Это в очередной раз доказывает, что алкоголь также как и другие наркотики воздействует на приёмные рецепторы организма, предназначенные для эндогенных химических соединений, отвечающих за эмоциональную реакцию организма.
Боль, от которой вынужденно избавляют оперируемого больного[54] — это одна из полезных для жизнедеятельности человека сильных негативных эмоций, которая сигнализирует об опасности (также как и страх). Представьте себе, что ваш организм не реагирует болью на какое-либо внешнее опасное воздействие. Вы можете истечь кровью и не заметить этого… Но это лишь одна из разновидностей боли — физическая боль.
Но мы знаем и другие виды «боли». Их принято относить к «душевным болям» или неприятным эмоциональным переживаниям. У каждого человека они свои и зависят от его происхождения и от тех событий, которые происходили в течение его жизни. Конечно подавляющее большинство положительных (позитивных) или отрицательных (негативных) эмоций и соответствующих им мыслей обусловлено общей культурной средой, в которой люди росли. Поэтому многие эмоциональные реакции у людей, выросших в одной культуре, совпадают.
Каждой нашей мысли, каждой полученной извне информации — соответствует определённая эмоция (сильная, как страх или боль, или слабая, почти на заметная). Это связано со строением головного мозга человека. Мы уже знаем, что каждой мысли соответствует определённая связка (алгоритм) нейронных сетей (клеток головного мозга). Но каждой связке нейронов также соответствует и определённая эмоция — позитивная или негативная. Если человек возвращается своими мыслями в неприятное ему прошлое (или погружается в намерения на будущее, которых он не желает), то тем самым он обязательно вызывает негативные эмоции, сопутствующие «неприятным» воспоминаниям. И наоборот: если человек думает о чём-то вожделенном ему, то и эмоции у него возникают позитивные.
За выработку химических веществ, воздействующих на приёмные рецепторы нашего организма, отвечает часть головного мозга, которая в медицине называется гипоталамусом. Гипоталамус — это своеобразный производитель сигналов на выработку эндогенной (внутренней) “химии” (веществ типа нейропептиды), которая потом соединяется с предназначенными для неё рецепторами организма на клеточном уровне. Все мысли, инстинктивно-врождённые реакции и тому подобное записываются в нейросетях (связках нейронов), которые подключены к гипоталамусу.
Бессознательные уровни психики обрабатывают информацию в миллионы раз быстрее, чем сознание. Именно поэтому, как мы уже говорили, эмоциональная реакция порой здорово опережает реакцию сознания на то или иное событие в жизни. Вопрос только в том, как эти бессознательные уровни настроены (что для человека позитивно, а что негативно)[55]…
Но вернёмся к наркотикам. Что же происходит в случае принятия экзогенной (внешней) наркотической “химии”? Рассмотрим этот механизм на примере действия такого наркотика как героин. Ведь именно героин вызывает самое быстрое привыкание.
В нашем организме существуют выявленные учёными так называемые опиатные рецепторы. Это — приёмные рецепторы для одного из видов нейропептидов (эндорфинов), которые вырабатываются по командам, поступающим из гипоталамуса. Соответственно этим командам эндорфины воздействуют на рецепторы организма, вызывая желанные эмоции. Чем больше выделяется эндорфинов, тем сильнее «приятная» эмоциональная эйфория от их воздействия прежде всего на нейроны головного мозга, а затем уже на другие исполнительные органы.
Вообще для человека нормально избегать эмоциональной эйфории, поскольку в этом случае “бомбардировка” нейропептидами соответствующих органов (в первую очередь нервны клеток) происходит в излишне интенсивном режиме, что приводит к быстрому “износу” соответствующих рецепторов или по меньшей мере к потере их чувствительности. Особый «тонкий» уровень чувствительности приёмных рецепторов необходим для соблюдения полной безопасности жизнедеятельности организма (деградирует в первую очередь мозг). Именно поэтому повышенный эмоциональный фон вреден[56]. Правда за ним гонится почти вся современная цивилизация…
Учёные выявили, что после принятия героина (то есть, экзогенного препарата) он стыкуется с опиатными рецепторами нашего организма. Мы знаем, что опиатные рецепторы нормально предназначены совсем не для этого: они предназначены для стыковки с эндорфинами — нейропептидами, которые вырабатываются гипоталамусом.
Нетрудно догадаться, что вместо эндорфинов соответствующие клеточные рецепторы принимают героин и привыкают к его воздействию. Примерно тоже самое происходит и при приёме других наркотических средств[57]. К этому воздействию привыкает весь организм — как к наиболее быстрому и лёгкому способу получения позитивных эмоций (или удовольствий, как принято сейчас говорить).
