Смекни!
smekni.com

Психологическая концепция ВМ Бехтерева (стр. 2 из 4)

В конце 19 века практика медицины потребовала выделения психологии в самостоятельную науку. С разработкой психологических проблем было связано дальнейшее развитие способов практического воздействия на человека в системе трудовой, педагогической, медицинской и многих других видах деятельности. Поэтому психология становится к началу 20 века одной из ведущих дисциплин.

В психологии России конца 19 века в момент ее самоопределения реально существовало три главных направления, характеризующих различные взгляды на понимание сущности психики, методов ее исследования: идеалистическое (А.И. Введенский, А.И.Смирнов, М.Н. Лопатин и другие), Эмпирическое (Г.И. Чепанов), материалистическое (И.М. Сеченов).

История показала, что становление передовых направлений в отечественной психологией было связано с развитием и углублением идей, лежащих в основе учения И.М. Сеченова, который первым поставил задачу развития психологической науки как самостоятельной отрасли знания, обосновал необходимость опытного экспериментального метода в познании психического.

Большую роль в реализации сеченовской программы, ее организационном оформлении сыграли психофизиологические лаборатории, созданные в конце 19-начала 20 веков в России. Особое место занимает первая экспериментальная психофизиологическая лаборатория, созданная В.М. Бехтеревым при Казанском государственном университете, где он получил должность заведующего кафедрой душевных болезней в 1885 году, после возвращения из-за границы.

За короткий промежуток времени ее сотрудники провели и опубликовали около 30 исследований. Это были первые работы, в которых оформлялись общие принципы психологического экспериментирования.

Обобщение результатов исследований нашло отражение в речи, произнесенной В.М. Бехтеревым на торжественном годичном акте КГУ в 1888 году «Сознание и его границы». В ней Бехтерев отразил свои взгляды на проблему сознания и наметил принципы экспериментального психологического исследования, получившее развитие в последующей научной деятельности.

Последовательно материалистический подход к оценке сознания как отражению объективного внешнего мира сочетается в этом труде с его онтологическим анализом, включающим и изучение его структуры, уровней и функций. Сознание, по Бехтереву, есть то, что связывает все психические переживания человека и является субъективной стороной психики. Бехтерев попытался представить сознание как целостное явление. Для определения индивидуального характера психических проявлений Бехтерев вводит понятие «яркость» (или интенсивность окраски психических процессов). Им выделяются уровни сознания, представляющие собой ступени его формирования в онтогенезе. При первом уровне имеет место неясное безотносительное чувствование собственного существования. Второй характеризуется наличием определенных представлений о положении собственного тела, движении отдельных его частей. Следующий уровень сознания отличается наличием пространственных представлений о внешним мире.

На четвертом уровне возникает способность улавливать последовательность внешних явлений, на основе чего вырабатывается сознание времени.

На пятом - происходит сознание своей личности, которая выражает развитие нравственных, религиозных, правовых представлений.

Высшей ступенью сознания является «то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой – может давать отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы» (Бехтерев В.М. Сознание и его границы – Казань, 1888 – С. 10).

В ходе нормального развития идет переход от низшей формы к высшей. В случае патологии сначала рассматриваются высшие формы сознания, затем – более простые. Этот вывод Бехтерев нашел подтверждение в работах ряда русских клиницистов.

Особенно важным представляется вывод В.М. Бехтерева о внутреннем опсредовании психических явлений. «Наблюдение показывает, - писал он, - что процесс введения представлений в сферу ясного сознания зависит только частично от внешних условий, главнейшим же образом – от внутренних условий» (Бехтерев В.М. Сознание и его границы – Казань, 1888 .--с. 26)

Анализируя данные экспериментального исследования, он указывает на зависимость характера восприятия и запоминания материала от психологического состояния испытуемого, степени его утепления, отношения к воспринимаемому материалу, установок, нравственных позиций человека. Индивидуальный опыт, богатство знаний и переживаний, накопленных человеком в жизни, является внутренней средой, которой опосредуются все внешние воздействия. Эта идея индивидуально-личностного опосредования психики в настоящее время получила серьезное теоретико-методологическое обоснование и приобрела статус одного из главных и основополагающих принципов отечественной психологии.

