Подобные расстройства наблюдаются при астенических и депрессивных состояниях, встречаются на начальных этапах развития помрачения сознания (делирий, онейроид), острых психотических состояний (острые галлюциноз, параноид и т.д.), в состоянии острой интоксикации некоторыми веществами (опиатами, гашишем, циклодолом и т.п.).
Сенестопатии. Разнообразные, крайне неприятные, мучительные, тягостные явления: стягивания, жжения, давление, переливание, переворачивания и т. д., исходящие из различных частей тела, отдельных внутренних органов и не имеющие константируемых соматическими методами исследования причин. Часто жалобы весьма вычурны и носят упорный, назойливый характер. Пациенты указывают, что болезненные ощущения их "преследуют", "не дают возможности отвлечься на что-то другое".
Сенестопатии могут быть постоянными, эпизодическими, но иногда выступают и в виде приступов, острых атак. Приступы сенестопатий, обычно ярких, множественных и разнообразных, нередко сопровождаются паническими реакциями, вегетативными расстройствами, страхом сумасшествия, выразительными позами, особыми защитными действиями.
Сенестопатии встречаются при невротических синдромах, аффективно-бредовых, онейроидных и психоорганических синдромах.
Иллюзии. Термин переводится словами "обман, обманчивое представление"- ложное, с нарушением идентификации, восприятие реально существующих и актуальных в данный момент предметов и явлений. Существуют различные виды иллюзорного восприятия. При физических иллюзиях неправильное восприятие предмета обусловлено физическими свойствами среды, в которой он находится, например, ложка в стакане с водой на границе сред "вода-воздух" кажется переломившейся.
Появление ряда иллюзий связано с психологическими особенностями восприятия. После остановки поезда, например, некоторое время продолжает казаться, что он все еще движется.
Развитию иллюзий способствуют факторы, нарушающие четкость восприятия: цвет и освещенность обьектов, особенности звучания, дефекты зрения и слуха.
Появление иллюзий зависит от ожиданий, аффективного состояния, установки. Боязливый человек, идя ночью по пустынной улице, может принять силуэт кустарника за фигуру притаившегося человека.
Упомянутые разновидности иллюзий не являются признаком психического расстройства. Патологические иллюзии имеют ряд важных особенностей. Это их психологическая непонятность, выпадение из смыслового контекста ситуации.
Наглядные образы целиком поглощаются, перекрываются мнимыми, подвергаются грубому искажению. В содержании патологических иллюзий выражаются идеи преследования, другие болезненные переживания. Критическая оценка иллюзорных образов отсутствует. Иногда трудно разграничить иллюзии и галлюцинаторные образы, а также уловить момент перехода первых во вторые. Иллюзии появляются на ранних этапах становления синдромов острого вербального галлюциноза, галлюцинаторно-параноидного.
Различают следующие виды патологических иллюзий: аффективные, вербальные и парейдолические.
Аффективные иллюзии чаще всего возникают при страхе или тревожно-подавленном настроении. Условиями их возникновения, помимо аффективного напряжения, обычно является слабость раздражителя (слабая освещенность, удаленность объекта, тихие звуки, невнятная речь ) и признаки астении. В этом состоянии висящий в углу халат воспринимается как притаившийся убийца, доносящийся из столовой звон ложек, стук тарелок - как бряцание оружием, приготовление к казни. В обычном уличном шуме слышится многоголосый говор народа, собирающегося для публичного осуждения больного. Подобные иллюзии встречаются на начальных этапах развития делирия, острых парафренных и параноидных синдромах.
Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реального разговора окружающих. В замечаниях, вопросах и ответах на постороннюю, совершенно не относящуюся к больному тему он слышит обвинения в свой адрес, разоблачения, упреки, укоры, брань, угрозы. Подобные иллюзии, если они возникают в состоянии тревожной подозрительности, напряженного страха, по особенностям проявлений относятся к вербальному варианту аффективных иллюзий.
Вербальные иллюзии следует различать с бредовыми идеями отношения. При последних пациент слышит речь окружающих правильно, однако убежден в том что она содержит "намеки" в его адрес.
Аффективные и вербальные иллюзии в психопатологическом плане неоднородны. Некоторые из них связаны с депрессией, другие отражают влияние бредового настроения, часть иллюзий созвучна отчетливым бредовым убеждениям.