Но за подобные «удовольствия» надо расплачиваться, и вот почему. После первого же принятия эндогенного наркотика типа героина или марихуаны, начинается активное огрубление приёмных рецепторов и соответствующих клеточных мембран. Прежнее воздействие на них экзогенных нейропептидов становится практически незаметным по сравнению с воздействием внешних наркотиков. После нескольких сеансов огрубление достигает «необратимых» изменений и приёмные рецепторы больше “не желают” иметь дело со слабым воздействием на них нейропептидов: они ждут новых порций наркотиков. Одновременно с огрублением естественно «тонко» настроенных рецепторов происходит снижение их количества, предопределённого структурой человека. “Ненужные” для наркотиков рецепторы просто отмирают, поскольку их действие больше организм не воспринимает на фоне сильного воздействия наркотиков на другие группы рецепторов.
Человек становится бесчувственным, теряет остатки интеллекта, совести, происходят другие тому подобные пагубные последствия. Одновременно с этим начинаются тяжёлые физиологические недуги и в скором времени наступает полная недееспособность.
Почему наркомания по быстроте воздействия намного опаснее алкогольной и табачной травли?
Дело в том, что если, допустим, ребёнок начинает в 10 лет пить пиво, в 13 лет он пьёт вино, в 16 — водку, то в среднем этот ребёнок живёт ещё 27 лет, то есть в 37 лет он умирает от алкоголизма. Он успевает жениться, нарожать детей (часто — дебилов). Ну хоть какой-то срок прожить. Но если ребёнка в 10 лет посадить на иглу, то в среднем по статистике такой ребёнок живёт 5-6 лет. Он умирает либо от передозировки, либо от ломок из-за недозировки.
Поэтому важно знать, что сегодня в нашем обществе присутствуют убийцы. Это люди, которые распространяют наркотики, служат мировой наркотической мафии. Они получают гигантские деньги за распространение наркотиков и за эти деньги они готовы, не задумываясь, поставить любого на путь самоубийства, приобщив к наркомании.
И поэтому, если вам когда-нибудь кто-нибудь предложит наркотики: бесплатно покурить, бесплатно понюхать, бесплатно уколоться, то знайте, что перед вами стоит убийца. И сейчас он хочет приступить к тому, что начать вас убивать — приобщить к наркотикам, чтобы впоследствии, вытянув из вас деньги, отправить вас на погибель.
Даже если в качестве такого предлагающего бесплатно наркотики окажется ваш хороший друг или ваша хорошая подруга, то знайте, что они попали в сети наркомафии. Они стали безвольными агентами, орудиями этого наркотического фронта.
Дело в том, что всякий наркоман в течение года неизбежно становится преступником. За полгода наркоман ради получения дозы продаёт всё, что есть в доме. И через полгода перед ним встаёт дилемма: что делать дальше? Либо идти воровать, либо тот, кто снабжает его наркотиками, предлагает ему следующий путь. Наркоман должен приобщить к наркотикам ещё 5 – 7 человек. Тогда для вновь приобщённых к наркотикам он будет брать дозы на продажу, а ему уже будут давать дозу бесплатно. И так наркоман начинает тоже распространять наркотики, становится участником наркотического маркетинга.
Живу для удовольствия, Стремлюсь к нему всё время я! Не нужно мне наркотиков — Я в развлечениях старею.
Конечно эмоциональная зависимость и наркотическая зависимость[58] — вещи вроде бы разные. Но «природа» их в общем-то одинаковая.
Разница в том, как человек пытается обеспечить себе постоянную эмоциональную эйфорию и максимально избежать эмоциональной подавленности. Есть разные способы, с помощью которых можно держать себя в постоянной эмоциональной взвинченности (либо по меньшей мере избегать эмоциональной подавленности) без принятия экзогенных наркотических средств. В этой книге мы их содержательно почти не рассматриваем[59]. Самый простой, быстрый и доступный способ «поднять настроение» это — принятие экзогенных психотропов[60], что и является основной темой этой книги.
И всё же остался не рассмотренным ещё один важный вопрос: можно ли активизировать самостоятельную выработку нейропептидов организмом (эндогенных нейропептидов) ради получения удовольствия? Он тесно связан с другим вопросом: а хороша ли она, культура удовольствий?
Гедонизм (от греческого hedone – наслаждение) – тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа-сократика Аристиппа Киренского (435–355 до н.э.), учившего, что добром является всё то, что доставляет наслаждение.