Материалом для исследования внешней среды служат: органы птиц, грызунов, и суспензии комаров и клещей.
Диагностика лихорадки Западного Нила строится на традиционных подходах:
· Клиническая диагностика (остролихорадочные заболевание с общеинтоксикационным синдромом с поражением ЦНС или без него).
· Эпидемиологическая диагностика (после выявления больных на данной территории, т.е. после выявления очага инфекции, каждый лихорадящий больной должен рассматриваться как потенциальный больной ЛЗН).
На практике зачастую трудно выделить, что более важно в диагностике – клиническая или эпидемиологическая составляющая, поэтому клинико-эпидемиологические данные должны рассматриваться комплексно с изучением их взаимосвязи.
· Лабораторная диагностика.
В настоящее время широко применяются традиционные стандартные методы исследования: реакция нейтрализации (PH), реакция связывания комплемента (РСК), реакция торможения гемагглютинации (РТГА).
Выделенный вирус идентифицируют, используя ещё ряд методов: например, способность вируса проходить через фильтры, электронную микроскопию, чувствительность к обработке жирорастворителями (эфиром и хлороформом). [1,3,4]
Известно, что реакция нейтрализации является наиболее специфическим из всех используемых серологических методов. В связи с этим ее применяют в качестве подтверждающего теста при идентификации изолятов вируса. Однако и в этом тесте выявляют перекрестно реагирующие антитела. Следовательно, нейтрализация вируса типовой сывороткой без количественного сравнения с гомологической системой недостаточна для идентификации вируса. Эта реакция ставится обычно на новорожденных мышах в качестве защитного теста, а также в культуре клеток с использованием метода бляшек.
РСК может быть использована с целью определения антигенных групп вирусных изолятов. Эта реакция не всегда применяется как подтверждающий тест, так как между арбовирусами, относящимися к одной и той же антигенной группе, наблюдаются перекрестные реакции, число которых может быть снижено за счет использования специфических моноклональных антител.
РТГА используется для распределения вирусных штаммов по антигенным группам, однако она редко используется для специфической идентификации из-за выраженных перекрестных реакций между вирусами, относящихся к одной и той же антигенной группе. Она также широко используется при эпидемиологических обследованиях на вирусные инфекции, так как антигемагглютинины имеют относительно продолжительный срок жизни. Однако применение этих антител ограничено вирусами с гемагглютинирующей активностью. Для тех вирусов, которые не гемагглютинируют в обычных условиях, может быть использована реакция пассивного торможения. Неспецифические ингибиторы и природные гемагглютинины, представляющие проблему при интерпретации полученных результатов, могут быть удалены путем обработки сывороток.
Кроме этого в последнее время для специфической диагностики арбовирусных инфекций и ЛЗН в том числе, все шире используются методы, которые еще недавно считались дополнительными и использовались крайне редко, например:
· определение вирусных антигенов методами прямой и непрямой иммунофлюоресценции;
· использование моноклональных антител для идентификации новых вирусных изолятов;
· использование иммуноферментного метода – реакции энзиммеченных антител (РЭМА) и радиоиммунного анализа (РИА);
· применение биохимического анализа вирусных белков и нуклеиновых кислот, а именно электрофореза в полиакриламидном геле и олигонуклеотидного картирования.
На сегодня всё большую активность стали приобретать ускоренные методы диагностики вирусных инфекций. Ускоренная постановка диагноза особенно важна в случае арбовирусов и вирусов, передаваемых грызунами, в связи со многими опасными для жизни заболеваниями этой категории (как, например, желтая лихорадка, геморрагическая лихорадка денге, энцефалиты и лихорадка Ласса), а также в связи с быстрым распространением возбудителей переносчиками.[3,7]
Дифференциальная диагностика ЛЗН
Учитывая острое начало заболевания, лихорадку, общеинфекционный синдром, клинические проявления со стороны ЦНС в начальном периоде заболевания дифференциальную диагностику следует проводить с другими арбовирусными инфекциями, астраханской риккесиозной лихорадкой, гриппом, другими респираторными инфекциями, орнитозом, туберкулезом, листериозом, лимфоцитарным хориоменингитом и энтеровирусной инфекцией.
ЛЗН с поражением ЦНС, протекающую с явлениями менингита и менингоэнцефалита, следует, в первую очередь, дифференцировать с энтеровирусным менингитом, лимфоцитарным хориоменингитом, гнойными менингитами; т.к. часто заболевание развивается у лиц пожилого и старческого возраста, то необходимо проводить дифференциацию и с острым нарушением мозгового кровообращения.
Важными критериями, позволяющими четко дифференцировать ЛЗН от других заболеваний, являются лабораторные методы диагностики.
