· Свеклы красной сок (1 часть)
· Моркови посевной сок (1 часть)
· Граната сок (3 части)
Смешать. Пить во время или после еды по 1/4 стакана 4 раза в день, на протяжении 1 месяца. При необходимости курс повторялся после 14-дневного перерыва.
Также для внутреннего приёма применялись сложные порошки:
· Пиридоксина гидрохлорид, 0,05
· Рутина, 0,07
· Кофеин-бензоат натрия, 0,06
· Кислоты никотиновой, 0,1
· Валерианы экстракт густой, 1,0
· Кальция глюконат, 0,25
· Кальция лактат, 0,2
· Кальция глицерофосфат, 0,15
· Жень-шень экстракт сухой, 0,2
· Маточное молочко, 0,001
· Натрия бромид, 0,1
Смешать, пусть образуется порошок. Выдать таких доз числом 120 Обозначить: применять по 1 порошку за 1 час до еды 2 раза в день, на протяжении 2 месяцев. После двухнедельного перерыва, их приём повторялся на протяжении 4–6 месяцев.
Одновременно проводилась лактотерапия по методу Безредко, совместно с экстрактом алоэ жидким для инъекций, с целью формирования неспецифического иммунного ответа.
Лактотерапия:
· Молоко коровье цельное стерильное, 20,0
· Алоэ экстракт жидкий для инъекций, 10,0
Смешать. Пусть образуется смесь. Вводить внутримышечно 1 раз у 3 дня, начиная с 1-2 мл. и постепенно доводя разовую дозу до 8-10 мл.
Для каждой больной из этих групп заводилась индивидуальная медицинская карточка амбулаторного больного, общепринятой формы, с присвоением ей порядкового номера и с последующей регистрацией в «Журнале учёта больных, которые посещают медицинское учреждение» (форма 039-У).
В карточки пациенток тщательно записывались адреса прописок и фактических мест проживаний, номера квартирных и мобильных телефонов. После детальных записей жалоб больного, анамнеза болезни и жизни, данных местного и общего осмотра, каждый пациент ставил собственноручную подпись. Кроме этого, в карточку больного обязательно прилагались копии соответствующих клинических и лабораторных исследований до и после проведённого лечения. Постоянно велись дневники с подробным описанием состояния пациента и с его лечебными назначениями. В конце индивидуально проведённого курса лечения, пациенты подробнейше описывали своё состояние здоровья в свою медицинскую карточку и, написанное заверяли своей подписью. Полученные субъективные и объективные научно-практические данные до и после лечения строго фиксировались. Сгруппировав полученные результаты, формировалась медицинская статистика изменений в состоянии здоровья больных по всем исследуемым группам до и после проведённого лечения.
Результаты.
После прохождения лечения, длительностью от 6 до 8 месяцев, у всех пациентов второй группы были зафиксированы удовлетворительные результаты лечения.
У больных с аденомиозом отмечено:
· у 7 женщин боли перед и во время менструации исчезли полностью, а у 17 – умеренно уменьшились, при чём её иррадиация, явления тошноты и рвоты исчезли полностью;
· обмороков у больных не наблюдалось;
· шоколадные выделения из влагалища исчезли у 18 женщин, а у 7 – уменьшились в значительной мере;
· мено- и метроррагии прекратились у всех женщин, при чём анемия полностью устранена у 5 больных, а у 3 – переведена в стадию лёгкого течения;
· миоматозные узлы в сочетанных формах с эндометриозом у всех женщин лечению не поддались;
· размеры матки остались на исходном уровне.
У больных с эндометриозом яичников:
· шоколадные кисты подверглись полной регрессии у 4 женщин, а частично - у 8 женщин. У 5 женщин изменения не произошли;
· увеличенные в размере яичники возвращены до размеров здоровых у 4 женщин, а у 14 – незначительно уменьшены;
· очаги яичниковой гетеротопии, без наличия кист, незначительно уменьшились у 3 больных, а у 5 – не изменились;
· спаечная болезнь во всех случаях лечению не поддалась;
· ановуляторный цикл не удалось возобновить ни в одном случае;
· у женщин, в которых были односторонние боли без иррадиации и боли с иррадиацией в надчревную область, таковые значительно уменьшились у всех случаях, а их иррадиация исчезла;
У больных с ретроцервикальным эндометриозом:
· боли при половом акте в 3 женщин полностью исчезли, а у 4 – незначительно уменьшились;
· выраженные боли с обширной иррадиацией в поясницу, копчик и задний проход у 3 женщин в значительной мере уменьшились;
· боли в мочевом пузыре у 2 женщин полностью прошли, а у 6 – значительно уменьшились;
· расстройства функции мочевого пузыря полностью исчезли у 2 женщин, а у 5 – незначительно уменьшились;
· нарушение функции прямой кишки незначительно улучшены у 5 женщин.
