Как бы ни противоречили друг другу авторы проектов, все они были согласны в одном — в названии. Для современного уха прилагательное "присяжный" звучит несколько экстравагантно, но для того времени это считалось естественным. Члены Института должны были принять торжественную присягу, подобную клятве Гиппократа. Вот ее текст:
"Обещаю и клянусь Всемогущим Богом и Крестом Господним исполнять, по крайнему моему разумению, поручения, какие будут возложены на меня установленными властями, не совершать ничего противного доброй вере в торговле и промышленности, охранять интересы моих доверителей и других лиц и учреждений, дела которых будут мне поручены, и вообще честно и добросовестно исполнять все обязанности, принимаемого мною звания Присяжного счетовода, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде Его. В удостоверение чего целую Евангелие и Крест Спасителя своего. Аминь." (Для лиц нехристианского исповедования форма клятвы изменялась сообразно их вероучению.)
Однако основная масса счетных работников все же была против создания Института, не верила ни в его возможности, ни в его способности защитить и поддержать права своих товарищей. Идея сдавать экзамены унижала трудового человека, воспринималась как еще одно оскорбление.
С тех пор прошло сто лет, и поскольку большое видится на расстоянии, очевидно, что бухгалтерская масса, ошибалась, а та горстка энтузиастов, которая заботилась о судьбах профессии, была права. Их наработки, лежащие в библиотечной пыли, должны вскоре воскреснуть, а выраженные в них мысли должны помочь тем, кто строит современный учет.