Смекни!
smekni.com

Судебно-медецинская идентификация личности (стр. 1 из 5)

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

В следственной практике вопрос установления личности челове­ка (потерпевшего, подозреваемого и других лиц, причастных к де­лу) обычно решается при помощи изучения документов, удостове­ряющих личность.

Однако в ряде случаев (при отсутствии документов или сомне­нии в их подлинности) правоохранительные органы назначают су­дебно-медицинскую экспертизу для идентификации личности. Так­же такие экспертизы проводятся при судебно-медицинском исследо­вании трупов неизвестных лиц, в том числе расчлененных, а также скелетированных останков. В настоящее время судебно-медицин­ская наука располагает большим количеством научных данных о ме­дицинских и медико-биологических свойствах личности, ее отобра­жениях, способах выявления, методах исследования и критериями оценки, что составляет содержание данного раздела.

Дактилоскопическая идентификация

Изучение пальцевых узоров является предметом исследования дактилоскопии («дактило» — палец, «скопео» - смотрю).

Характерен следующий случаи, связанный с похищением из Лувра знаменитой картины «Джоконда». Полиция тщетно допра­шивала сотрудников музея, занимаясь, как тогда было принято, ан­тропометрическим обмером подозреваемых лиц. Более чем двухлет­ние поиски похитителя были безуспешными.

А между тем, на одной из черных лестниц в Лувре были найдены обломки рамы, в которой висела картина. На стекле рамы вырисо­вывался отпечаток большого пальца левой руки, который был сфо­тографирован. Однако никому не пришло в голову сличить эту фо­тографию с оттиском пальцев одного из рабочих, бывших в тот зло­получный день в Лувре.

Через два года похититель картины, итальянский маляр, рабо­тавший в Лувре, когда исчезла «Джоконда», продал ее флорентий­скому антиквару за 500 лир и был арестован. Если последовавший затем праздничный фейерверк увенчал возвращение картины в Лувр, то фотография с оттиском пальца похитителя привела к введению в полицейский розыск дактилоскопии.

Три закона лежат в научной основе дактилоскопии.

I. Закон постоянства — рисунок папиллярных узоров в течение всей жизни человека остается в основном неизменным.

Этот закон был известен человечеству давно, ибо пальцевые от­печатки служили в качестве подписи или своеобразной печати, удо­стоверяющей подлинность документа.

Гистологические исследования кожи свидетельствуют о постоян­стве рельефа сосочков кожи. В сосочках кожи, как известно, имеют­ся концевые капилляры кровеносных, лимфатических узлов и нерв­ные окончания. Непосредственно на сосочковом слое лежит герментативный слой эпидермиса, повторяющий рельеф сосочков, причем все вышележащие слои вплоть до рогового слоя им также соответст­вуют.

С законом постоянства пальцевых узоров связан и следующий, второй закон, закон восстанавливаемости.

II. Закон восстанавливаемости — при поверхностных поврежде­ниях папиллярный узор восстанавливается в первоначальном виде.

Восстановление пальцевого узора возможно лишь при отсутст­вии травматизации герментативного слоя и сосочков дермы. При ту­беркулезе, глубоких панарициях, проказе, полиомиелите, парали­чах центрального происхождения в результате поражения этих от­делов пальцевой узор грубо нарушается.

Следует помнить, что дактилоскопия возможна при гнилостных изменениях трупов, а при резкой мумификации после обработки концевых фаланг водой или глицерином в смеси со спиртом удается получить четкий пальцевой узор.

III. Закон индивидуальности — рисунок папиллярных узоров индивидуален для каждого человека.

Этот закон подтверждается многолетней дактилоскопической практикой. Он вытекает также из общебиологической закономерности, гласящей, что в живой природе нет, и не может существовать двух идентичных форм.

Весьма любопытно и математическое доказательство этого зако­на. Условно выделим 4 особенности пальцевых узоров: вилка, гла­зок, обрывок папиллярной линии и отдельно стоящая папиллярная точка. Если разделить дактилоскопический узор пальца на сто рав­ных клеток, то в каждой из них по теории вероятности окажется не менее одной из четырех перечисленных особенностей.

Какое же количество различных, а, следовательно, индивидуальных узоров можно получить путем различных комбинаций этих че­тырех особенностей? Таких перестановок может быть 4100, что дает астрономическое число, имеющее 61 знак.

Займемся арифметикой дальше. Если считать, что за одно столе­тие на земном шаре проживает 5 миллиардов людей, то на обе руки требуется всего 50 миллиардов индивидуальных узоров, т.е. число, имеющее всего 11 знаков.

На сколько же столетий хватит запаса индивидуальных папил­лярных узоров? Для решения этого вопроса надо общее число вари­антов узоров разделить на 50 миллиардов. Получится ас­трономическое число в 49 знаков.