Показатели опухолевых маркеров у каждой женщины этой группы имели тенденцию к снижению, но только во второй половине лечения. В зависимости от вида маркера, к концу лечения их уровни в среднем составляли: СA-19-9 – 39,2 ед./мл., что меньше первоначального на 14,41%; СA-125 – 38,2 ед./мл., что меньше первоначального на 10,12%; СA-15-3 – 34,5 ед./мл., что меньше первоначального на 11,76%; СЕА – 2,8 нг./мл., что меньше первоначального на 9,68%. Ни одной из женщин этой группы забеременеть не удалось на протяжении последующих 6 месяцев нашего наблюдения после лечения. Если ссылаться на показатели опухолевых маркеров и на субъективные ощущения больных, то можно утверждать о наличии положительной динамики и удовлетворительной эффективности данной формы стандартного лечения во второй группе исследуемых женщин.
Но, если проанализировать полученные результаты лечения через призму объективных заключений инструментальных исследований (кольпоскопия, гистероскопия, УЗИ, биопсия, рентгенодиагностика) и лабораторной диагностики (общий и биохимический анализ крови), то можем смело констатировать следующее: проведённое лечение в данной группе ограничилось положительным влиянием только на симптоматику эндометриоза, существенно не повлияв на эндометриоидные гетеротопии и на новообразования. Об этом свидетельствуют:
· сохранение прежних размеров миоматозных узлов, в случаях их сочетания с аденомиозом;
· увеличенная матка у всех исследуемых в прежних размерах;
· сохранившиеся у большинства женщин шоколадные кисты;
· увеличенные в размере яичники у большинства женщин;
· наличие очагов яичниковой гетеротопии, которые излечению почти не поддались;
· спаечная болезнь, которая практически осталась без изменений;
· ановуляторный цикл, который не удалось возобновить;
· расстройства функций мочевого пузыря и прямой кишки, которые в значительной мере не поддались коррекции;
· наличие женщин с анемией, которую удалось не у всех вылечить.
Нельзя не отметить и тот факт, что в процессе лечения почти у всех женщин возникали побочные эффекты от применяемых лекарственных препаратов. Так, при применении комбинированных эстрогено-гестагенов увеличивались показатели вязкости крови у 29,58% женщин, с возникновением реальной угрозы тромбоэмболий, что требовало немедленного расширения плана лечения: уменьшения лечебных доз основных лекарственных препаратов, отдельного назначения антикоагулянтов непрямого действия, использования эластических бинтов, и т.д.
Также отмечалось повышение артериального давления у 21,12% женщин, которое не в меньшей мере нуждалось в дополнительных медикаментозных корректировках. Кроме этого, наблюдались и другие явления: диспепсия (18,31%), тошнота и рвота (45,07%), нервно-вегетативные расстройства, в виде головных болей и приступов мигрени (61,97%), депрессия (33,8%), нарушения углеводного обмена, в виде скрытого или явного повышения сахара крови (11,27%), нарушения липидного обмена, в виде повышения уровня триглицеридов, высокомолекулярных липопротеидов, фосфолипидов и холестерина (26,76%), прибавление массы тела (83,1%), расстройства функции щитовидной железы (7,04%), болезненность в молочных железах (35,21%), снижение либидо (22,53%), нарушение функции печени, в виде повышения АлАТ, АсАТ, тимоловой пробы, общего билирубина, прямого и непрямого билирубина (12,68%).
Побочные действия от применения даназола и гестринона (связанные с созданием гипоэстрогенной среды и с андрогенными свойствами препаратов), были следующими: задержка жидкости (23,94%), общая слабость (60,56%), уменьшение размеров молочных желез (32,39%), появление угрей (45,07%), снижение тембра голоса (88,73%), рост волос на лице (32,4%), атрофический вагинит (8,45%), приливы (15,49%), мышечные спазмы и эмоциональная лабильность (30,99%).
А что же касается побочных действий агонистов гонадотропин-рилизинг-гормона, то они проявились деминерализацией костей (11,27%), нарушением сна (69,01%), нестабильностью настроения (28,17%), нарушением зрения (9,86%), миалгией (14,08%), местные аллергические реакции (19,72%). И, наконец, следует отметить, что после 6-8 месячного лечения эндометриоза, за больными этой группы проводилось наблюдение в течение полугода. На протяжении этого времени нами констатировались рецидивы заболевания, которые составляли после 2 месяцев уже 11,27% женщин, а к концу 6 месяца – 43,66%!
После прохождения лечения, длительностью от 6 до 8 месяцев, у пациентов третьей группы были получены намного лучшие результаты, нежели в предыдущей группе. Все больные отчётливо отметили улучшение общего самочувствия, повышение жизненного тонуса и настроения, увеличение физических сил и стабилизацию своего психо-эмоционального состояния.
У больных с аденомиозом отмечено:
· у 21 женщины боли перед и во время менструации исчезли полностью, а у 4 – в значительной мере уменьшились, при чём её иррадиация, явления тошноты и рвоты исчезли полностью;
· обмороков у больных не наблюдалось;
· шоколадные выделения из влагалища исчезли у всех женщин;
· мено- и метроррагии с анемией полностью устранены у всех женщин;
· миоматозные узлы в сочетанных формах с эндометриозом у 3 женщин подверглись полной регрессии, у 5 – значительно уменьшились, а у 2 женщин – остались без изменений;
· размеры матки у 3 женщин полностью возвратились к норме, у 5 – уменьшились до 3-4 недель беременности, а у 2 женщин – остались на прежнем уровне.