Смекни!
smekni.com

Физиологические особенности человека (стр. 2 из 6)

Существование и развитие организма в среде обес­печиваются процессами познания и исполнения сис­темой психологических регуляторов поведения. Знания,как отображения некоторых реальностей в голове че­ловека, есть явления психики и, в свою очередь, сами являются реальностью, необходимой для целесообраз­ной регуляции нашей активности. Мы можем знать о том, что недоступно органам чувств, и порождать зна­ние о том, чего нет в культуре или природе. Владение теоретическим знанием качественно улучшает практическое решение задач. Ориентироваться в психологи­ческих закономерностях возникновения и динамизма знаний важно для самообразования, организации и улучшения профессиональной деятельности.

Знания о людях и о себе — специфические и важ­ные области явлений, процессов психики. Но не все, что происходит в психике, подотчетно сознанию чело­века. Бессознательные процессы тоже регулируют нашу активность. Они доступны научному анализу и о них важно иметь достоверные сведения.

Человеческая деятельность характеризуется слож­ной динамикой. Она связана многообразными отноше­ниями с индивидуальными свойствами личности, об­щественным и индивидуальным сознанием, опытом человека, его природой и культурной средой. Значе­ние деятельности определяется тем, что психика не только в ней проявляется, но и формируется в течение жизни. О направленности (системе побуждений — идеалов, убеждений, интересов) личности, ее устойчи­вых отношениях к разным сторонам действительности узнают, анализируя деятельность. Ценные или неже­лательные особенности личности складываются в за­висимости от того, в какую деятельность включен че­ловек. Если же мы намерены формировать личность в должном направлении, то следует позаботиться об организации его соответствующей деятельности.

Социологические аспекты

Человек как субъект отношений и сознательной деятельности представляет собой личность. Личность — неотъемлемая составля­ющая общества. Проблемы взаимоотношений личнос­ти и общества, а также закономерности массового поведения людей изучает социология. Попытки объяс­нения особенностей общественной жизни возникли еще в античные времена (Платон, Аристотель и др.). Ари­стотель например, считал, что человек рождается по­литическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. В практике соци­альных отношений средневековых мыслителей (Авгу­стин, Боссюэ) преобладало божественное начало, в соответствии с которым вся история человечества но­сит характер борьбы царства благодати с царством зла.

Мыслители XVII —XVIII вв. рассматривали исто­рию общества как продолжение истории природы и стремились вскрыть естественные законы обществен­ной жизни. Такой подход связывался с развитием на­уки того времени, с поиском единых, универсальных законов мира. Жизнь общества уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов являются атомы, то подобным атомом в об­щественной жизни представляется человек. Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая цель — стремление к самосохранению,— кото­рая порождает страсти, составляющие своего рода пружину поступков людей. Они управляют поведени­ем людей с такой же математической точностью, как физические силы определяют движение природных тел. Действия людей строго закономерны. Свобода в поведении человека, по образному выражению нидер­ландского философа Спинозы (1632— 1677), равносиль­на свободе камня, приведенного в движение по зако­нам механики и «воображающего», что он движется «по собственному желанию».

Французский философ-просветитель Ж. Кондорсэ (1743—1794) полагал, что в основе общественных отношений лежит безграничное совершенствование знаний. «Способность человека к совершенствова­нию,— писал он,— действительно безгранична, рано или поздно настанет момент, когда Солнце будет осве­щать Землю, населенную только свободными людь­ми...». По его мнению, человеческий прогресс подчи­нен определенным общим законам, знание которых помогает предвидеть, направлять и ускорять дальней­шее развитие.

Широко известно высказывание французского философа П. Гольбаха (1723— 1789): «Излишек едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, посылать миллионы людей на бойню, раз­рушать крепости, превращать в прах города, погру­жать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни, и распространять отчаяние и бед­ствие на длинный ряд веков».

Значительный вклад в развитие социологии внес выдающийся мыслитель, немецкий философ Г. Гегель (1770—1831), создавший диалектику. Он считал, что люди творят историю не по собственному произволу, а по необходимости. В истории господствуют закономер­ность и порядок. История — единое целое, в котором каждая ступень лишь определенное звено. Гегель под­черкивал, что развитие общества носит поступатель­ный характер, что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы, а не просто изменение. По его мнению, развитие является движением вперед от несовершенного к более совершенному, причем первое должно быть рассмотрено не в абстракции лишь как несовершенное, а как нечто такое, что в то же время содержит в себе свою собственную противополож­ность, так называемое совершенное как зародыш, как стремление.

