Министерство здравоохранения Российской Федерации
Московская Медицинская Академия им. И.М. Сеченова
Кафедра истории медицины и культурологии
Контрольная работа № 1
по истории фармации
Тема: «Медико-фармацевтические знания в цивилизациях Древнего и Античного мира».
Работа выполнена
студенткой курса группы заочного отделения
факультета
2009
Тема: «Медико-фармацевтические знания в цивилизациях Древнего и Античного мира».
Вариант №1
1 Какими медицинскими и фармацевтическими знаниями обладали люди в доисторический период? Приведите факты, подтверждающие Ваше мнение.
Принято считать, что на грани раннего и позднего палеолита (40 000—35 000 лет назад) произошло превращение «первобытного человеческого стада» в материнский род. Во многих случаях род оставался материнским вплоть до отделения семьи, накопления богатств и возникновения отцовского рода. В связи с этим ряд исследователей выделяют два главных этапа в эволюции первобытного строя — матриархат и патриархат. Матриархат как этап развития первобытного общества характеризуется прежде всего тем, что во главе рода стоит женщина. Этот период развития характерен еще и тем, что основным способом поддержания существования человека было «собирательство даров природы — плодов, корней, трав. Подтверждением того, что человек на протяжении тысячелетий питался растениями, служат находки антропологов в местах стоянок первобытного человека в Западной Европе. В Неандертале были найдены черепа людей, названных впоследствии неандертальцами. При тщательном изучении этих черепов ученые обратили внимание на массивность зубов и стертость коронок, что свидетельствует о длительном употреблении растительной пищи. Очевидно, что именно на этом этапе люди имели возможность непосредственно определить питательные и лечебные свойства ряда растений.
Большинство ученых считают, что уже в эпоху матриархата эмпирическим путем были обнаружены первые растения, обладающие лечебными свойствами, такие, как болеутоляющие (беладонна), наркотические (мак, табак, индейская конопля), сокогонные (полынь), тонизирующие (женьшень). Подробных данных о первых женщинах-врачевателях история не сохранила. Однако народный эпос из глубины веков донес до нас имена врачеватель»ни, живших в эпоху матриархата: в Египте — Могучая Полидамна, в Чехии —Мудрая Каза, в Колхиде —Медея. Наряду с именами в легендах в древнейших памятниках письменности также сохранились имена женщин-врачей, живших в эпоху первобытного строя. Так. в «Илиаде» Гомер называет светлокудрую Агамеду, знавшую все целебные травы, «сколько земля их рождает?. .Можно утверждать, что накапливавшийся в период матриархата врачебный опыт лег в основу медицинских знаний, которые человечество обрело гораздо позднее.
В процессе развития матриархата первобытные люди были подвержены различным заболеваниям. Об этом свидетельствуют многочисленные находки антропологов. Костные останки несут на себе следы рахита, туберкулеза, травм, анкилозов и др. Первобытные люди чаще страдали от голода, инфекционных болезней, что подтверждается данными . Вместе с тем не установлено достоверных данных о характере и уровне медицинской помощи в этот период. На позднем этапе первобытного общества главной экономической единицей становится община. В ряде мест внутри родового строя формировались большие семьи, племена. Ведущим видом деятельности человека становится охота, в том числе коллективная, на крупного зверя. Для неандертальцев и кроманьонцев (40 000—35 000 лет до н. э.) охота — главный источник существования. Первоначально при обработке камня появились скребло, остроконечник. В позднем палеолите были созданы такие орудия труда, как резцы, тесла, ножи, пилки, копья, дротики, гарпуны.
Переход первобытного человека к охоте, а затем к рыболовству как главному источнику существования имел немаловажное значение для расширения познаний в области медицины. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пишу, способствовал установлению целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жиры. кровь).
В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей. Первобытный охотник рано стал понимать, что животные являются основный источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охранителем здоровья. У многих племен бытовало слово «тотем», что означает «мой род». Отсюда культовое животное (лат. animal) стали называть тотемным животным, а мировоззрение людей анималистическим. В Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции — козел, в Сибири — медведь, на территорий Индии — корова, у славянских племен—дикий кабан и др. Охотники у некоторых племен делали амулеты (из камня, дерева, кости), изображая культовых животных, и носили их с собой. Считалось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье. Даже в более поздние времена в Древней Руси в качестве амулета женщины носили «змеевик» («оберег от всех болезней»).
Длительное время первобытный человек в лечебных целях использовал кровь, золу, животный жир, печень, шкуру животного. В эпоху матриархата накапливался опыт лечения теми или иными лекарственными средствами растительного и животного происхождения, закладывались основы народной медицины.
Эпоха патриархата наступила в период позднего палеолита и в мезолите. Для этой эпохи характерны развитие очагов земледелия, активная охота, одомашнивание животных. В эпоху патриархата изготовление из самородных металлов орудий труда и предметов домашнего обихода (ножи, скальпели) нашло применение в первой хирургической практике. Развитие гончарного производства привело к изготовлению глиняной посуды, в которой можно было варить не только пишу, но и лечебные снадобья.
В период пастушества был открыт ряд растений, обладающих лечебными свойствами. По преданию, пастух Мелампий у животных подметил послабляющее действие трав чемерицы. Пастух Хирон установил, что у животных раны заживают быстрее после поедания ими листьев и ветвей золототысячника. Очевидно, пастухи оказывали хирургическую помощь животным при травмах и переломах конечностей.
Во всех без исключения цивилизациях древности господствовала идея пантеизма (обожествления природы) и политеизма. Идеология политеизма, рассматривавшая пантеон богов как целостную систему, и идея всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) послужили основой для натурфилософских и космогонических теорий древности, исходящих из представлений о единстве мира, возникшего и существующего в результате взаимодействия ограниченного числа противоборствующих стихий или элементов. На основании этих представлений развилось гуморальное учение о четырех соках организма, которые находятся в постоянном движении, то борясь, то поддерживая друг друга, и от характера смешения которых зависят состояния здоровья и болезни. Стихийный материализм и диалектические идеи, содержащиеся в космогонических теориях древнегреческих философов, определили гилозоистическую направленность древних медицинских школ, их представления о целостности организма, учение об этиологии, основанное на признании причиной болезни нарушение гармонии космических стихий в организме.
Формирование отдельных научных знаний и методов связывают с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. Что послужило причиной культурного переворота – это по сей день предмет дискуссий историков. По мнению М. К. Петрова, такой причиной стал приморский характер греческой цивилизации, проще говоря - пиратский корабль. Древневосточные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая были континентально-речными и, следовательно, защищенными от угрозы с моря. Для греков же как для людей, живущих на морском берегу, всегда существует угроза с моря, поэтому гончар, плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле - это тоже бывшие гончары и плотники. Следовательно, возникает настоятельная необходимость совмещения профессий. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необходима интеграция, которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного общества. Это означает и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни решают, другие исполняют), что впоследствии приводит к осознанию роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Систематизация законов, устранение в них противоречий - это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику. Это – первая причина того, что наука зародилась именно в Греции.
Вторая причина – демократически-полисный характер греческой цивилизации. Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенденции в жизни греческого общества, приводящие к критике аристократической системы ценностей. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. Стимулируются публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным интересам спорящих, что способствовало развитию критичности, без которой немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться "наука доказывающая", логическое или математическое доказательство лежит в основе труда любого греческого ученого.