В последнее время для профилактики и терапии гастроэнтеритов и пневмоний молодняка сельскохозяйственных животных широкое применение нашли препараты тилозина (В.И. Бобровский, 1977; DJ. Kingston et.al., 1970; В. Glawischig et.al, 1972; J. Tailandier,1973 идр.). Тилозин обладает высокой лечебно-профилактической активностью при гастроэнтерите и пневмонии поросят, он успешно применяется для борьбы с дизентерией свиней (P. Gerlanghet.al., 1949; R. Griffinet.al., 1980; M. Hornichet.al., 1980), лептоспирозом (G.E. Woodet.al., 1961), атрофическим ринитом (J. Reichelet.al., 1975), рожей свиней(Н. Hartwighet.a!., 1968), постстрессовыми желудочно-кишечными и респираторными заболеваниями свиней (А.Г. Шахов с соавт., 1981, 19826), артритом (FarmStore, 1977), для медикации до, и в период стрессового воздействия (Veter. Rets., 1971), для стимуляции роста свиней (J. Burckhardt, 1981). Показаниями к применению тилозина в скотоводстве служат пневмонии различного характера (Т. Matsuokaet.al., 1980; К. Semotanet.al., 1981), бронхиты (G. Beluzziet.al., 1977), маститы (I. Brgler, 1977), откорм (G.M.J. Hortonet.al., 1968).
Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание то, что при разработке методов лечения больных дизентерией свиней многие исследователи, не имея возможности определить чувствительность брахиспир к антибактериальным препаратам, дозы и кратность применения химиотерапевтических средств устанавливают эмпирически.
В птицеводстве препараты тилозина применяют для профилактики и терапии спирохетоза, гемофильного ринита, колисептицемии, микоплазмоза, сальмонеллеза, инфекционных синуситов, а также для поддерживающей медикации до и в период стресса (Л. Стоянова, 1978; Л. Стоянова и соавт., 1978).
Считается что, при применении препаратов тилозина целесообразно проводить также патогенетическую и симптоматическую терапию (В.М. Данилевский, 1965, 1968; В.М, Подкопаев, 1974), так как следствием стресса, инфекции, а в ряде случаев и интенсивной химиотерапии являются отклонения от норм физиологических, биохимических, иммунологических показателей гомеостаза (Г.В. Батрак с соавт., 1967 К.Т. Мамедова и соавт., 1975; В.ГТ. Сильвестров и соавт., 1987), которые необходимо нормализовать.
Положительное действие препарата на макроорганизм обусловлено стимуляцией различных видов обмена и повышением общей неспецифической резистентности животных. В результате улучшения процессов пищеварения он стимулирует обмен белков, что выражается увеличением содержания в сыворотке крови бета- и гамма-глобулиновых фракций, активизирует энергетический обмен за счет углеводного и жирового, положительно влияет на витаминный, особенно группы В и минеральный обмены (В.А. Антипов, 1985, 1986). Причем при применении больших доз липидный обмен протекает более интенсивно в начале, а в дальнейшем сменяется слабым угнетением и восстанавливается в основном в течение 1,5-2 месяцев (В.А. Антипов, 1982). Под влиянием дозы до 5000 ед/кг в крови и печени свиней происходит увеличение содержания ретинола, цианкобаламина и аскорбиновой кислоты, с увеличением дозы этот процесс приобретает противоположную направленность (В.М Субботин с соавт., 1984). Широкое применение для лечения и профилактики гастроэнтеритов и пневмоний свиней получили препараты тилозина.
А.Г. Шахов с соавт. (1982), назначая тилан и фармазин в форме водных растворов в дозе 5 мг тилозина на 1 кг массы тела, во всех сериях опытов получили результаты, свидетельствующие о высокой лечебной эффективности препаратов тилозина при бронхопневмонии свиней.
По нашим данным применение фрадизина-50 (0,1 г/кг массы тела) клинически здоровым поросятам (после воздействия на них технологических стресс-факторов) предупреждало возникновение пневмоний в 95-100 % случаях. Назначение фрадизина-50 (0,2 г/кг массы тела) при пневмониях поросят, вызванных ассоциацией микоплазм и бактерий, обеспечивало выздоровление больных животных в 73,3-90,5% случаях. Фрадизин-10 с успехом применяется для профилактики стресса поросят (В.А. Антипов с соавт., 1983, 1987), профилактики и лечения бронхопневмоний свиней (А.Г. Шахов с соавт., 1986), желудочно-кишечных болезней (В.А. Антипов, 1982, 1985), микоплазмоза птиц (О.А. Гаврилова с соавт., 1981). Недостатками препарата являются низкая активность в отношении грамотрицательной микрофлоры и продуктивность ферментируемого штамма, ограниченный срок хранения, большие экономические издержки при транспортировке и некоторые неудобства в применении. Перспективным является комбинированное
применение тилозинсодержащих препаратов. При выделении патогенных и
условно-патогенных микроорганизмов возникают сложности подбора
средств антимикробной терапии даже при использовании самых
современных антибиотиков,фторхинолонов,нит-рофуранов,сульфаниламидов и других препаратов из-за широкого появления антибиотикоустойчивых и даже антибиотикозависимых популяций микроорганизмов, обладающих разной чувствительностью. Зачастую выделенные штаммы микроорганизмов полирезистентны и проявляют устойчивость к нескольким антибактериальным препаратам (В.А. Фортушный, Л.Г. Тупица, 1973; Н.А. Игнатенко с соавт., 1974; Б.А. Шендеров, 1978; В.М, Петров с соавт.,1978; Н.В. Душенин, Л.Д. Таткина,1981; И.О. Серегин, 1982; И.И. Фельдман, 1983; Н.В. Филиппов с соавт., 1974; Л.В. Лаппо,1986; Е.Т. Тришкина, Л.Х. Галушко, Н.П. Жернова, 1987; В.Ф. Ковалев, 1987,1988; С.В . Шабунин, 1999; А.Ш. Есенов, 2000; А.Г. Шахов с соавт., 2000). Устойчивость микрофлоры к антибактериальным средствам может быть естественной, связанной со спектром действия, а также приобретенной вследствие выработки ею защитных свойств, перестройки ферментной системы. Она может вырабатываться в течение суток и даже часов. Необоснованное применение антибиотиков создает проблему образования L-форм бактерий, в том числе и у представителей семейства Enterobacteriacae. Этот феномен способствует возникновению длительного бактерионосительства (И.А. Бакулов, Т.Л. Зе-ленцова, 1980). Развитие устойчивости микробов профилактируется увеличением дозы антибиотика, его заменой и рациональным комбинированием с другими антимикробными препаратами (И.Н. Терешин,1977; В.Ф. Ковалев с соавт., 1988; М.С. Якубова, 1989; А.Г. Шахов с соавт., 2000).