Лечение Лихорадки Западного Нила.
Организационные мероприятия основаны на обязательной госпитализации больных с подозрением на арбовирусную инфекцию любой этиологии в инфекционные стационары, имеющие отделения или палаты интенсивной терапии. Основу терапии составляют патогенетические мероприятия, которые проводятся посиндромно.
Интенсивное наблюдение и уход. Включает в себя наблюдение и регистрацию в карте интенсивного наблюдения параметров сердечно-сосудистой деятельности (АД, ЧСС), внешнего дыхания (глубина, ритм, частота дыхания), функции почек (почасовой и суточный диурез), температуры тела и других показателей. Наряду с этим обязательно регистрируют и учитывают объем и состав инфузионных средств, используемые медикаменты. Интенсивный уход заключается в своевременном кормлении больных (через рот или зонд), перестилании постелей, уходе за трахеостомой, инкубационной трубкой, налаживании эффективного увлажнения вдыхаемых газов, туалетных ванн или обтирания тела.
Патогенетическая терапия:
- мероприятия, направленные на устранение отека мозга;
- профилактика и терапия нарушений внешнего дыхания;
- мероприятия, направленные на устранение нарушений функций сердечно-сосудистой системы;
- мероприятия, направленные на устранение судорог;
- мероприятия, направленные на устранение гипертермического синдрома;
- мероприятия, направленные на устранение отека мозга, определяющего тяжесть и исход заболевания.
Коррекция нарушений водно-электролитного обмена и дегидратационная терапия проводится методом форсированного диуреза. За первые 2-3-е суток водный баланс формируется отрицательным, т.е. выведение жидкости превышает ее введение на 20-25 мл/кг массы тела с учетом всех патологических потерь и физиологической потребности (рвота, транспирация, перспирация, диурез). За эти сутки из организма должно выделяться жидкости больше, чем вводится в количестве примерно 5% от массы тела. Последующие сутки водный баланс удерживается нулевым, т.е. сколько организм жидкости получает, столько и выводится. Состав инфузионных сред: 10% раствор глюкозы, реополиглюкин, гемодез, препараты крови (замороженная плазма, альбумин). Внутривенно вводится 30-50% потребностей. Соотношение кристаллоидных и коллоидных препаратов 3:1. При необходимости проводится парентеральное питание с использованием аминокислотных взвесей и жировых эмульсий. Форсирование диуреза осуществляется сочетанием в первые двое суток осмотических диуретиков и салуретиков. Применяемые препараты и дозы: маннитол 15-20% по 0,5-1 г/кг массы тела, лазикс 4-6, до 10 мг/кг массы тела в сутки. В последующие дни – лазикс в дозе 3-5 мг/кг с переходом на диакарб. Показаны препараты сернокислой магнезии 25% раствора путем внутривенной капельной (в составе поляризующей смеси) инфузии или внутримышечного введения, онкодегидранты (20% р-р альбумина, концентрированная плазма).
К опасным нарушениям водно-электролитного обмена приводят ошибки в проведении противоотечной терапии, которые могут вызвать тяжелую общую дегидратацию, сгущение крови. В связи с этим в период её проведения необходимо ежесуточно (а в тяжелых случаях – несколько раз в сутки) проводить учет объема вводимой жидкости, электролитов крови и коррекцию электролитных нарушений. Во всех случаях проведения инфузионной терапии больным с отеком мозга необходимо поднимать головной конец кровати на 300.
Обязательное использование глюкокортикостероидов, предпочтительно дексаметазона 0,5-1 мг/кг массы тела в сутки, ганглиоблокаторов, которые также снижают проницаемость гематоэнцефалического барьера. Используют 5% р-р пентамина, 2,5-5% р-р бензогексония. Данные препараты вводятся под контролем АД, при гипотонии они противопоказаны. Целесообразным является использование панангина, антигипоксантов (оксибутират натрия, цитомак, АТФ, аевит). Кроме того, применяются ингибиторы протеолитических ферментов, контрикал в дозе 1-1,5 тыс. ЕД/кг массы тела в сутки в 3 внутривенных капельных введения. Целесообразно использование десенсибилизирующих препаратов (супрастин, димедрол) по 1-2 мг/кг массы тела в сутки.
Профилактика и терапия нарушений внешнего дыхания:
а) первичные нарушения внешнего дыхания (поражение ствола мозга и дыхательного центра). Клиника: аритмичность дыхания, брадипноэ.
Терапия – ИВЛ. Показания к ее проведению:
- отсутствие спонтанного дыхания;
- нарушение вентиляции легких со стойкими изменениями газового состава крови, присоединение тяжелой пневмонии;