Повышению внимания к консультативным функциям аптечных работников способствовала и разработка, начиная с 90-х годах прошлого века, специалистами ВОЗ, FIP, PGEU стандартов надлежащей аптечной практики - GPP («Стандарты качества аптечных услуг», FIP, 1993 г.; «Надлежащая аптечная практика в аптечных учреждениях», ВОЗ, Женева, 1996 г.; «Надлежащая аптечная практика в Европе», PGEU, 1998 г.; «Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов», ВОЗ, 2001).
Одной из важнейших целей GPP является обеспечение доступа к объективной информации о лекарственных средствах, информирование о правильном их применении; одним из основных элементов - «деятельность, связанная с самолечением, включая рекомендации о лекарственном и ином лечении симптомов заболеваний, которые можно лечить самостоятельно».
Согласно требованиям GPP, аптека должна предоставлять консультации по просьбе пациентов (покупателей, посетителей) или в случае необходимости.
Разработчики стандартов «Надлежащей аптечной практики в Европе» полагают, что для предоставления рекомендаций по самолечению могут быть выделены специально подготовленные сотрудники. В целях обеспечения высокого качества аптечных услуг и правильного выбора безрецептурных лекарственных препаратов для каждого покупателя и в каждом конкретном случае GPP предполагает наличие стандартов для:
- проведения конфиденциальной беседы с посетителем;
- систематического выяснения его проблем (или оценки симптомов), например: у кого возникла проблема (возраст, пол, состояние (например, беременность), индивидуальные особенности), в чем она заключается, каковы симптомы, как долго продолжается недомогание, какие меры уже приняты и (или) какие лекарства уже принимались и т.д.
Индивидуальное консультирование в случаях самостоятельного выбора лекарственных препаратов включает в себя такие элементы, как:
- консультирование в отношении выбора безрецептурных лекарственных препаратов.
Информационной основой для консультирования посетителей аптеки служит, в первую очередь, официальная информация, сопровождающая обращение лекарственного средства, в частности, инструкция по применению лекарственного препарата. В то же время при выборе безрецептурного лекарственного средства фармацевт использует свой профессиональный опыт, принимая во внимание эффективность, безопасность и рациональность применения препарата в каждом конкретном случае. Разработчики стандартов «Надлежащей аптечной практики в Европе» полагают, что «для каждого симптома или недомогания, которое можно вылечить самостоятельно, в аптеке должен существовать протокол, которому должен следовать фармацевт»;- консультирование по применению безрецептурных лекарственных препаратов. Фармацевт должен сделать все от него зависящее, разумеется, в рамках своих возможностей и полномочий, чтобы у покупателя не было никаких неясностей и сомнений относительно свойств и надлежащего применения рекомендованных ему препаратов (действие, способ и продолжительность применения, противопоказания, возможные побочные эффекты, взаимодействие с другими лекарственными средствами, алкоголем, пищей и т.д.);- консультирование об условиях надлежащего хранения лекарственных препаратов;- предоставление рекомендаций по самолечению без применения медикаментов;- направление в случае необходимости к другим работникам здравоохранения (например, к лечащему врачу и т.д.). В ходе беседы с посетителем и выяснения его проблем фармацевту надлежит определить, не связаны ли эти проблемы с таким расстройством здоровья, при котором больному следует рекомендовать обратиться к врачу. Конечно, широкое внедрение некоторых стандартов GPP, касающихся профессионального консультирования и информирования, требует заметного смещения приоритетов в повседневной аптечной практике, повышения уровня профессиональной подготовки в области медицинских знаний; и в этом смысле это скорее не сегодняшний, а завтрашний день нашей аптечной системы, один из следующих этапов ее развития. Тем не менее, это обстоятельство не должно умалять значимости консультационных услуг в деятельности аптечных предприятий, роли провизоров и фармацевтов как специалистов по вопросам лекарственной помощи.
