Смекни!
smekni.com

Питание и способ мышления в медицине систем Кочетков (стр. 3 из 16)

А если человек владеет мощным средством для продления себя, вероятно, он имеет и другое, не менее сильное качество для сохранения себя. И это есть способность к разнообразному питанию. Какой смысл было «плодиться и размножаться» по Завету, не имея возможности прокормиться? В природе всё уравновешено, и такая возможность человеку была предоставлена. Человек имеет пищеварительный аппарат, способный потреблять, перерабатывать и усваивать любые, различные по составу и качеству вещи. Практически всё, что существует в природе относительно съедобного, вполне подходит для прокормления человека разумного. Потому и разнообразен несравненно рацион человеческий: от крапивы, сала и картошки до улиток, ласточкиных гнёзд и кобыльего молока. Потому человек расплодился и расселился по всему шару земному, что может, есть всё и отдаваться, где заблагорассудиться.

Мы совершили экскурс к двум основным инстинктам нашим для того, чтобы определиться в бесконечной дискуссии «что есть человек, как пищепотребитель: всеядный, травоядный, хищник или что-то иное и почему он таков?».

Биологический объект, способный к потреблению разнообразной пищи, приобретает несравнимые преимущества перед другими родственными видами. В случае любых природных катаклизмом всеядный субъект всегда найдет себе пропитание, в крайнем случае переместится на другую территорию, более удобную для прокормления. Всеядность есть важнейшее инстинктивное человеческое свойство, но никак не изощренность ума, не гурманство и не каприз. Это высокая степень приспособляемости к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Социальный человек пошёл ещё дальше. Он пожелал быть совсем от среды внешней независимым. Он сам научился выращивать и консервировать необходимое для питания. Если бы человек был узкоспециализированным в питании существом, он давно бы заготавливал в прок, исключительно свое «любимое», но этого не происходит. Потому, что различные продукты влияют на организм не одинаково. И человек это инстинктивно осознает, и мы об этом ещё поговорим.

Кроме того, человек существо многообразное, многостороннее и гибкое. Он живёт не только инстинктами, он владеет множеством качеств, не свойственных другим биологическим объектам. А, прежде всего человек мыслит, и поскольку мыслит он не одинаково, то и питаются разномыслящие субъекты одного и того же вида различно.

Часть 2.

Способ мышления – как организатор обмена веществ.

Традиционная медицина Древнего Китая сформулировала представления о человеке и его организме как совокупности функциональных систем. Европейская медицинская наука лишь последние десятилетия начинает воспринимать человека как многосистемную общность. На востоке системный подход ещё тысячелетия назад был определяющим.

Традиционная китайская медицина выделяет в организме человека пять функциональных систем. Каждая система состоит из нескольких системных единиц. Каждая наделена определенными функциями, занимает ступень в иерархии, но имеет некоторую автономность. Главными программными единицами являются плотные органы: сердце, печень, почки, лёгкие и селезенка. Именно эти органы формулируют мотивацию мыслительного процесса, миропонимание, точку, систему отсчёта, способ мышления.

В некотором подчинении к плотным органам, функционируют системы-органы называемые полыми, это толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь, желудок и желчный пузырь. У каждого человека с момента рождения устанавливается функциональная структура, составляющая пару из плотного и полого органа. Например: сердце – желчный пузырь, или мочевой пузырь – печень. Эта пара и определят способ мышления, мотивацию, установку для функционирования всего организма.

Здесь должно сделать маленькое пояснение, необходимое в повествовании и далёкое от медицины. Вообще от науки далёкое, как и отчасти наша беседа. Дело в том, что в европейской, христианской традиции дух и тело – вещи различные, а в традиции восточной это одно и то же. Мы не будем углубляться в теологические или философические построения, но принять к сведению, что все психоэмоциональные свойства и функции, душевно-духовные качества, с точки зрения медицины систем, неразрывно связаны с телом, с органами, как и процесс пищеварения или дыхания. Разумеется, органы следует понимать не анатомически, а как функциональные системы, программы, выполняющие и физиологические, и «душевные» функции.

Характерологическая пара «плотный – полый орган», возникающая от рождения, важнейшая структура-система и очень стойкая. Эта пара формирует человеку способ мышления, а значит характер, а значит судьбу, профессию, стиль жизни и так далее. А значит, и болезни, которые рано или поздно посетят и тело, и душу. На функционирование характерологической пары оказывает влияние и воспитательные мероприятия в семье и школе, культурная среда, образование, способ мышления родителей и вообще близких людей, впечатления внутриутробной жизни, рождения и раннего детства, а так же системы инстинктов, о которых мы говорили выше. Таким образом человек, взрослый субъект – многогранная, многосложная система, стержнем, каркасом которой, является функциональная, характерологическая пара, формирующая способ мышления.

