Смекни!
smekni.com

Системная терапия как эффективный инструмент для своевременной диагностики и лечения аутоиммунных заболеваний человека (стр. 6 из 8)

Причины аутоиммунных тиреоидитов

Даже при наследственной предрасположенности, для развития аутоиммунного тиреоидита необходимы дополнительные неблагоприятные провоцирующие факторы:

перенесенные острые респираторные вирусные заболевания;

очаги хронической инфекции (на небных миндалинах, в пазухах носа, кариозных зубах);

экология, избыток соединений йода, хлора и фтора в окружающей среде, пище и воде (влияет на активность лимфоцитов);

длительное бесконтрольное применение лекарств (йодсодержащих препаратов, гормональных средств);

радиационное излучение, долгое пребывание на солнце;

психотравмирующие ситуации (болезнь или смерть близких людей, потеря работы, обиды и разочарования).

Симптомы аутоиммунных тиреоидитов

Большинство случаев хронического аутоиммунного тиреоидита (в эутиреоидной фазе и фазе субклинического гипотериоза) длительное время протекает бессимптомно. Щитовидная железа не увеличена в размере, при пальпации безболезненна, функция железы в норме.

Очень редко может определяться увеличение размера щитовидной железы (зоб), больной жалуется на неприятные ощущения в области щитовидной железы (чувство давления, кома в горле), легкую утомляемость, слабость, боли в суставах.

Клиническая картина тиреотоксикоза при аутоиммунном тиреоидите обычно наблюдается в первые годы развития заболевания, имеет преходящий характер и по мере атрофии функционирующей ткани щитовидной железы переходит на некоторое время в эутириоидную фазу, а затем в гипотиреоз.

Послеродовый тиреоидит, обычно проявляется легким тиреотоксикозом на 14 неделе после родов. В большинстве случаев наблюдается утомляемость, общей слабость, снижение веса. Иногда тиреотоксикоз значительно выражен (тахикардия, чувство жара, избыточная потливость, тремор конечностей, эмоциональная лабильность, бессонница). Гипотиреодная фаза аутоиммунного тиреоидита проявляется на 19-той неделе после родов. В некоторых случаях она сочетается с послеродовой депрессией.

Безболевой (молчащий) тиреоидит выражается легким, часто субклиническим тиреотоксикозом.

Цитокин-индуцированный тиреоидит также обычно не сопровождается тяжелым тиреотоксикозом или гипотиреозом.

Диагностика аутоиммунного тиреоидита

До проявления гипотиреоза диагностировать АИТ достаточно сложно. Диагноз аутоиммунного тиреоидита устанавливают по клинической картине, данных лабораторных исследований. Наличие у других членов семьи аутоиммунных нарушений подтверждает вероятность аутоиммунного тиреоидита.

Критериями диагностики аутоиммунного тиреоидита служат:

Повышение уровня циркулирующих антител к щитовидной железе (АТ-ТПО);

Обнаружение при УЗИ гипоэхогенности щитовидной железы;

Признаки первичного гипотиреоза.

При отсутствии хотя бы одного из данных критериев диагноз аутоиммунного тиреоидита носит лишь вероятностный характер. Так как повышение уровня АТ-ТПО, или гипоэхогенность щитовидной железы сами по себе еще не доказывают аутоиммунный тиреоидит, это не позволяет установить точный диагноз. Лечение показано пациенту только в гипотиреоидную фазу, поэтому острой необходимости в постановке диагноза в эутиреоидной фазе, как правило, нет.

Лечение аутоиммунного тиреоидита

Специфическая терапия аутоиммунного тиреоидита не разработана, не существует эффективных и безопасных методов коррекции аутоиммунной патологии щитовидной железы, при которых процесс не прогрессировал бы до гипотериоза.

В случае тиреотоксической фазы аутоиммунного тиреоидита назначение препаратов, подавляющих функцию щитовидной железы - тиростатиков (тиамазол, карбимазол, пропицил) не рекомендовано, так как при данном процессе отсутствует гиперфункция щитовидной железы При выраженных симптомах сердечно-сосудистых нарушений применяют бета-адреноблокаторы.

При проявлениях гипотиреоза индивидуально назначают заместительную терапию тироидными препаратами гормонов щитовидной железы. Она проводится под контролем клинической картины и содержания ТТГ в сыворотке крови.

Глюкокортикоиды показаны только при одновременном течении аутоиммунного тиреоидита с подострым тиреоидитом, что нередко наблюдается в осенне-зимний период.

Для снижения титра аутоантител применяются нестероидные противовоспалительные средства. Используют также препараты для коррекции иммунитета, витамины, адаптогены.

При гипертрофии щитовидной железы и выраженном сдавливании ею органов средостения проводят оперативное лечение.

