Во время Крымской войны, которую вела Россия с Англией, Францией, Италией и Турцией в течение двух лет Флоренс Найтингейл вместе с 38 сестрами работала в Скутари, в Турции в бараке, где находилось 2300 раненных и больных. Выхаживая их, она добилась снижения смертности с 42 до 2% .
После Крымской войны за свои деньги Ф. Найтингейл в 1856 году поставила на высокой горе под Балаклавой в Крыму большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах, врачах и сестрах.
26 июня 1860 года была открыта Найтингельская испытательная школа для сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне. По окончании ее сестры давали клятву Ф. Найтингейл.
Обязательство Флоренс Найтингейл
"Я, торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство:
Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известны в ходе моей практики.
С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе".
В своих «Записках об уходе» Ф. Найтингейл дала определение сестринского дела, показала его отличие от врачебного дела, она создала модель сестринского дела, т. е. теорию, которую преподавали в первых сестринских школах Европы и Америки. Имя Ф. Найтингейл стало символом милосердия в западных странах.
Каждые 2 года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 медалей ее имени. Это высшая награда для медицинских сестер, активистов Красного Креста. В положении об этой медали говорится, что дается она «не для увенчания карьеры, а для того, чтобы отметить выдающиеся действия и признать исключительно моральные качества награждаемых». В настоящее время эту медаль имеет около 1000 человек.
В 1863 году в Швейцарии был организован Международный комитет помощи раненым, который в последствии переименован в 1876 году в Международный комитет Красного Креста. В этом же году возник и Российский комитет Красного Креста.
Международный комитет Красного Креста (МККК) - это частное независимое швейцарское объединение, но по характеру своей миссии закрепленной в Женевских конвенциях, является международной организацией. Его штаб-квартира находится в Женеве.
Сегодня, помимо МККК, существуют национальные общества Красного Креста и Красного полумесяца.
За свою деятельность МККК был удостоен четырех Нобелевских премий, Анри Дюнан, основатель МККК, получил первую Нобелевскую премию мира. За период с 1919-1944 гг., МККК награждался за гуманитарную деятельность в период мировых войн, а в 1963 году вместе с Лигой общества Красного Креста и Красного Полумесяца - к столетнему юбилею движения. В качестве отличительного знака был выбран швейцарский флаг на белом фоне, в дальнейшем появился красный крест на белом фоне, как негатив швейцарского флага.
Красный Полумесяц является мусульманским аналогом Красного Креста. Представители других религий отнеслись к этой проблеме спокойно, никого из них не возмущала эмблема с христианским символом. Существует и другая эмблема - Красный Крест на белом фоне и вывернутый наизнанку полумесяц. Это эмблема Международной Федерации, созданной в 1919 году по инициативе Англии, Франции и США, в ней работают представители всех стран мира (раньше она называлась Лигой обществ Красного Креста и Красного Полумесяца). Федерация работает оперативно, на добровольных началах, особенно во время стихийных бедствий или вооруженных конфликтов. Зарплату получают только «штатные единицы» - командир отряда и его заместители.
Понятие сестринский процесс впервые появилось в начале 50-х годов в США. В 1955 г. в журнале "Новости общественного здравоохранения" была напечатана статья Лидии Холл "Качество сестринского ухода", в которой исследовательница дала свое описание сестринского процесса. Однако, предложенное ею, толкование не получило общего одобрения среди медсестер. В профессиональной сестринской литературе все чаще встречались новые определения и толкования сестринского процесса.
В основу процесса, представленного в 60-е годы Сестринской школой Йельского университета, был положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента. Согласно утверждению наиболее известной и популярной исследовательницы этого периода Вирджинии Хендерсон, все люди, как здоровые, так и больные, имеют определенные жизненные потребности.
К потребностям Хендерсон отнесла пищу, жилище, одежду, любовь, признание окружающих, востребованность, чувство принадлежности к человеческому сообществу и одновременно чувство своей независимости от других. Она детально разработала положения об основных действиях медсестры по удовлетворению потребностей пациента.