Даже если в аптечном предприятии существует разделение торговых и консультативных функций между работниками, например, предусмотрена отдельная должность провизора-консультанта («освобожденного» от выполнения торговых операций), все равно эти функции в рамках аптечного учреждения представляются двумя составляющими единого целого. В то же время, консультативно-информационные функции могут осуществляться и отдельно от торговых. Миссия и сфера деятельности фармацевтического работника не ограничиваются пределами аптечных учреждений; его предназначение как специалиста по лекарственным средствам рассматривается в современном контексте более широко - оказывать консультативную помощь везде, где в целях предупреждения или лечения заболеваний, поддержания здоровья, требуются компетентное информирование о лекарственных препаратах и профессиональные рекомендации по их применению. Поэтому в сферу ответственности профессии в целом входит консультирование и информирование не только населения, но и различных учреждений и служб (в первую очередь, медицинских, а также просвещения, социального обеспечения и т.д.). В современных условиях оптимальное и оперативное решение многих задач, стоящих перед лечебно-профилактическими учреждениями, требует профессионального участия фармацевтических работников. Активное сотрудничество врачей (как специалистов по профилактике и лечению заболеваний) и провизоров (как специалистов по лекарственным препаратам) необходимо для проведения рациональной и результативной лекарственной терапии. За последние десятилетия лечебные учреждения многих стран мира стали пользоваться консультационными услугами фармацевтов; как следствие, появились такие должности как «фармацевт-консультант», «клинический фармацевт», «госпитальный фармацевт», «провизор-информатор». Чтобы плодотворно работать в лечебном учреждении - консультировать врачей и больных по всем вопросам, касающимся применения лекарственных препаратов, помогать осуществлять выбор конкретного препарата в фармакологической группе, участвовать в оптимизации схем лекарственной терапии (как с точки зрения эффективности лечения, так и с точки зрения экономической целесообразности), информировать врачей о новых лекарственных средствах, решать вопросы рациональной замены при отсутствии препарата и т.д. - провизор должен обладать соответствующей квалификацией и опытом. Поэтому в большинстве стран мира фармацевты, желающие работать в лечебном учреждении в качестве консультантов, должны пройти специализацию; для них предусмотрены специальные образовательные программы и курсы повышения квалификации, сертификационные циклы и даже (в некоторых странах) лицензирование.
В Соединенных Штатах, в 50-х годах прошлого века, когда группа передовых американских фармацевтов занялась оптимизацией использования лекарственных препаратов в учреждениях по уходу за престарелыми, появилось определение, а спустя некоторое время и специальность - «фармацевт-консультант». Сам термин «consultant pharmacist» был предложен Джорджем Аршамбо (George F. Archambault), которого в США считают «отцом-основателем» фармацевтического консультирования. Спустя полвека, американские фармацевты-консультанты продолжают успешно оказывать свои профессиональные услуги широкому спектру лечебных учреждений, учреждений по уходу (за престарелыми, людьми с ограниченными возможностями и т.д.) и в самых различных форматах: они могут находиться в штате медицинского или социального учреждения, работать по контракту от аптеки, другой организации, предоставляющей фармацевтические услуги, или индивидуально. Большинство американских фармацевтов-консультантов (которых на сегодняшний день насчитывается более 10 тысяч) объединены в профессиональную ассоциацию - Американское общество фармацевтов-консультантов (American Society of Consultant Pharmacists, ASCP), имеют свой этический кодекс и периодическое издание («The Consultant Pharmacist»). Чтобы стать сертифицированным фармацевтом-консультантом, необходимо пройти соответствующий образовательный курс и сдать сертификационный экзамен; на экзамене проверяется умение претендента решать профессиональные задачи, которые могут возникнуть в ходе его практики. Особое внимание при подготовке фармацевтов-консультантов уделяется гериатрической фармакотерапии. И это не только дань истории возникновения специальности «consultant pharmacist» и не только следствие того факта, что для США характерно широкое привлечение фармацевтов для консультирования в учреждениях по уходу за пожилыми людьми. Значительный процент пациентов большинства лечебных учреждений составляют люди старшего возраста. Им чаще требуется медикаментозное лечение, при этом зачастую назначается сразу несколько препаратов. При работе с людьми старшего возраста необходимо вдвойне подчеркнутое внимание к таким факторам, как сочетаемость (взаимодействие) лекарственных средств, способ и продолжительность их применения, побочные действия, наличие хронических заболеваний и др. Поэтому знание гериатрической фармакотерапии рассматривается как необходимое условие для успешной работы «фармацевтов-консультантов». Американские фармацевты имеют возможность сдать специальный экзамен по гериатрической фармакотерапии и стать сертифицированными гериатрическими фармацевтами (certified geriatric pharmacist), получив дополнительную профессиональную квалификацию. В нашей стране еще не так давно взаимодействие между врачами и фармацевтическими работниками осуществлялось посредством провизоров-информаторов, которые должны были стать для врачей основным источником информации о лекарственных средствах (в том числе и о новых препаратах).