При этом вся предшествовавшая история человечества, если прародителями рода считать австралопитеков, живших 2,5 миллио­на лет назад, использовала число всего с 5 знаками.

Следовательно, человечеству остается такой запас вариантов пальцевых узоров, что если уж беспокоиться, то только о том, что­бы человечество прожило на Земле так долго, чтобы были использо­ваны все их варианты.

Пальцевые узоры обнаруживаются с 3 – 4 месяцев внутриутроб­ной жизни и окончательно формируются у 6-месячного зародыша, сохраняются на протяжении всей жизни человека.

Различают три системы линий пальцевых узоров:

1) внутренний рисунок — центральная часть, составленная из дуговых узоров, петлевых или круговых;

2) линии наружной зоны — линии, окаймляющие сверху и с бо­ков внутренний рисунок;

3) базисные линии – линии, расположенные у основания внут­реннего рисунка, параллельно или почти параллельно по отноше­нию к фаланговой складке.

Соединение трех систем линий образует треугольной формы фи­гуру — дельту.

Отпечатки пальцев рук снимает следователь или оперативный работник. Судебно-медицинский эксперт оказывает помощь в разги­бании согнутых пальцев рук в результате трупного окоченения. Раз­гибание пальцев рук достигается либо простым механическим раз­рушением окоченения, либо производят перерезку сухожилий сги­бателей в области запястья.

Для идентификации пальцевых отпечатков, по теории вероятно­сти, следует найти от 12 до 17 совпадений.

Французский криминалист Э. Лонар предложил использовать пороскопический метод идентификации, главным образом в случа­ях, когда встречаются отпечатки кожи, не имеющие папиллярных узоров (кожа предплечья), или когда имеется лишь небольшой уча­сток папиллярного узора с количеством особенностей, недостаточ­ным для дактилоскопической идентификации. Метод основан на ин­дивидуальных особенностях строения пор кожи, не повторяющихся по аналогии с папиллярными узорами.

В настоящее время доказано, что узоры складок губ, по анало­гии с папиллярными линиями, строго индивидуальны и подчинены тем же законам дактилоскопии, о которых было сказано ранее. Правда, совпадение набора отдельных элементов может повторять­ся 1 на 10 000.

Особые приметы

К особым приметам относятся признаки внешности, которые возникают как аномалии. Они могут быть врожденными и приобре­тенными.

К врожденным особым приметам относятся родимые пятна, микрофтальмус, пороки развития; к приобретенным — рубцы, опу­холи, татуировки.

Татуировка, по-видимому, была известна в глубокой древности. Во всяком случае, у аборигенов, живущих в настоящее время в Аф­рике, существует наколка как ритуальное действие.

Возможно, представители странствующей профессии — моря­ки, с их склонностью к незатейливым развлечениям в утомитель­ные часы однообразных долгих плаваний, переняли этот обычай и распространили его на континентах нашей земли.

Отсюда и пошли легендарные татуиристы, преимущественно из моряков, нательная графика которых представляет собой тоталь­ную разрисовку тела.

Долгое время в России широко было распространено заблуждение, что татуировка — это удел уголовного мира. Еще Диккенс в «Путешествиях по торговым делам» описал обычай шотландских рыбаков производить отличительную татуировку рук в сугубо опознавательных целях, ибо раки и омары в первую очередь объедают у утопленников лицо и уши.

Итак, татуировка, какими бы мотивами она ни была обусловле­на, остается важным признаком, который может быть использован для идентификации личности.

Другим признаком для идентификации являются рубцы кожи.

В задачи судебно-медицинского эксперта входит не только описать локализацию, форму, размеры, характер рубцов, но и высказать суждение о времени их возникновения. Иногда по характеру рубцов можно сказать о причине их возникновения, т.е. судить о том, исходом какого повреждения они яв­ляются (рана — резаная, ушибленная; хирургический разрез, ожог и т.д.).

Методы идентификации личности

Идентификацией называется установление тождества различ­ных явлений, предметов, вещей, лиц по их характерным индивиду­альным, присущим только им особенностям, а также по способности этих объектов при взаимодействии друг с другом отражать (отобра­жать) свои свойства в других объектах.

Основные принципы криминалистической идентификации мо­гут быть выражены в следующей форме:

- в процессе идентификации участвуют идентифицируемые (в отношении которых нужно решить вопрос о тождестве) и идентифицирующие (с помощью и с использованием которых решается вопрос о тождестве) объекты;

- объекты идентификации подразделяются на изменяемые и относительно неизменяемые, которые являются устойчивыми в тот пери­од времени, в котором определяется их тождество;

- процесс идентификации включает в себя анализ — глубокое изучение объектов и их свойств с помощью приемов и методов, до­полняющих друг друга и дающих объективную информацию об объ­екте, и синтез – сопоставление исследуемых объектов и оценка их в синтетическом единстве;