493—1541). Парацельс родился в семье врача в г. Эйзнидельне (Швейцария), получил образование в Северной Италии. Под влиянием просветительского движения своего времени он решительно порывает со старыми традициями, средневековыми авторитетами.
Парацельс рассматривал жизнь как определенный химический процесс, течение которого зависит от состава участвующих в нем веществ. Заболевание, по его мнению, наступает при отсутствии необходимых веществ, поэтому сущность лечения состоит во введении в организм недостающих химических веществ. Если природа, говорил он, произвела на свет болезнь, то она там же заготовила средство, исцеляющее от этой болезни, которое надо только разыскать. Поэтому он выступал против применения иноземных растений. Парацельс указывал, что действует не все растение, а лишь заключенное в нем особое вещество. Цель врача — получение этого вещества в возможно более чистом виде. Он усовершенствовал методы извлечения из растений действующих веществ, но в чистом виде получить их Парацельсу и его ученикам не удалось.
В выборе лекарственных растений Парацельс придерживался возникшего еще в древности учения о сигнатурах. Согласно этому учению, признаки внешнего вида растения (цвет, форма, запах, вкус, колючки) указывают на заболевание, при котором его следует применять. Так, если какой-либо орган растения имел форму округлую, либо завитка (полынь, кровохлебка), то они считались средством от головной боли; растения с узкими нитевидными листьями (спаржа и укроп) — средством, укрепляющим волосы; цветки розы, маргаритки, напоминающие по форме глаз, — средством от глазных заболеваний; крапиву же употребляли как прекрасное снадобье от колотий. Учение Парацельса о действующих «началах» растений в дальнейшем послужило стимулом к изучению химического состава растений, где выдающаяся заслуга принадлежит фармацевтам.
ГЛАВА 3.
Новое время
XVIII—XX вв. — время расцвета фитохимии, когда были открыты основные группы действующих веществ в растениях. Особые заслуги имеет здесь шведский аптекарь К. В. Шееле (1742—1786). В те времена аптеки являлись не только торгово-производственными учреждениями, но и настоящими исследовательскими лабораториями. 44 из 48 важнейших работ были выполнены Шееле на базе аптеки. Много внимания он уделял извлечению органических кислот из растений. Им были открыты лимонная, яблочная, щавелевая, галловая кислоты, а также глицерин.
Со времен Галена, уже в нашу эру, возникло стремление к удалению из растений излишних, индифферентных, балластных веществ и получению очищенных, более действенных во всех случаях, по мнению представителей этого направления, чем все растение. Дальнейшее развитие научных знаний привело к тенденции выделения из растений индивидуальных, совершенно чистых действующих веществ, как обладающих постоянством действия и поддающихся более точной дозировке. Почин в последнем направлении использования лекарственных растений принадлежит швейцарскому врачу и химику, упомянутому ранее, Парацельсу (1483 - 1541). Развитие химии привело к осуществлению в XIX веке мечты Парацельса. Из растений были выделены чистые действующие вещества.
В XIX в. были выделены и начато изучение основных групп действующих веществ из растений — алкалоидов, гликозидов, дубильных веществ, начато изучение растительных пигментов и витаминов.
ГЛАВА 4.
Применение лекарственных растений на территории России
Древняя Русь
На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т. е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных лекарственных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др.
С принятием христианства, распространением письменности и грамотности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. С введением религии характер лечения несколько изменяется. Христианская религия вносит новые элементы — молитву и Пост. Медициной начинают заниматься духовные лица.
Древнейшим памятником русской медицинской литературы являются статья в «Изборнике Святослава», в которой содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в X в. с греческого подлинника для болгарского царя Симеона, а в 1073 г. переписан на Руси для черниговского князя Святослава Ярославича. В этой своеобразной энциклопедии помимо других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений. В ней упоминаются «полынное зелие», употребляемое при лихорадках, белена, болиголов, о котором сказано: «никтоже ум имый, не зобле» (не ест).
В «Физиологе» и «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского, переведенных на русский язык в конце XI в., наряду с богословскими сведениями дается краткое изложение анатомии человека в том виде, в каком она представлялась древним грекам, дается описание лечебного действия аконита, болиголова, белены.
В летописях упоминаются «лечцы» из среды монахов, пользовавшиеся средствами народной медицины, — Демьян Целебник и Агапит — «врач безмездный», лечивший в Киеве в XII в. Агапит излечил киевского князя Владимира и отлично знал, «каким зельем лечится какой недуг». В XI в. в Киевской Руси при крупных монастырях создаются «шпитали». В летописях упоминаются Ефрем Переяславский, открывший в XII в. лечебницу в Переяславле, Григорий Премудрый, Ипат Целебник и др. Все эти врачеватели лечили травами и лекарствами собственного изготовления. Слава о их лечении долго сохранялась в народной памяти. Они успешно конкурировали с врачами-иностранцами при Киевском дворе — выходцами из Византии, Грузии, Сирии, Армении.
Как отражение этого процесса получил распространение культ христианского святого Пантелеймона-целителя, получившего на Руси имя Пантелея и имевшего свой исторический прототип. По преданию, святой Пантелеймон (III в. н. э.) родился в г. Никодимии (на территории нынешней Молдовы) в семье богатого римлянина. Мать, ревностная христианка, пыталась внушить сыну христианские принципы, но рано умерла. Отец, не разделявший взглядов жены, дал сыну классическое образование, а затем отдал его обучаться врачебному искусству к знаменитому придворному врачу Евфросину, где юноша вскоре достиг больших успехов. Быть бы ему придворным врачом, но в это время он попадает под влияние христиан, которые обращают его в свою веру. Дальнейшая его деятельность протекаем на родине в Никомидии. Как знающий и бескорыстный врач он быстро завоевал популярность, чем возбудил зависть у своих коллег. На него донесли императору Максимилиану, который жестоко преследовал христиан. Пантелеймон был подвергнут мучениям и казнен. Ему и его помощи как святого приписывают ряд чудесных исцелений. В народном представлении — это добрый и мудрый собиратель трав, помощник всех страдающих телесными либо душевными болезнями.
Во времена правления Владимира Мономаха распространению лекарственных растений в Древней Руси способствовал приглашенный в Киев греческий врач Иоанн Смер (1053—1125). Об уровне древнерусской медицины можно судить по медицинскому сочинению «Аллима» (в русском переводе — «Мази»), написанному около 1130 г. внучкой Владимира Мономаха — Евпраксией Мстиславовной, выданной замуж за Византийского императора Алексея Комнина и получившей при коронации имя Зоя. По-видимому, еще с детства она интересовалась народной медициной, изучила ее и успешно занималась лечением, за что и получила в народе имя Добродеи.
Трактат «Мази» состоит из пяти частей, включающих 29 глав. Первые три части содержат гигиенические советы и указания, а две последние — описание некоторых болезней и средств их лечения. В пяти главах четвертой части приведены рецепты для лечения различных наружных болезней: «О болезнях рта», «На паршивость головы». В частности, в качестве ранозаживляющего рекомендуется печеный лук. В пятой части две главы: «О болезнях желудка», «О болезнях сердца».
Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами, русский народ с давних времен применял в лечебной практике медицине. Назначался он в чистом виде и в смесях с отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печеным луком и многими другими веществами.
В трактате не только систематизированы разрозненные медицинские сведения того времени, в значительной степени это оригинальное сочинение. Заслуга автора в том, что в отличие от других средневековых медицинских сочинений сюда не включены существовавшие тогда нелепые средства лечения. Название «Мази» здесь использовано в значении «лекарственные средства».