ã Кочетков В. Л.
Книга издана 2003 году тиражом 5000 экземпляров.
В. Л. КОЧЕТКОВ
ПИТАНИЕ И СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ
В МЕДИЦИНЕ СИСТЕМ.
Содержание.
Вступление.
Несколько замечаний о теориях питания.
Человек – потребитель пищи, и не только.
Способ мышления как организатор обмена веществ.
Функционально-структурный алгоритм организма человека.
Основные продукты питания и влияние их на системы в организме человека:
Молоко. Простокваша. Кефир. Творог. Сметана. Сыр. Масло сливочное.
Баклажаны. Горох. Горчица. Кабачок. Капуста. Картофель. Лук. Морковь. Огурец. Перец сладкий. Помидор (томат). Редис. Редька черная. Репа. Салат. Свекла. Тыква. Фасоль. Хрен. Чеснок.
Абрикос. Ананас. Апельсин. Арахис. Арбуз. Банан. Брусника. Виноград. Вишня. Гранат. Грейпфрут. Груша. Дыня. Ежевика. Земляника лесная. Инжир. Каштан. Киви. Клубника. Клюква. Кокос. Крыжовник. Лимон. Малина. Мандарин. Маслина (оливковое дерево). Миндаль. Орех грецкий. Персик. Слива. Смородина. Финик. Фундук. Хурма. Черешня. Черника. Яблоко.
Греча. Кукуруза. Овес. Перловка (ячмень). Подсолнух. Пшено (просо). Рис. Хлеб пшеничный. Хлеб ржаной.
Говядина. Свинина. Баранина. Курица. Утка. Индейка. Яйцо (куриное). Рыба. Икра черная. Икра красная.
Шоколад. Сахар. Соль. Кофе. Чай черный. Чай зеленый. Мед. Грибы. Алкоголь.
Некоторые замечания к предыдущей главе.
Так как же нам жить, что есть? Или есть, чтобы жить?
Некоторые теоретические рассуждения.
Исследование пульса на лучевой артерии как универсальный метод познания.
Заключение.
Вступление.
Сколь много люди говорят и пишут о еде. Вероятно, много больше, чем о любви, смерти и жизни. В общем, неудивительно – потребность в пище мы ощущаем ежедневно, получаем удовольствие в процессе поедания или удовлетворение по окончании. Пища поддерживает нашу жизнь, врачует от недугов, поднимает настроение. Аппетит заставляют нас работать и вообще, действовать. Переоценить значение мероприятий по добыванию, переработке и употреблению хлеба насущного трудно, но можно.
Ещё в древности глубокой один эллин, изрёк: «Мы едим, чтобы жить». Другой ехидно заметил: «А живем, чтобы есть». Люди склонны к крайностям и обобщениям. А поскольку понимание себя со времён эллинических продвинулось несущественно, диетическая риторика продолжает смущать и умы, и желудки.
В наш псевдопросвещенный, среднеобразованный век свободных мнений каждый вправе самостоятельно избрать для себя и смысл, и метод пищепотребления. Смысл, как совесть, вопрос почти теологический и потому интимный, и легкомысленному обсуждению не подлежит. А вот метод питания, качество поедаемого и влияние продуктов на организм вполне достойны задуманной автором непринужденной беседы.
Как правило, изучение влияния продуктов на организм строится на анализе воздействия составляющих продукта. Исследуемый объект – продукт лабораторно разлагают на известные комплексы – белки, жиры, углеводы, а при возможности ещё дальше, вплоть до молекул и атомов. Затем, обобщая многочисленные сведения, добытые экспериментально, провернув их через бесстрастную, как мясорубка, статистику, получают некоторый результат. На основании полученных такими путем данных предполагается, что тот или иной природный компонент, съедаемый нами, являет тот или иной эффект в организме.
Но этого оказалось недостаточно. Анализируя состав всего сущего, и человека в том числе, наука и породившие её занялись синтезированием известных составляющих природы, а попутно и неизвестных природе компонентов. Периодически общество сотрясала эйфория по поводу открытия миру «новых», «необыкновенных», «удивительных» веществ. Открытие и производство витаминов, антибиотиков, гормональных препаратов, вакцин и тому подобного, а так же полусинтетических или псевдонатуральных продуктов питания порождало грандиозные прожекты по спасению человечества от недугов.
В реальности всё оказалось иначе: «идеальные» теоретически и технологически безупречно приготовленные питательные вещества не являются таковыми на практике. Они частенько дают многочисленные и совсем не нужные побочные эффекты, например, аллергические реакции.
Наука на службе человека и бизнеса вернулась в работе с естественным природным ресурсам. Вспомнился слегка подзабытый постулат из древнего трактата «Чжуд-ши»: «Нет ничего в мире, что не являлось бы лекарством». Действительно, зачем конкурировать с господом создавая новое, несуществующее, когда и с известными вещами до конца не разобрались.
«А что, собственно, разбираться?» – аргументируя свою деятельность по разработке и производству дополнительного питания, замечают кормящие нас. «Всё ясно. Если раньше человечество убедительно погибало от недоедания, то теперь, когда проблема количества решена или почти решена, люди гибнут от качества. Точнее, от недостаточного качества потребляемого ими продуктов. Потому и досыпаем в щи да кашу, пищу вашу, должное количество витаминов, микроэлементов и других, крайне необходимых, организму веществ. Причем всё, что добавляется в продукты в качестве дополнительного питания в виде разнообразных добавок, является препаратами естественного, природного происхождения».