Исходя из полимикробной этиологии пневмоний свиней, сотрудниками ВНИИНБЖ разработан комплексный препарат роватезин на основе фумаровой кислоты (85%), тилозинсодержащего антибиотика (7,5%) и терпингидрата (7,5%). Назначение роватезина в дозе 100 мг/кг
массы тела в течение 10 дней в смеси с кормом групповым способом обеспечивало выздоровление 75 - 86,8% поросят, больных пневмониями, вызванными микоплазмами и бактериями. Применение роватезина в той же дозе в период комплектования групп доращивания в' хозяйствах с законченным циклом производства, а также после транспортировки их в межхозяйственные предприятия предупреждало возникновение пневмоний у 86,7-97,9% животных (А.Г. Шахов, 1986; Ю.Н. Бригадиров, 1988). Другие авторы с успехом использовали сочетания дибиомицина и стрептомицина (В.А. Афанасьев, 1970); тилозина и сульфометазина; окситетрациклина, неомицина и норсульфазола; окситетрациклина, сульфадимезина и фуразола; эритромицина, колистина и диметридазола (А.Я. Миланко с соавт.,1978).
Исходя из вышеизложенных требований, перспективными для создания комбинированных антимикробных средств являются тилозинсодержащие препараты, тем более, что в итоге модификации технологии ферментации Strfradiaeполучены производные тилозина, обладающие более высокой антимикробной активностью как в отношении к грамположительной, так и к грамотрицательной микрофлоры, и в особенности коринебактерий, а также способного ингибировать рост устойчивых к этому антибиотику культур золотистого стафилококка (TakeuchiTomioet.al., 1987; Kiyoshimakohkiet.al., 1987).
Противобактериальное действие его потенцируется эритромицином (17%), тетрациклином (22%), хлорамфениколом (30%), неомицином (32%) (G.H. Мао etal., 1968, 1971; S. Pestha, 1971).
Вместе с тем, перспективным является и изучение возможности усиления бактериостатического действия тилозинсодержащих препаратов за счет синергидного или потенцирующего влияния других лекарственных средств и разработка на этой основе новых лекарственных композиций (G.H. Мао etal., 1968, 1971; S. Pestha, 1971).
Так бактериостатическое действие фрадизина-50 в пересчете на активнодействующее вещество, тилозина тартрат, на представителей семейства Enterobacteriaceaeсоставляет 15-150 мкг/мл, а в отношении грамположительных микроорганизмов - St.aureus, M. hiorhinisот 0,5 до 12мкг/мл.
Во ВНИИ биотехнологии Министерствамедицинской и микробиологической промышленности СССР совместно с ВНИИ незаразных болезней животных и ВГНКИ ветеринарных препаратов разраб-фрадизинаотаны новые препараты тилозина — фрадизии и тилозина тартрат. Фрадизин представляет собой техническую форму антибиотика тилозина, а тилозина тартрат его виннокислую соль.
Эти препараты получают методами биотехнологии. Они представляют собой технические формы, за исключением тилозина тартрата, и имеют многокомпонентный состав, состоящий из целого ряда биологически активных веществ, в т.ч. аминокислот, витаминов, ферментов, макро- и микроэлементов, других фракций усиливающих действие основных активно действующих веществ (АДВ). Благодаря им расширяется спектр фармакологического действия и повышается эффективность, упрощается и удешевляется промышленное производство препаратов, становится технологичным крупногрупповое назначение животным и птице, улучшается и вкусовые и питательные качества лекарств.
Проведенными лабораторными, клиническими и производственными фармако-токсикологическими исследованиями установлено, что фрадизин и тилозина тартрат являются высокоактивными фармакологическими средствами, малотоксичными для животных и высокоэффективными лечебно-профилактическими препаратами при ряде заболеваний животных и птицы.
Фармакологическое действие этих лекарств обусловлено положительным влиянием их на различные метаболические и иммунологические процессы организма, а также высокой антимикробной активностью в отношении патогенной и условнопатогенной микрофлоры.