Открытый Гегелем закон отрицания позволил разделить проблему противоречия между поступательным движением и повторением, возвра­том к старому, а глубокое понимание диалектики ко­личественных и качественных изменений давало воз­можность понять, как новое в истории возникает из старого и как оно, в свою очередь, стареет и сменя­ется новым. Некоторые ярые сторонники материализ­ма видели в диалектическом понимании общественных отношений идеалистический подход, противопостав­ляя поступательному развитию общества идею искус­ственного вторжения в естественный процесс разви­тия, надеясь на успешное решение социальных про­блем. Однако, как показал исторический опыт, такая идея противоестественна: она ведет к деградации об­щества, а вместе с ним — и личности. Диалектическое понимание развития общества нацеливает каждого человека на созидательную деятельность и кропотли­вый творческий труд.

Антропогенез

Человек — предмет изучения как наук о природе (естество­знания), так и наук о духе (гуманитарного и социального позна­ния). Между естественным и гуманитарным знанием ведется не­прерывный диалог по проблеме человека, обмен информацией, теоретическими моделями, методами и т.п.

Центральное место в комплексе естественнонаучных дисцип­лин о человеке занимает антропология, основной предмет ее изучения — антропосоциогенез, т.е. происхождение человека и общества. Для решения собственных задач антрополо­гия привлекает данные эмбриологии, приматологии, геологии и археологии, этнографии, лингвистики и др.

Антропология — наука о происхождении и эволюции челове­ка. Термин «антропология» происходит от греч. аntropos — чело­век и logos — учение. Антропогенез — эволюционный процесс формирования, человека. Современная антропология рассматри­вает антропогенез как продолжение биогенеза. Основными воп­росами антропологии являются вопросы о месте и времени появ­ления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и факторах, соотношении антропогенеза и социогенеза.

Первоначальные представления о происхождении человека и общества отражены уже в древних мифологиях, чудесное рождение различных поколений богов, а затем и людей состав­ляет канву мифологических текстов. Позже появились различ­ные версии религиозно-креационистского взгляда на проис­хождение человека.

Уже в античной философии появляется идея естественного происхождения человека. В учениях греческих философов Анаксимандра (VII—VI вв. до н.э.), Эмпедокла (V в. до н.э.), Анаксагора (V в. до н.э.), Демокрита (V в. до н.э.), римского по­эта и философа Тита Лукреция Кара (I в. до н.э.) возникновение человека объясняется без апелляции к сверхъестественным си­лам и сущностям.

Однако античные представления о происхождении человека носили натурфилософский, умозрительный, а порой и просто фантастический характер, будучи не столько результатом обоб­щения объективных данных, сколько порождением изощренного воображения древних философов.

Начало научной антропологии относят к середине XVIII в. Так, К. Линней в своей классификации видов растений и живот­ных не просто отнес человека к животному миру, но и поместил его рядом с человекообразными обезьянами. Следующий этап становления научной антропологии связан с идеями Ж. Ламарка, который предположил, что человек произошел от древней человекообразной обезьяны, в силу перемены климатических условий перешедшей к наземному образу жизни и прямохождению. Прямохождение способствовало изменению строения по­звоночника, мускулатуры, кисти, челюстей, головного мозга и т.д. Ж. Ламарк предложил целый спектр верных и интересных идей, но не нашел им убедительных эмпирических подтвержде­ний.

До середины XIX в. в антропологии ведущие позиции по-прежнему занимала креационистская концепция. Систематичес­кое опровержение креационизма началось в середине XIX в. В 40-50-е гг. французский археолог Б. Де Перт, основываясь на находках грубо обработанных каменных орудий, доказывал, что человек появился значительно раньше, чем предполагают биб­лейские тексты. В 1871 г. Ч. Дарвин в работе «Происхождение человека и половой отбор» выдвинул идею животного проис­хождения человека от обезьяноподобного предка и утверждал, что современные человекообразные обезьяны представляют со­бой боковые ветви антропогенеза. К этому времени уже были найдены фрагменты скелетов древних предков человека, кото­рые послужили эмпирическим материалом, подтверждающим гипотезу Ч. Дарвина.