Обыгрывается старая атеистичная идея, точнее примитивное представление вульгарного материализма о природе человека и всего остального. Удивительно, что эти идеи-представления поддерживают иногда и вполне верующие люди. Версия заключается в том, что создатель или природа, явив человека, не позаботились о качественном для него питании и потому он, человек, вынужден тратить немалые силы на разработку и производство корма для себя. Предполагается, что банальные продукты не дают должного качества жизни и здоровья, и именно поэтому мы болеем, дряхлеем и несуразно рано умираем.
Разумеется, часть ответственности за страдания и преждевременную кончину человечество перекладывает на нездоровую экологию и уже сражается за чистоту планеты, а также на факторы генетические. Разгоряченные головы обещают постараться и поправить Всевышнего. Предыдущий опыт борьбы с Создателем их научил мало.
По справедливости мы должны признать: путей-дорог к счастью и здоровью множество. Все хороши, выбирай на вкус. Пускай одни создают новые лекарственные средства, пускай другие комбинируют известные и не очень компоненты естественного происхождения. А мы попытаемся разобраться, как банальные, повседневно употребляемые продукты влияют на наш организм. Мы посмотрим на них с точки зрения медицины систем, которая активно развивается в настоящее время. А философское основание позаимствуем в традиционной медицине Древнего Китая. Метод, используемый нами в познании, будет также не совсем обычным: будем анализировать продукты методом пульсовой диагностики, которым автор хорошо владеет.
Часть 1.
Несколько замечаний о теориях питания.
Аппетит и пристрастия человеческие к пище, как известно, весьма деформированы социокультурной средой. Поэтому ответ на вопрос, что должен употреблять в пищу человек как объект биологический, не однозначен. В мире братьев наших меньших, начинающих свой путь с потребления материнского молока, всё проще. Одни едят траву, другие едят травоядных. Смешение пищевых жанров редки и непопулярны. Человек – существо особенное, он имеет выбор. Это свойство позволяет ему относить себя либо к хищникам, либо к вегетарианцам. Последние не употребляют в пищу мясо, а иногда и молоко, сыр, яйца и икру, но лишь исключительно продукты растительного происхождения: фрукты, овощи, зелень, орехи. Они убеждены, что человек сформировался как существо травоядное и потому поедание живой плоти других дышащих существ вредно, а кроме того, и безнравственно: нельзя лишать других жизни для собственного пропитания. Заметим, однако, применять нравственные категории к деятельности желудочно-кишечного тракта по крайней мере неразумно. Утверждение «мясо вредно» также нуждается в доказательствах.
Еще одна питательная крайность – употреблять продукты только в естественном состоянии, без какой либо предварительной обработки, то есть в сыром виде. Что также лишает последователей этой методики множества известных продуктов, прежде всего мяса и рыбы. Тепловая обработка сделала пищу не только более вкусной, но и менее опасной. Несомненно, под воздействием тепла, белки денатурируются, витамины разрушаются, продукт приобретает иные качества, но становится безопасней – уничтожаются болезнетворные микроорганизмы.
Сторонники раздельного питания полагают, что есть можно всё, главное – не смешивать в одном приёме пищи разные по составу продукты. Например, на завтрак едят мясо, и только мясо, на обед только макароны, а на ужин – исключительно овощи или фрукты. Предполагается, что организму удобней переваривать качественно различные продукты по отдельности. Поскольку одни ферментативные системы приспособлены к переработке белков, другие углеводов, владелец организма нагружает работой системы по отдельности. Забота трогательная, пищеварительной системе, возможно, и удобней, а вот владельцу наверняка не очень.
Последователи питания рационального предпочитают выбирать пищу свою исключительно посредством интеллекта. Они просчитали, что и сколько в каждом продукте природы имеется, затем выяснили потребность организма своего в том или ином составляющем и определили соответствующий распорядок потребления. Растратив по жизни некоторое количество калорий, будь любезен столько же потребить. Ежедневно следует подать организму к усвоению столько витаминов, белков, углеводов, сколько он потратил.
Простой, естественный и, в общем, приятный акт пищепотребления превращается в сложный, утомительный и даже небезопасный процесс. Согласитесь, последователь любой системы питания не может себе позволить что-нибудь просто так съесть. Он вынужден подумать, а иногда и посчитать, что и сколько в предполагаемом продукте наличествует, а что отсутствует. И если выясняется, что пища, предназначенная к потреблению, не соответствует теоретически определенному стандарту, горе пище. Продукт, в котором больше калорий, или меньше витаминов, или белки не того состава, или ещё что-либо не так, признается не годным к поеданию. А если вдруг, проголодавшись, или просто по легкомыслию последователь некой системы питания «случайно» проглотит нечто неподходящее? А потом, насытившись, обнаружит, что съеденное не соответствует его представление о правильном питании? Горе насытившемуся. И совсем уже не иллюзорное, а вполне конкретное. Организм – система управляемая, адаптационные возможности человека теоретически почти беспредельны, но, приспособившись к некой системе в питании и вдруг получив к потреблению некий продукт, системе несоответствующий, организм может явить существенный сбой в работе своей. И даже если организм справится с продуктом «негодным» по представлению своего хозяина, душевные терзания последнего по поводу допущенной погрешности в рационе более губительны для потребляющего, нежели сам диетический казус.