Смекни!
smekni.com

Физиологические особенности человека (стр. 5 из 6)

Остатки скелета палеантропа были обнаружены в 1856 г. в Германии в долине Неандерталь в устье реки Дюссель. Именно по месту обнаружения этот древний человек был назван неандертальцем. Любопытно, что первый череп взрослого палеантропа женского пола был найден еще в 1848 г. на скале Гибралтар в Испании, однако на него об­ратили внимание только после обнаружения костных остатков в долине Неандерталь и появления теории антропогенеза Ч. Дар­вина. Затем фрагменты скелетов палеантропов были найдены также в Азии и Африке. Судя по географии находок, палеантропы не проникли только в Америку и Австралию, но в Европе, Азии и Африке они жили повсеместно.

Рост неандертальцев достигал 160 см, при этом они имели коренастое, крепкое, даже могучее телосложение. Объем мозга неандертальца составлял 1350—1418 см3. В 1908 г. были даже найдены остатки скелета мужчины-неандертальца, объем го­ловного мозга которого достигал 1600 см3. Эта находка позво­лила сделать вывод о том, что размеры мозга некоторых пале­антропов не уступали размерам мозга современного человека. Однако структурно мозг палеантропов сохранял определенное сходство с мозгом человекообразных обезьян: лобные и височ­ные доли были развиты значительно меньше, чем у современ­ного человека.

Неандертальцы умели добывать огонь, занимались охотой, собирательством и вели оседлый образ жизни. Жилищем служи­ли пещеры. Умение искусственно добывать огонь дало возмож­ность обрести относительную независимость от климатических условий и освоить новые территории. Освоение новых земель в свою очередь позволяло повысить эффективность охоты и рыболовства и значительно разнообразить пищевой рацион, основу которого составляло мясо. Неандертальцы охотились на круп­ных животных — медведей и мамонтов. Шкуры убитых животных неандертальцы умело обрабатывали и использовали в качестве одежды.

У неандертальцев помимо естественно-биологического раз­деления труда по полу и возрасту возникает более дифференци­рованное и сложное социальное разделение труда.

Последний этап биологической эволюции человека— неантроп. Неантропы появились по раз­ным оценкам от 150 до 100 тыс. лет назад. На протяжении неко­торого времени неантропы и палеантропы сосуществовали друг с другом. Окончательно палеантропы вымерли около 27 тыс. лет назад, будучи вытеснены менее агрессивными и физически бо­лее субтильными неантропами. В том, что последние — прямые предки современных людей, сомнений нет. Остатки неантропа европеоидного типа были найдены в 1868 г. в пещере Кро-Маньон во Франции, по месту находки этот человек был назван кроманьонцем. Объем головного мозга кроманьонца составляет около 1400 см3, рост от 170 до 180 см, вес около 68 кг. Позже в Южной Франции и Северной Италии были найдены остатки неантропов, у которых различаются негроидные черты.

Кроманьонцы вели оседлый образ жизни, занимались охотой и рыбной ловлей. Жилища строили из деревьев, костей мамон­тов и даже каменных плит. Кроманьонцы охотились на мамон­тов и оленей, для охоты использовались копья с острыми нако­нечниками. Для рыбной ловли применялись гарпуны, которые, так же как и наконечники, привязывались к копьям. Кроманьон­цы шили себе одежду из шкур животных с помощью костяных игл, нитями служили тонкие полоски кожи или кишки живот­ных. Одежда украшалась бусами и ракушками, а орудия охоты и рыбной ловли — различными узорами. Кроманьонцы хоронили умерших, что свидетельствует о наличии религиозных верова­ний.

После возникновения кроманьонца человек биологически не изменился. На сегодняшний день отсутствуют данные, которые свидетельствовали бы о трансформации головного мозга. На протяжении последних 30—40 тыс. лет мозг человека не изме­нился структурно, а его объем в среднем составляет от 1300 до 1400 см3. Безусловно, действие естественного отбора продолжа­ется, однако теперь отбор осуществляется на уровне зародыше­вых клеток, которые при наличии каких-либо серьезных генети­ческих отклонений погибают на ранних стадиях развития.

Несмотря на многочисленные археологические и палеонтологические данные, картина антро­погенеза все еще неполна, многие промежуточные звенья меж­ду человеком и древними обезьянами остаются неизвестными. Сложности возникают еще и потому, что процесс антропогене­за не носил линейного характера. Эволюция не только челове­ка, но и всего живого осуществляется путем постоянного воз­никновения боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие уводят в сторону, и только одна ли­ния в конце концов приводит к появлению человека разумного. Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы. Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться.

Человек – индивид и личность

В современной науке наиболее распространенной являет­ся точка зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и обще­ния. Понятно, что в этом случае особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный этап социализации, который «запускает» или, напротив, «блокирует» гене­тические механизмы.

На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологи­ческой, психологической, социальной. Человека можно рассмат­ривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», т.е. конкретный представитель человеческо­го рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные особенности человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с дру­гими людьми свойствах: как представитель вида человек лишь один из многих.

Человек рождается с не до конца сформированными анатомо-морфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. В отличие от других видов животных он плохо «укоренен» в природе. Животное от рожде­ния имеет большой набор инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если рассматривать его только как биологическое тело, существо недостаточное. В качестве животного он был бы обречен на гибель в природном царстве. Однако в процес­се антропогенеза человек выработал гибкую систему надынстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несо­вершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформи­рованной предшествующим развитием человеческого рода, он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурно-исторические достижения общества. В отличие от животного, способного жить в очень ограни­ченных условиях, к которым оно инстинктивно приспособлено, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими потребностями. Адаптация к реаль­ности происходит благодаря средствам, предоставляемым куль­турой. Культура — мир символов — стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности ин­стинктивных биологических реакций, а с другой — открывая возможности свободного полагания целей и целенаправленного действия.

Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность», которое означает понимающее и мыслящее суще­ство, способное к саморефлексии. Индивид становится личнос­тью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества, поэтому личность иногда определяется как соци­альная индивидуальность. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению. Ребенок не в состоя­нии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия обще­человеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сто­рон природы человека, даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется.

Личность — это динамическая система, находящаяся в по­стоянном развитии. Все элементы этой системы многосторон­не взаимодействуют друг с другом, трансформируя и самих себя, и личностную систему в целом. Единство личности выра­жается в понятии «Я», переживание самотождественности и целостности субъективной реальности также неразрывно свя­зано с чувством «Я». Рефлексирующее «Я» — центр личностно­го универсума, выражение осознанной индивидуальности, одна­ко это не вся личность.

В со­временной науке представлены и другие концепции структуры личности. Например, российский психолог И. Кон предлагает следующую модель:

- экзистенциальное «Я», субъектно-деятельное начало;

- рефлексивное «Я», представление «Я» о самом себе — Я-концепция;

- переживаемое «Я», которое не укладывается в рациональ­ные понятия.

Российский культуролог и философ П. Гуревич рассматрива­ет личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этничес­ких черт и т.п.

Важным для характеристики личности является свойство идентичности. По мнению американского психолога Э. Эриксона, термин «идентичность» имеет несколько смыслов: