То, что «высокая» интеллектуальная деятельность плотно и неразрывно связана именно с корой головного мозга – факт, оспорить который трудно и нецелесообразно. Другое дело, не очень понятно, как, собственно, эта деятельность осуществляется. Но если существуют продукты, непосредственно воздействующие на кору мозга, «место разума», отказываться от их потребления, по крайней мере неосторожно. Да и выбор продуктов, влияющих на кору мозга небогат: говядина, свинина, баранина, птица, сливочное масло, чеснок, чай и кофе. Да люди и не отказываются, что бы им ни говорили. И не по легкомыслию, а следуя своему внутреннему голосу. Аппетит не разуму подчинён, но инстинкту, и не следует с последним без особой необходимости бороться.
Вообще в «норме» человек не имеет навязчивых пищевых пристрастий. Если таковые возникают, субъект, вероятно, не очень здоров. И если даже не удается выявить в теле его существенных патологических изменений, нарушения в психо-эмоциональной сфере, в среде инстинктивной, в мотивационной системе мышления непременно будут иметь место. То же самое можно сказать и о банальном чревоугодии, явно повышенном аппетите, и анорексии – аппетите недостаточном.
Несколько слов о системе память, как неотемлимом атрибуте интеллектуальной деятельности. Память наша, состоит из трех структурных уровней, примерно как в компьютере. Первый уровень назовем «оперативной памятью», второй – видовой и третий генетический. Естественно, система-структура памяти много сложней и разнообразней, но ограничимся малым, главным. Оперативной памятью мы пользуемся в жизни повседневной, в процессе обучения, приобретая социальные навыки и так далее. Она не очень стойкая, её можно совершенствовать, то есть, научиться запоминать больше и надольше. Оперативная память, то есть, усвоенная, даже «уловленная» случайно информация, иногда плавно, иногда не очень плавно, «перетекает» в память видовую. Здесь она в преобразованном виде накапливается и складируется. Этот вид памяти хранит всю информацию, все события, «вещи», факты, обстоятельства, происходившие с человеком за его жизнь, включая внутриутробный период. Кроме того, в памяти вида сохраняются блоки информации, полученные субъектом от его родителей, прародителей, прапрародителей и далее, вплоть до австралопитеков, если они, конечно, действительно были нашими предками. В случае объективной полезности для выживания блоки-файлы видовой памяти могут, преобразовываясь должным образом, «перетекать» в память генетическую. Последняя, понятно, и есть геном человека.
Главное свойство памяти – забывать. Это касается памяти оперативной прежде всего. Особенно в век нынешний, до безобразия перегруженный разным ярким, кричащим, голосящим. Человек фиксирует всё происходящее, он так устроен, потому что в момент получения информации неизвестно, как она может быть полезна в будущем. Приходится всё «записывать» в память оперативную. Все встречи, все лица, запахи, разговоры, лозунги, призывы – всё! Представьте себе компьютер, не умеющий стирать загруженную в него информацию, не только полезную, но и никчемную. Долго такой аппарат работать не сможет. Но человек живет. Он, человек, научится, конечно, жить в новом информационном мире, но пока информационные потоки натурально затапливают человеческие структуры памяти. Лишняя информация, во-первых, мешает фиксировать и запоминать нужное. Во-вторых, не даёт возможности проанализировать, унифицировать и складировать необходимое. В-третьих, навязывает, как схему или догму, всевозможные иллюзии, заблуждения. В-четвертых, деформирует логику и ритм в системах, дезориентирует в целях и так далее, и так далее, и так далее. Список можно продолжать и продолжать, нарушение качества мера в любых проявлениях бытия человеческого чревато серьёзными проблемами.
Например? Сколько угодно. СМИ постоянно нас «пугают», простите, информируют: там воруют, там взрывают, здесь упало, протекло, завтра будет дороже и так далее. Результат – беспокойство, страх, неуверенность. А страх – чувство инстинктивное. И его развитие, и деформирует, и «обостряет» инстинктивные системы наши. Страх парализует волю и повреждает плотный орган почки. Человек теряет способность формулировать цель и достигать ее, страдает система мочевого пузыря, обмен жидкостей, костная ткань, предстательная железа и вся репродуктивная система, как у мужчин, так и у женщин. В результате бесплодие, импотенция, ускоренная эякуляция, поносы.