Прогноз при аутоиммунном тиреоидите

Прогноз развития аутоиммунного тиреоидита удовлетворительный. При своевременно начатом лечении процесс деструкции и снижения функции щитовидной железы удается значительно замедлить и достигнуть длительной ремиссии заболевания. Удовлетворительное самочувствие и нормальная работоспособность больных в некоторых случаях сохраняются более15 лет, несмотря на возникающие кратковременные обострения АИТ.

Аутоиммунный тиреоидит и повышенный титр антител к тиреопероксидазе (АТ-ТПО) нужно рассматривать как факторы риска возникновения в будущем гипотиреоза.

В случае послеродового тиреоидита вероятность его рецидива после следующей беременности у женщин составляет 70 %. Около 25-30% женщин с послеродовым тиреоидитом в дальнейшем имеют хронический аутоиммунный тиреоидит с переходом в стойкий гипотиреоз.

Профилактика аутоиммунного тиреоидита

При выявленном аутоиммунном тиреоидите без нарушения функции щитовидной железы необходимо наблюдение пациента, чтобы как можно раньше обнаружить и своевременно компенсировать проявления гипотиреоза.

Женщины - носительницы АТ-ТПО без изменения функции щитовидной железы, находятся в группе риска развития гипотериоза в случае наступления беременности. Поэтому необходимо контролировать состояние и функцию щитовидной железы, как на ранних сроках беременности, так и после родов.

Пузырчатка вульгарная и злость пациентки на рано умерших родителей

В ходе системной терапии пациентки Штефана Хаузнера, выявлена динамика непринятия родителей. Личная история 45-летней пациентки включает в себя рождение в Аргентине и дальнейший, в 20 лет, переезд в Испанию. В 9 лет пациентка потеряла отца, в 12 лет – мать.

В расстановке родительской семьи пациентки, отец и мать тепло и с любовью смотрят друг на друга. Это дает возможность пациентке признать в них родителей и принять от них собственную жизнь, даже по такой высокой цене. Вследствие расстановки, пациентка чувствует, как к ней впервые приходит позитивное отношение к жизни.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что разрешающий образ лишает симптоматику ее силы и создает хорошие предпосылки для скорейшего выздоровления пациентки.

Системная красная волчанка и уважение пациенткой наследия своего народа

У другой пациентки Штефана Хаузнера, также уроженки Аргентины, в ходе проведенного интервью, была выявлена связь между отсутствием благословения на брак у бабушки пациентки и существующей симптоматикой. Важную роль сыграло уважение к наследию индейского народа и традиций, к которым принадлежала бабушка, решившаяся на брак с испанцем, дедом пациентки.

Терапевт в расстановке конфронтировал пациентку с ее прадедом, с участием также заместительницы матери пациентки. Значимыми оказываются слова пациентки об уважении к наследию предков-индейцев и поклон перед прадедом.

Отмечается также усиление действия симптоматики у внуков и правнуков «нарушителей» традиций предков и своевременность проведенной системной терапии, включающий «ритуал» - произнесенные пациенткой слова уважения по отношению к прадеду и его корням.

Гломерулонефрит и отвержение пациентом собственной матери

Пациент Штефана Хаузнера с гломерулонефритом, аутоиммунным заболеванием функциональной ткани почек, в ходе интервью рассказывает, как в возрасте трех лет он остался без матери, которая бросила ребенка вместе с его отцом, влюбившись в другого мужчину и уехав с ним на другой континент, в Америку. Далее становится ясным, что пациент так и не пережил в душе расставание родителей и отсутствие матери. Он готов уйти из жизни, как когда-то его мать ушла от него.

Во всех своих работах Хаузнер неоднократно подчеркивает, что в системной терапии первоочередной задачей является принятие собственных родителей и соответственно принятие от них собственной жизни, даже по очень высокой цене.

В расстановке пациентка с гломерулонефритом, Ш.Х. предлагает пациенту вначале сказать матери, как тяжело ему в детстве было пережить ее уход. Затем разрешающей фразой становятся слова пациента: «Дорогая мама, даже если ты ушла, я остаюсь». Под глаголом «остаюсь» в данном случае подразумевается прежде всего – остаюсь жить, т.е. принимаю свою жизнь по ее полной цене, со всем тем тяжелым, что в ней было еще в раннем детстве.

В завершение также произносятся известные в семейной системной терапии «разрешающие» слова: «Та мама, которая есть, всегда самая лучшая». После проведенной расстановки родительской семьи развитие заболевания у пациента, согласно проведенным лабораторным исследованиям, практически остановилось.

Аутоимунные заболевания и неприятие родителей (теория). «Обратное развитие» симптоматики в процессе выздоровления

В своей работе системного терапевта, Штефан Хаузнер подчеркивает сходство принципов развития симптоматики и процесса выздоровления при лечении методом симптомных расстановок и средствами гомеопатии. При этом он упоминает понятие «обратного развития» симптоматики в процессе выздоровления – от хронической к острой форме, что в данном случае будет являться целительной реакцией организма.