Смекни!
smekni.com

Системная терапия как эффективный инструмент для своевременной диагностики и лечения аутоиммунных заболеваний человека (стр. 1 из 8)

Системная терапия как эффективный инструмент для своевременной диагностики и лечения аутоиммунных заболеваний человека

Введение

Темой данной работы является лечение аутоиммунных заболеваний человека средствами современной системной терапии.

Необходимо заметить, что возможность работы с физическими и тем более системными и хроническими заболеваниями немедикаментозными средствами современной психологии и психотерапии является в прямом смысле слова революционной. На сегодняшний день такая возможность ни в коем случае не должна исключать или полностью заменять собой традиционное медицинское обследование, диагностику и лечение.

Аутоиммунные заболевания человека современная медицина вполне может назвать одними из самых тяжелых и в то же время мало поддающихся лечению болезней. И именно поэтому возможность применения инновационных и показавших себя высокоэффективными средств системной терапии представляется уникальной, перспективной и заслуживающей все более глубокого изучения врачами и психологами.

Системная терапия сегодня

Современная системная терапия берет свои истоки в так называемой семейной скульптуре американского психолога 20-го века Вирджинии Сатир, в психодраме Якоба Морены, в традиции «четверки» Миланской школы под руководством Мары Сельвини Палаццоли. Объектом работ Вирджинии Сатир были прежде всего семейными запросами. На основе своего многолетнего опыта Сатир пришла к выводу, что шансы современной семьи обрести гармонию взаимоотношений равны примерно 5%. Якоб Морена возродил в своих работах традиции древнегреческого театра драмы и поставил их на службу решения проблем человека нынешнего тысячелетия.

Миланская школа искусно работала, применяя парадоксальные средства решения психологических проблем и прежде всего для семей с так называемым шизофреническим взаимодействием. На сегодняшний день, как традиционная западная медицина, так и психология, соглашаются о том, что необходимо разделять лечение пациентов в психиатрическим диагнозом и консультирование/терапию психически здоровых клиентов с психологическими проблемами. Тем не менее, названная традиция также не остается неизменной, и современный системный терапевт, Франц Руперт, называет невозможным решение так называемых психиатрических проблем средствами фармакологии, т.е. практически единственными ей доступными, и приходит к выводу о полном крахе психиатрии в том виде, в котором она существует на сегодняшний день.

В данной работе мы рассмотрим системную терапию в том ее виде, который известен нам сегодня под названием системных (семейных, структурных, организационных, симптомных) расстановок. Если родоначальником, или, если угодно, опытным продолжателем античной и последующих традиций психотерапии 19-го и 20-го веков, трансформировавшихся сегодня в системную терапию и семейные расстановки, традиционно считается наш современник, 86-летний немецкий психолог Берт Хеллингер, то по поводу лидеров в области структурных, организационных и пожалуй, прежде всего, симптомных расстановок и терапии, мнения могут несколько различаться.

Не вдаваясь слишком глубоко в детали данных различий, можно сослаться на имеющиеся в распоряжении любого пытливого исследователя ресурсы по данным тематикам и, конечно, прежде всего, Интернет-ресурсы и информацию о деятельности структурных и симптомных терапевтов в Европе, Америке и Австралии.

В нашей работе мы рассмотрим лечение аутоиммунных заболеваний на примере пациентов немецкого врача, системного терапевта Штефана Хаузнера.

Необходимо отметить, что болезнь Крона, как одно из тяжелейших аутоиммунных заболеваний, в связи с ограниченностью рамками учебной исследовательской работы, останется за переделами нашего рассмотрения. Исследователям в этой области рекомендуется обратиться как к медицинским справочным источникам, так и к работе современного системного терапевта, врача-гомеопата и остеопата, Штефана Хаузнера, имеющего обширный опыт работы с пациентами в связи с данным заболеванием.

Далее, в связи с использованием самого метода системных расстановок следует упомянуть:

Феноменологический подход – наблюдаемые закономерности и корреляции между симптомом и «роковыми» событиями, произошедшими в семье пациента, не являются безоговорочным основанием для принятия решения терапевтом о наличии тех же динамик у другого пациента с подобным диагнозом. Феноменологию называет особенностью своей работы Берт Хеллингер и его последователи, что в то же время не исключает возможность систематизации собственных наблюдений терапевтами в дальнейшем.

Если в работе с пациентом найден «разрешающий образ», это, как правило, равносильно утверждению, что симптом уходит из системы или, как минимум, его значение для пациента становится несущественным.

