Смекни!
smekni.com

Влияние нарушений слуха на психическое развитие детей (стр. 2 из 3)

строя. У таких де наблюдаются особенности во всем психическом развитии,

при к тем, которые характерны для глухих детей.

Позднооглохшие — это дети, потерявшие слух вследствие ка-либо болезни

или трамвы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 —3-летнем и более

позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная — тотальная, или

близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей

может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие

звуки или слышат их искаженными, не понима, что им говорят. Это иногда ведет

к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому

заболеванию. Про состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и

по устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это

достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным

становится восприятие речи с по слухового аппарата и чтения с губ

говорящего. При то глухоте необходимо использовать дактилологию,

пись речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупно­ст

благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие

его речи, познавательных и волевых про приближается к нормальному. Но в

очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной

сфе, личностных качеств и межличностных отношений.

У детей с нарушениями слуха всех групп возможны еще до первичные

нарушения различных органов и систем. Известно несколько форм наследственного

нарушения слуха, ко сочетается с поражением зрения, кожной поверхности,

по и других органов (синдром Ушера, Альстрема, Варденбурга, Альпорта,

Пендреда и др.). При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за

заболевания матери в первые два месяца бере краснухой, как правило,

наблюдается также поражение зрения (катаракта) и врожденная кардиопатия

(триада Грига). При этом заболевании у родившегося ребенка может наблюдаться

так микроцефалия и общая мозговая недостаточность.

При гемолитической болезни новорожденных, причиной ко может быть

несовместимость крови плода и матери по ре-фактору или по принадлежности

их крови к разным группам, возможно нарушение слуха, которое может

сочетаться: с общим поражением мозга и олигофренией, с диффузным поражением

мозга, с задержкой психофизического развития, с выраженным гиперкинетическим

синдромом в результате поражения подкор отделов мозга, с поражением ЦНС

в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы

в сочетании со слабостью лицевого нерва, косоглазием, другими

глазодвигательными нарушениями и общей задержкой моторного развития. При этом

нарушение слуха может быть обусловлено на функций мозговых систем,

в которых должен осуще анализ и синтез звуковых воздействий.

Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие трав черепа, может

быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового

анализатора, но и его проводящих пу и корковой части. Перенесенный

ребенком менингит или менингоэнцефалит может вызвать нарушение слуха и

привести к мозговой недостаточности большей или меньшей степени.

При некоторых формах наследственной глухоты или тугоухо, при ряде

заболеваний, приводящих к поражению слуха внутриутробно, а также при

различных воспалительных процессах в области среднего и внутреннего уха

поражается вестибулярный аппарат.

Вместе с тем сложные, комплексные нарушения, включаю повреждение слуха и

других систем, могут возникать под воз разных причин и в разное

время.

1.2. Влияние нарушений слухового анализатора на психическое развитие ребенка

Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития. Однако характер и содержание процессов развития в животном мире и у человека качественно различаются. Психические функции человека и животных не могут быть отождествлены ни по происхождению, ни по структуре. Главный механизм развития психики животных – передача наследственного биологически закрепленного опыта. На его основе развертывается индивидуальное приспособление животного к внешней среде.

Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом.

Психическая деятельность человека в ее высших формах имеет опосредствованный характер. Люди уже в древности в процессе трудовой деятельности, обучения и т.д. использовали особые предметы, условные изображения, знаки как средства фиксации и передачи определенных сведений. Знаки и речь опосредствуют деятельность и процесс обучения людей.

Следовательно, возникновение и развитие этих средств, в том числе развитие культуры, и характеризуют, прежде всего, процесс исторического развития психики. Овладение же этими средствами определяет процесс индивидуального развития.

Ребенок овладевает опытом, выработанным в истории человечества. Мышление, память, восприятие ребенка существенно обусловлены овладением речью, определенными способами деятельности, знаниями и т. д.

Нарушение нормального функционирования одного из ведущих речевых анализаторов приводит к особенно серьёзным отклонениям в речевом развитии детей. Как следствие этого – проблемы в развитии мышления и личности ребенка в целом.

Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения.

Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.

У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную с взрослыми деятельность с предметами. Происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений. В связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают положение Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.

Из-за отсутствия слухового контроля собственного произношения, звучащая речь глухого ребенка отличается невнятностью и смазанностью. Постановке голоса, исправлению недостатков речевого дыхания, артикуляционной и дыхательной гимнастике уделяется особое внимание в работе по развитию речи. Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребенка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к устной речи. Устное слово становится ведущим в коррекции последствий дефекта. Для позднооглохших детей особое значение для развития речи имеют последовательное наращивание словарного запаса, выработка полноценного произношения, обучение грамоте и грамматике.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохраняющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения.

При тугоухости особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило снижение. Уже на первом году жизни разворачиваются процессы опережающего обеспечения речевой функции, которые при отсутствии соответствующего подкрепления постепенно угасают. Так, при врожденной, нераспознанной тугоухости к концу первого года жизни ребенка снижается интенсивность предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов. Несформированность речевой функции к 4-5 годам создает тяжелые условия для дальнейшего речевого развития. Ранняя тугоухость, наступившая в доречевой период, вызывает речевое недоразвитие, требующее специального обучения.

Ограниченные возможности общения у детей приводят к развитию вторичных невротических и неврозоподобных расстройств и других психопатологических нарушений.

У слабослышащих детей возникают вторичные отклонения психического развития, которые распространяются как на познавательные процессы, так и на эмоционально-волевую сферу личности.

Детей с недостатками слуха нередко ошибочно диагностируют как умственно отсталых. Клиническая картина интеллектуальной недостаточности у глухих и тугоухих детей осложняется за счет эмоционально-волевой незрелости, своеобразного психического инфантилизма, формирующегося вследствие сенсорной и социальной депривации, особенностей семейного воспитания и длительной психической травматизации.

Психотравмирующий смысл социальных ситуаций ведет к появлению новых нарушений, имеющих в основном функциональный характер, резко ухудшающих слуховое восприятие и затрудняющих диагностику и реабилитацию таких детей.