Парейдолические иллюзии (парейдолии) возникают без существенных изменений аффекта, но при снижении тонуса психической деятельности, ее пассивности. Их содержание образно и фантастично. Вместо узоров на обоях, на ковре, трещин на стене, лепнины на потолке, игры светотени в листьях деревьев воспринимаются люди в необычной одежде, сказочные герои, фантастические чудища, необыкновенные растения, грандиозные здания, красочные панорамы. Больным кажется, что "оживают" портреты, изображенные там лица начинают двигаться, подмигивать, высовываться из рамок, строить гримасы. Парейдолии возникают спонтанно, приковывают к себе внимание пациентов, сопровождаются живыми эмоциональными реакциями. Отмечаются во второй стадии делирия, при некоторых состояниях наркотического опъянения (мескалин, марихуана, ЛСД-25 и т.п.)
Галлюцинации. Мнимое восприятие, возникает спонтанно, без сенсорной стимуляции (без реального объекта). Галлюцинации для людей, испытывающих, - истинное восприятие, а не нечто воображаемое. Галлюцинирующие действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают. Для них субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира. Исключительная убедительность галлюцинаций (по В.Х. Кандинскому) обуславливается тем, что органы чувств являются источником не
посредственного познания истин. "Если кто видит или чувствует что либо, то не может не быть уверенным в том, что он это видит или чувствует... для этой части наших знаний логики не существует" ( Miil J., 1874 ).
Появление галлюцинаций непосредственно не связано с восприятием реальных и наличных обьектов (исключение составляют функциональные и рефлекторные галлюцинации). Этим галлюцинации отличаются от иллюзий. Галлюционирующий пациент одновременно с ложными образами может адекватно воспринимать реальность. Его внимание при этом распределяется неравномерно, часто смещаясь в сторону обманов восприятия. Иногда оно бывает так поглощено последними, что действительность почти либо вовсе не замечается. В таких случаях говорят об отрешенности или галлюцинаторной загруженнности.
Понимание болезненности галлюцинаций большей частью отсутствует. Под впечатлением от них пациент ведет себя точно также, как если бы кажущееся ему происходило на самом деле. Нередко галлюцинации, каким бы иррациональным ни было их содержание, для пациента более актуальны, чем реальность. Он оказывается в большом затруднении, если мнимые и реальные образы вступают в отношения антагонизма и обладают равной силой влияния на поведение.
Различают истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
Истинные галлюцинации имеют характер объективности и действительности, галлюцинаторные образы проецируются в физический материальный мир, в реальное пространство в пределах досягаемости анализатора.
Истинные галлюцинации разделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, общего чувства и комплексные (возникающие в нескольких анализаторах).
Зрительные галлюцинации (видения) могут быть бесформенными - пламя, дым, туман (фотопсии, фосфены); их форма может быть неотчетливой, неясной или, наоборот, очерченной во всех деталях, иногда даже более отчетливой, чем реальные предметы. Величина видений бывает натуральной, уменьшенной (микроскопические галлюцинации), увеличенной (макроскопические галлюцинации). Зрительные галлюцинации могут быть бесцветными, нередко они окрашены в естественные тона, а иногда имеют одноцветную, крайне интенсивную окраску - ярко-красную или синюю, последняя часто наблюдается в галлюцинациях больных эпилепсией. Видения могут быть подвижными или неподвижными, неменяющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющегося в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или кинотеатре (сценоподобные галлюцинации). Иногда возникают одиночные образы или части предмета, тела (один глаз, половина лица, ухо). В других случаях галлюцинации бывают множественными (толпы людей, стаи зверей, масса насекомых, фантастических существ). Содержание зрительных галлюцинаций может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, любопытство, восхищение. Иногда содержание зрительных галлюцинаций подсказывает диагноз, например, для алкогольного делирия весьма характерны видения мышей, кошек, пауков, а также демономанические видения (чертики, русалки и т.д.).
Слуховые галлюцинации разделяются на акоазмы - слышание звона, гудков, шума, выстрелов и фонемы - слышание слов, разговоров (словесные, или вербальные, галлюцинации, "голоса"). По интенсивности слуховые галлюцинации могут быть тихими, обычной громкости, громкими, оглушающими. Они могут доноситься сверху, снизу, с той или иной стороны, в одних случаях издалека, в других -- вблизи. Содержание вербальных галлюцинаций может быть безразличным, угрожающим, зловещим, издевательским, предупреждающим, предсказывающим. "Голоса" бывают знакомыми, незнакомыми, безличными, мужскими, женскими, детскими. Выделяют по содержанию вербальные галлюцинации:
а) комментирующие или оценочные: в них отражается мнение "голосов" о поведении человека - доброжелательное, язвительное, ироническое, осуждающее, обвиняющее. "Голоса" могут говорить о теперешних и о прошлых поступках, а также оценивать то, что он намерен делать в будущем.