Смекни!
smekni.com

Психологическая концепция ВМ Бехтерева (стр. 3 из 4)

Отражает целостность научного подхода ученого попытка рассмотреть нервно-психические явления в контексте общей системы жизнедеятельности организма и исследовать связи мозговых процессов с деятельностью нервной вегетативной системы, желез внутренней секреции, и т. д.

Итоги физиологических исследований Бехтерева в обобщенном виде предоставлены в наиболее фундаментальном труде «Основы учения о функциях мозга» (СП б, 1903-1907 г).

4. Бехтерев В.М.- выдающийся психиатр и невропатолог.

Важной сферой исследований Бехтерева были невропатология и психиатрия. Его достижения в разработке проблем нервной и психической патологии имели в своей основе глубокие знания анатомо-физиологических закономерностей мозговой активности. Ему удалось преодолеть традицию «чистого психологизма» в анализе душевных расстройств, природы их происхождения и подготовить разработку этой проблемы на материалистическую почву.

В качестве основной причины психических нарушений он выделяет в первую очередь изменения в деятельности нервной системы и мозга, которые, по его мнению, могут либо иметь травматический характер, т.е. быть прижизненно возникшими, либо являются наследственно обусловленными. Но в то же время, он не сводил причины душевных болезней исключительно к анатомо-физиологическим нарушениям, а считал необходимым рассматривать мозговые процессы в единстве с деятельностью всего организма. Это значительно расширяло круг факторов и причин, подлежащих учету и исследованию, такой подход открывал возможности для перехода от статистического изучения мозговых структур и исследованию динамики взаимодействия разных отделов нервной системы и организма в целом как основы душевных процессов.

Наконец, целостный подход требовал выяснения условий жизнедеятельности организма, т. е. Вводил в число причин внешние социальные факторы. Единство внешнего и внутреннего в объяснении причин психических заболеваний – одна из особенностей психиатрической школы Бехтерева.

Активная позиция, стремление найти истинные причины, приводящие ко всякого рода душевным деформациям, определить пути оздоровления народа, естественно, выдвинули В.М. Бехтерева в число выдающихся ученых и общественных деятелей своего времени.

Огромное значение Бехтерев придавал профилактике заболеваний, т. к. по его мнению, умение предотвратить болезнь более значимо, чем умение лечить ту же болезнь. Много времени он посвящал тому, чтобы вопросы психогигиены, профилактики душевных заболеваний обрели статус проблем государственной значимости.

Страшным злом считал Бехтерев алкоголизм, в основе которого лежит социальное неблагополучие, тяжелые условия жизни. Нанося огромный ущерб психике, он отражается на психологическом здоровье не только пьющего человека, но и будущих поколений. Бехтерев был сторонником крайних мер и не одобрял политику государства, которое использовало алкогольные напитки как доходную статью. Предложенная им программа против алкоголизма, разработанные методы лечения радикальны, ориентированны на интересы человека, его сегодняшние и завтрашние перспективы и должны стать предметом серьезного осмысления при решении данной проблемы и на современном этапе.

Бехтерев отказывается от субъективных методов исследования психопатологических явлений и кладет в основу их объяснения принципы рефлекторной организации нервной деятельности. Им описано более 10 новых видов рефлексов, разработаны способы их использования в диагностике и лечении душевных расстройств.

Бехтеревым были исследованы многочисленные симптомы, относящиеся к патологии чувствительности, различного рода нервным и психическим расстройствам, дана их классификация; описаны сложные клинические явления. Результатом явилась подготовка таких работ, как «Классификация душевных болезней» (Казань 1891 г), «Неврозопатологические и психиатрические наблюдения» (СП б 1900 г), «Неврозы и психоневрозы» (М, Л, 1929 г) и др.

Бехтерев одним из первых русских психиатров стал использовать в лечении душевных болезней гипноз, доказав на практике его эффективность. В таких работах как «К вопросу о врачебном значении гипноза» (Казань, 1893 г); «Лечебное значение гипноза» (СП б, 1900); «Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение» (СП б, 1911) Бехтерев подробно разбирает ряд теоретических вопросов, дает широкий круг клинических показаний к применению гипноза в лечебных целях. Он справедливо утверждал, что гипноз, внушение и психотерапия применимы не только при функциональных заболеваниях нервной системы, как истерия и различные психоневрозы, но также могут быть показаны при органических заболеваниях нервной системы. При всех органических заболеваниях имеют место те или иные психогенно обусловленные функциональные нарушения, на которые может быть оказано воздействие через внушение. И устранение этих функциональных наслоений может благоприятно сказаться на самочувствии больного.

Для эффективности лечения Бехтерев использовал психологический эксперимент. Большинство его научных трудов выполнены на наблюдениях за больными, страдающих различными формами душевных расстройств.

4. Теория В.М.Бехтерева о рефлексологии

В 1893 году начинается новый этап в научной деятельности Бехтерева. Он получает предложение возглавить кафедру и клинику нервных и душевных болезней в Петербургской военно-медицинской академии. Здесь по его инициативе организованы: анатомическая лаборатория для изучения строения центральной нервной системы, лаборатория экспериментальной психологии. В 1899 году за большие заслуги перед отечественной наукой он был удостоен звания академика Военно-медицинской академии.

Петербургский этап творчества Бехтерева характеризуется определенной стадиональностью, общее их направление составляет переход от объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии, отказывающейся от исследования психических явлений и акцентирующей внимание лишь на их внешних проявлениях. Содержание рефлексологических идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии» (СПб, 1907-1910); «Общие основания рефлексологии» (Пг, 1918); «Объективное изучение личности» (Пг, 1923); «Общие основы рефлексологии» (М, ПГ, 1923) и другие.

В работе «Объективная психология» обоснуется перспективность объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит уже полный отказ от психологии, психических явлений, системы ее категорий и понятий. Отвергнув субъективную психологию, Бехтерев ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго объективном методе изучения психики. Он приходит к выводу о существовании единого нервно-психического процесса, в котором в нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Деятельность человека представляет собой сумму рефлексов, различающихся по сложности и характеру, особенностям организации. Центром изучения Бехтерева становится не психика, сознание, а их внешние проявления.

Таким образом, от утверждения идеи объективного изучения психики Бехтерев приходит к ее снятию и замене психического процесса физиологическим. Психология заменяется рефлексологией. Принимая интроспективное определение сознания как единственно возможное, как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить, он выбирает единственно в этих обстоятельствах возможное решение – отказ от изучения психики, сознания вообще и обращение к исследованию поведения.

В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие из всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия.

Но эти ошибочные подходы к исследованию психики не означают огульного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и, прежде всего, глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получивших дальнейшее развитие положений, касающихся комплексного системного изучения человека.

Бехтерев считал, что психология – это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии.

Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления – коллективная рефлексология (Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.-Пг.,1921). Впервые им было дано определение общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально – психологических процессов. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его положений, не только не утратившие своей актуальности, но и остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.