Определяя научные основы экспериментальной психологии, Бехтерев подчеркивал необходимость ее точного взаимодействия с другими дисциплинами, занимающимися исследованием человека и высказывал мысль единства теории, эксперимента и практики.

Сегодня эти положения составляют методологическую основу отечественной психологии: целостный подход к исследованию сознания; комплектность; личное опосредование психических процессов; единство теории, практики, эксперимента.

Рассмотрим возможные причины формирования комплексной стратегии научного творчества Бехтерева. Первая и исходная кроется в научной биографии Бехтерева. Он пришел в науку, имея опыт врачебной деятельности, где объектом его воздействия являлись реальные люди, отличающиеся определенными свойствами и психическими характеристиками. Это обусловило выделение в качестве предмета исследования человека во всей его целостности, в единстве всех его сторон. Стремление рассмотреть человека в разных ипостасях вступало в противоречие с биологизаторскими тенденциями, выражающиеся в доминировании природных основ при недооценке общественно-исторических и культурных факторов детерминации развития человека в филогенезе и отногенезе

Но сама по себе идея всестороннего изучения человека легла в основу развития комплексного человекознания в отечественной науке.

Целостное представление о человеке, определяло ход и динамику научных интересов Бехтерева. Он углубляется в изучение анатомо-физиологических основ нервно-психических расстройств, делает предметом специального исследования – мозг и нервную систему. И опираясь на полученные данные, Бехтерев на более масштабном уровне обращается к анализу психических явлений. Объектом его изучения становятся как больные, так и здоровые люди. Он пытается рассмотреть место психики в общем, эволюционном ряду развития живой материи, найти и исследовать формы ее связи с физическим миром. Психический компонент в его научной концепции занял место надстройки над другими уровнями. Это определяло и понимание Бехтеревым существа психологических явлений как материально обусловленных и проявляющихся в поведенческих актах.

Намеченную нами схему хода развития научных взглядов Бехтерева неверно было бы представлять в виде линейной хронологической последовательности. В ней отражается лишь стратегическое направление, доминирование на определенных этапах тех или иных аспектов в структуре творческой деятельности Бехтерева. Уникальность его состояла в том, что он был в состоянии одновременно подойти к исследуемому объекту и глубоко аналитически и комплексно охватить разные его стороны и уровни развития, выделить существенные связи, имеющие место в целостном организме.

3. Исследования мозга и нервной системы.

Безусловно, главным и доминирующим в разработке всех направлений и проблем человекознания был неврологический подход. Он признавал основополагающую роль мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека, в регуляции его взаимоотношений с миром.

Центром неврологических исследований Бехтерева становится проблема локализации, рассматриваемая им в двух аспектах: с точки зрения изучения структурной локализации, выявления топографии мозга, о также исследования функциональной локализации. В конце 19 века вопросы строения мозга оставались чрезвычайно слабо изученными. Поэтому исследования Бехтерева были революционными. Самым тщательным образом Бехтеревым были изучены практически все области головного и спинного мозга, а также проводящие пути, обнаружены и описаны разные клеточные структуры.

Результатом исследований в области анатомии стало создание многочисленных схематических моделей строения мозга, подготовка ряда оригинальных научных работ и классического двухтомного труда «Проводящие пути головного и спинного мозга» (1892), выдержавшего три издания, переведенного на другие языки. За этот труд Бехтерев был удостоен премии академика Бэра Раи.

Глубокое изучение анатомических основ мозговой деятельности, практическая ориентированность исследований Бехтерева, стимулировали его к поиску механизмов, определяющих работу мозга в норме и патологии, что привело ученого к постановке проблемы функциональной локализации. Бехтерев выдвигает и обосновывает фундаментальный принцип исследования мозга – принцип структурно-функционального подхода, означающий изучение строения мозга в единстве с его функциями.

В цикле его физиологических трудов убедительно, на большом фактологическом материале выявляются функциональные особенности мозга. Используя метод развития, раздражения и разрушения нервной системы, Бехтерев устанавливает и тщательно исследует корковые центры зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых ощущений; изучает анатомо-физиологические основы болевой чувствительности, корковые регуляторы мимических движений. Изучение органов статистической координации открывает Бехтереву возможности для научной постановки проблемы пространственных ощущений.