Симптом, «отступающий» в системной работе (расстановке с участием заместителей либо в работе, проведенной в индивидуальной сессии с терапевта с пациентом, с использованием имажитивных методов), имеет хорошие шансы на отступление также и в реальной жизни.

В симптомных, так же как и в классических семейных расстановках, групповая работа подразумевает участие «заместителей» («представителей») в работе с системой пациента. «Заместителями» являются прочие участники терапевтической группы из числа пациентов (клиентов). Личное согласие каждого из них на работу с данным пациентом и его семейной системой является непременным условием для подключения данного «заместителя» к работе.

В системной терапии существует несколько стратегий работы с заместителями. По мнению Хантера Бомона, любой заместитель всегда предъявляет в ходе работы лишь собственную тему. Франц Руперт готов прислушиваться к мнению заместителя в большей степени, чем следовать собственной предварительной гипотезе. Гунхард Вебер считает, что терапевт, работающий, лишь слушая заместителей, не имеет права заниматься расстановочной работой.

В то время, как одни системные терапевты, используют высказывания заместителей в качестве основного ключа в своей работе, другие советуют обращать внимание лишь на наличие импульсов и спонтанных движений в теле заместителя и не слушать его реплики, идущие по большей части «из головы».

Использование заместителей предполагает также экологию обращения с этими бескорыстными и добровольными помощниками терапевта в его работе с клиентским запросом. Вход и своевременный выход заместителя из роли, его физическое и эмоциональное самочувствие, глубина его транса должны непрерывно контролироваться терапевтом в ходе всей работы, причем в не меньшей степени, чем он контролирует состояние и включенность в работу пациента и себя самого.

Аутоимунные заболевания: медицина о причинах возникновения, механизме развития, эволюции, лечении

Данная, а впрочем, и последующие несколько глав рискуют показаться чересчур «медицинской» для работы в области психологического консультирования и терапии. Тем не менее, поскольку речь идет о работе средствами системной терапии не с клиентами, а именно с пациентами – имеющими подтвержденные медицинские диагнозы, то этот риск представляется оправданным. Необходимо подчеркнуть, что медицинские диагнозы в данном исследовании будут именно физического – а не психиатрического – характера. И дело не в нашей неуверенности в том, что с пациентами, имеющие так называемые психиатрические диагнозы можно успешно работать средствами системной терапии, а том, что в нашей работе предметом исследования является особый род физических заболеваний, а именно аутоиммунные заболевания.

Итак, рассмотрим Аутоиммунные заболевания — класс разнородных по клиническим проявлениям заболеваний, развивающихся вследствие патологической выработки аутоиммунных антител или размножения аутоагрессивных клонов киллерных клеток против здоровых, нормальных тканей организма, приводящих к повреждению и разрушению нормальных тканей и к развитию аутоиммунного воспаления.

Возможные причины возникновения

Продукция патологических антител или патологических киллерных клеток может быть связана с инфицированием организма таким инфекционным агентом, антигенные детерминанты (эпитопы) важнейших белков которого напоминают антигенные детерминанты нормальных тканей организма хозяина. Именно по такому механизму развивается аутоиммунный гломерулонефрит после перенесённой стрептококковой инфекции, или аутоиммунные реактивные артриты после перенесённой гонореи.

Аутоиммунная реакция может быть также связана с вызванной инфекционным агентом деструкцией или некрозом тканей, или изменением их антигенной структуры так, что патологически изменённая ткань становится иммуногенной для организма хозяина.

Третья возможная причина аутоиммунной реакции — нарушение целостности тканевых (гисто-гематических) барьеров, в норме отделяющих некоторые органы и ткани от крови и, соответственно, от иммунной агрессии лимфоцитов хозяина. При этом, поскольку в норме антигены этих тканей в кровь вообще не попадают, тимус в норме не производит негативной селекции (уничтожения) аутоагрессивных лимфоцитов против этих тканей.

Но это не мешает нормальному функционированию органа до тех пор, пока цел тканевой барьер, отделяющий данный орган от крови. Именно по такому механизму развивается хронический аутоиммунный простатит. При воспалении, травме или инфицировании простаты нарушается целостность гемато-простатического барьера и может начаться аутоагрессия против ткани простаты.

По похожему механизму развивается аутоиммунный тиреоидит, так как в норме коллоид щитовидной железы в кровь также не попадает.

Четвёртая возможная причина аутоиммунной реакции организма — гипериммунное состояние (патологически усиленный иммунитет) или иммунологический дисбаланс с нарушением «селекторной», подавляющей аутоиммунитет.