В каждой функциональной характерологической паре один орган должен быть ведущим, или «сильным», другой – ведомым или «слабым». Если ведущим является плотный орган, мышление человека строится из мотивов «внутреннего» порядка, если ведущим является полый орган, мыслительная деятельность более побуждается мотивами из внешней среды. В европейской традиции субъекты с внутренней мотивацией обозначаются, как интроверты, с мотивацией внешней, с «сильными» полыми органами называются экстравертами.

Человек, мышление которого организуется при определяющем участии органа печень, формулирует всё и вся с точки зрения собственного «Я». При сильной печени самооценка, как правило, значительно завышена, при слабой, наоборот, занижена. Впрочем, самооценка в принципе не может быть адекватной, но для «печёночников» именно такая позиция является определяющей. Все происходящее они воспринимают, понимают относительно собственного «Я» и действуют соответственно. Логические построения они начинают от себя и приводят к себе, будущее мыслят, как своё в нем существование, цели признают собственные, справедливость понимают, как личное воздаяние. Блага, награды, карьерные успехи, любые поощрения он воспринимает как должное, не спрашивая достоин ли? Разумеется, достоин, иначе и быть не может. И, наоборот, отсутствие внимания к персоне своей воспринимает болезненно. «Печёночников» надо любить, без этого они комплексуют, впадают в депрессию, в общем, чувствуют себя не лучшим образом.

Субъекты, чей образ мысли определяется системой почек, представляют мир организованным с точки зрения цели. Именно целеустремленность является их главной отличительной чертой. Собственное «я» для них имеет значение лишь относительно вопроса, куда направить это «я», отчасти – зачем? Определив цель, они с упорством и даже упрямством продвигаются в ее направлении и, как правило, ее достигают. Другое дело сам выбор цели является для них проблемой, да и путь к намеченному не блещет изысканностью или оригинальностью. Главное – чтобы цель была, а какая – дело второстепенное. И путь к цели для них обычно ясен, прям и прост. Упорство и ещё раз упорство, вот главный двигатель, и метод, и способ.

Если схема в умопостроений человека более подчинена логике, значит, ведущим органом-системой у данного субъекта являются лёгкие. «Лёгочники» более всего следуют порядку и последовательности. Они прежде всего рационалисты. С целями у них, как правило, всё в порядки, а вот собственное «я», они понимают как элемент в организованной структуре, где всё рационально, логично и последовательно. Правда, эту структуру они отчасти выдумывают, и, поскольку с воображением у них не очень хорошо, конструкции получаются не всегда удобными.

Люди, чей мыслительный процесс управляется селезёнкой, дают образцы конкретного мышления. Им не свойственны полутона и недомолвки, они мыслят ясно и плохо переносят неопределенность. Благодаря конкретности мировосприятия они хорошо видят перспективу, если селезёнка является ведущим органом, или мыслят преимущественно днем сегодняшним, если селезёнка орган ведомый. Конкретность мышления хорошо сочетается с логикой, а вот цели они формулируют не важно. Собственное «я» воспринимается ими нечётко, несколько отстранёно, но вполне реально.

Умопостижение мира через систему-орган сердце можно характеризовать как мышление по справедливости. «Сердечники» всё рассматривают «по правде», по совести. Если нечто справедливо, значит, правильно, в понимании «мыслящих сердцем», разумеется. Они совершенно серьёзно думают, что справедливость существует и является мерой всех вещей. Причем эту меру они определяют не по учебникам, а исключительно по внутреннему побуждению. Они не очень дружат с собственным «я», не сильны в определении цели, не в ладах с логикой, но вполне конкретны.

Когда в формировании мотивации преобладает орган-система желудок, подчинённый до некоторой степени селезёнке, мы имеем дело с мыслителем. То есть с человеком, для которого осмысление, обдумывание чего бы то ни было, является ведущей чертой характера. Они думают всегда и о чём угодно. Сам процесс мыслепостроения является для них и свойством, и смыслом, и результатом. «Интеллектуал» запросто создаёт собственные гипотезы, как фундаментальных вопросов бытия, так и повседневных событий. Таких людей окружающие нередко именуют фантазёрами.

Если способ мышления определяется желчным пузырем, подчинённым печени, субъект прежде всего озабочен собственным «Я», точнее проявлением этого «Я», и отношением к нему окружающих. Если желчный пузырь орган ведущий, гражданин активно, сверх всякой меры привлекает к себе внимание, если желчный пузырь ведомый, довольствуется ролями второго плана, но отношение к себе неосознанно почитает важнейшим из всех иных взаимоотношений с окружающим миром.