Но вернёмся к нашей памяти. Как мы выяснили, на память нашу влияют всего четыре продукта. Чеснок работает на ниве памяти оперативной, «стирает» ненужное, приводит в порядок необходимое, форматирует, ускоряет процесс, что в конечном счёте придаёт всей системе дополнительную мощность. Нежный персик склонен к деятельности в памяти видовой, там также достаточно не нужных нам вещей. Например, человек, несомненно, существо социальное, но это не значит стадное. А мы зачастую ведем себя, как толпа, стая. Так вот, до какой степени мы должны пользоваться этим стадным чувством? Не простой вопрос, поскольку именно это чувство стадности заставляет нас ощущать свою принадлежность к той или иной культуре, этносу, отечеству, семье, в конце концов. Да-да, то, что мы именуем культурой, скрыто от сознания нашего в памяти вида, поэтому так называемые общечеловеческие, общекультурные ценности одинаково близки людям разных эпох и континентов. Но, с другой стороны, от такого явления, как каннибализм или похищения невесты, пожалуй, следует отказаться.
Другой любопытный и многообразный продукт – сыр, также влияющий на систему память, но по-своему. Местом его приложения является память видовая, где он выполняет гармонизирующую работу. Но главное, свойства сыра есть извлечение полезной, необходимой информации из глубин видовой памяти на оперативный простор. Иными словами, сыр даёт нам возможность пользоваться неосознанно, конечно, известным, но давно забытым. То есть, делать или не делать что-то, поступать так, а не иначе, несмотря на кажущуюся очевидность события. В общем, все это, мы называем интуицией. Это «шестое чувство», меньше всего означает предвидение, это лишь следствие неясного, смутного «воспоминания». Полноценным воспоминанием, это состояние назвать нельзя, мы, собственно, ничего не вспоминаем и ничего не предвидим, а просто ощущаем, как надо поступить и как соответственно поступать не следует. Те, кто прислушивается к себе, к советам из «глубины», умеет это делать, нередко совершают поступки странные, для соплеменников, но верные, как оказывается в последствии. Сыр и «помогает» системе этой функционировать.
А вот репа занимается только взаимодействием систем памяти, всех трех, оперативной, видовой и генетической. Чтобы они работали слаженно, выручали друг друга и поддерживали. Сказку-шутку помните? Когда дедка посадил репку, не морковку, не свеклу, а именно репку. Почему-то она выросла очень большой, и, чтобы воспользоваться плодами труда своего, ему пришлось пригласить всё свое семейство, включая домашних животных и их соседей. Этот легендарный дедка жил в мифическую эпоху становления земледельческого хозяйства, когда человечество ускоренными темпами приобретало всё новые и новые знания. Количество информации уже не вмещалось в копилку человеческой памяти (образ большого плода). Человек был не в состоянии в одиночку пользоваться таким объемом информации. Тогда люди объединились, путем тщательной селекционной работы вывели уникальный плод – репку, которая с тех давних пор контролирует и регулирует работу человеческой памяти.
Ещё одни популярный сегодня продукт оказывает положительное влияние на память человека. Этот продукт – кола во всех своих проявлениях. Она действительно стирает вредные файлы из нашей памяти. Тонизирующий эффект продуктов, влияющих на память, объясняется устранением ненужного, организацией свободного места в памяти. Примерно как в компьютере: аппарат, перегруженный информацией, начинает работать медленней, «зависать», необходимо удалить лишнее. Прибор «оживает», «думает» веселей. Надо заметить, люди вообще, ничего просто так не едят и не пьют. Если что-то становится популярным, значит, это непременно полезно. Была бы свобода выбора, а она у нас есть.
Обе инстинктивные системы, играющие не последнюю роль в нашей жизни, можно поддерживать в должном состоянии, употребляя мёд, икру рыбную и кокос. И другие продукты влияют на системы инстинктов, но по отдельности. Потому, их лечебное использование возможно лишь после консультации с врачом, который и определить, какая из систем функционирует неполноценно. Проблема в том, что никакой аппаратуры для подобных манипуляций с пациентом ещё не создано, вся надежда, как в славные прошедшие времена, на опыт, чутьё, интуицию и умения доктора. О диагностике мы ещё поговорим, а пока продолжим о насущном.
Знаменитая в прошлом, система управления, называемая и поныне эндокринной, реагирует на грейпфрут, лук, гречу, сливочное масло, рыбную икру. Система репродуктивная, отвечающая за воспроизводство нам подобных, откликается на поступление в организм рыбы и её икры, маслин, сливочного масла, яйца куриного, ореха фундук, ягоды смородины и ягоды малины.
Следует сказать несколько слов о проводящей системе. В европейской медицине она никак не фигурирует, а в медицине китайской занимает важнейшее место. Это есть система взаимодействия, взаимоотношений всех других органов и систем. Наверняка все читали о точках для иглоукалывания и видели рисунки с изображением «каналов», «меридианов» связующих эти точки. Так вот, это и есть проводящая система. Она, разумеется, порядков на десять сложней изображенного на рисунках, но тоже, подвержена влиянию исследуемых нами продуктов. Банан, перец, чеснок вездесущий, тыква, огурец, пшено, редька, шоколад, клубника, земляника, черника и, конечно, малина, помогают проводящей системе жить и здравствовать.