Особенностью интеллектуального актива, кроме невозможности иметь прямую денежную оценку, является его существование только в рамках действующего предприятия. Другими словами, эти активы прекращают свою жизнь вместе с фирмой, которая их создала. Неосязаемые же активы могут продолжить существование в другой фирме. По поводу такого взгляда на соотношение неосязаемых и интеллектуальных активов можно сказать, что если понимать содержание последних так, как принято у менеджеров, в общепринятом смысле, то интеллектуальный капитал включает в себя часть элементов таких как патенты, лицензии, торговые марки и другие. Поэтому интеллектуальный капитал вряд ли следует ограничивать только неизмеряемыми активами.
Исследование проблемы интеллектуального капитала лекарственного средства с позиции глобальных изменений в мировой экономике, возникновения «экономики знаний», управления знаниями в высокотехнологичных и наукоемких компаниях, как правило, приводит к выводу о принципиальном совпадении понятий интеллектуального капитала и неосязаемых активов.
Исходная концепция интеллектуального капитала
Принципиальное совпадение терминов «неосязаемые активы» и «интеллектуальный капитал» имеет место и в том случае, когда в качестве причины имеющихся разных названий рассматриваются различные области их применения. Часто считается, что термин «неосязаемые активы» является бухгалтерским термином и ориентирован на баланс, понятие интеллектуальных активов отражает те же явления, но используется в другой области — человеческих ресурсов.
Бухгалтерский подход является объективно более узким, чем требуется для адекватного понимания интеллектуального капитала.
Сфера «неосязаемого» как единый объект исследования
Интеллектуальный капитал и деловая репутация фармацевтического предприятия
Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении понятий интеллектуального капитала лекарственного средства и деловой репутации предприятия, поскольку возникновение первого связано с попыткой экономистов объяснить растущую разницу между рыночной капитализацией компаний и балансовой стоимостью их активов. Поначалу эта разница возникла в высокотехнологичных компаниях и рассматривалась как их отличительная черта. В настоящее время превышение рыночной стоимости компании над стоимостью ее активов, отраженных в балансе, наблюдается в любой компании, имеющей какие-либо конкурентные преимущества. Причиной имеющегося разрыва экономисты считают наличие у компании не отражаемых в балансе активов, или ее интеллектуального капитала. Поэтому речь идет не о том, что инвесторы переплачивают при покупке перспективной компании, а о том, что они платят как за материальные, так и за нематериальные активы. Следовательно, интеллектуальный капитал выступает содержанием деловой репутации и объясняет его внутреннюю структуру.
Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала лекарственного средства в теоретических работах, а также в практике деятельности многих фирм применяется коэффициент Тобина, то есть отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов). Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Для наукоемких фирм этот коэффициент еще больше. Если цена компании существенно превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что по достоинству оценены ее нематериальные активы – талант персонала, эффективность управляющих систем, менеджмента и др. Покупатель, таким образом, приобретает в основном не физические, а нематериальные активы.
Заключение
Проведенный обзор позволяет сделать следующие выводы:
1) понятие интеллектуального капитала лекарственного средства используется в узком и широком смысле. В узком смысле под интеллектуальным капиталом лекарственного средства понимаются активы компании, которые представляют собой совокупность знаний ее персонала и результат воплощения этих знаний в других неосязаемых активах: внутрифирменных структурах, клиентском капитале и другие. В широком смысле интеллектуальный капитал лекарственного средства — это совокупность всех неосязаемых активов компании, в том числе тех, которые не являются результатом мыслительной деятельности;
2) понятие неосязаемых активов используется в узком и широком смысле. В узком смысле неосязаемые активы — это совокупность активов организации, удовлетворяющая критериям признания активов в бухгалтерском учете. В состав этих активов включается интеллектуальная собственность (патенты, зарегистрированные товарные знаки), деловая репутация приобретенных компаний, расходы на обучение, исследование и разработки при соблюдении критериев признания. Признание этих активов регулируется международными и национальными стандартами финансовой отчетности. Эти активы имеют определенную денежную оценку. В широком смысле неосязаемые активы — это совокупность всех неосязаемых активов, включая те, которые не удовлетворяют требованиям стандартов учета: рабочая сила, внутрифирменная структура, списки клиентов и др.;
3) понятие деловая репутация фармацевтического предприятия используется как в узком, так и широком смысле. В узком смысле понимают бухгалтерский актив, удовлетворяющий критериям стандартов финансовой отчетности. Величина деловой репутации определяется как разница между стоимостью приобретения компании и балансовой стоимостью ее материальных, нематериальных и денежных активов, а также обязательств. В широком смысле деловая репутация — это совокупность всех неосязаемых активов компании.
Полученный в результате терминологического исследования материал позволяет ответить на вопрос: «С какой целью в экономике возникло новое понятие — интеллектуальный капитал лекарственного средства?». Причина в том, что до этого, действительно, не существовало приемлемого термина для определения той части неосязаемых активов фармацевтической фирмы, которая объясняет причины роста стоимости компании. Как мы видим, не существовало (и не существует) единого понимания ни неосязаемых активов, ни деловой репутации предприятия. Неосязаемые активы, рассматривались как нечто неопределенное, неизмеряемое, скорее всего, неделимое. В лучшем случае, из них выделяли нематериальные активы, и деловую репутацию компании, который признается только в случае приобретения компании по рыночной стоимости, превышающей стоимость справедливую стоимости ее чистых активов. Поэтому появление термина «интеллектуальный капитал лекарственного средства» представляет собой развитие концепции неосязаемых активов в сторону их большей измеряемости и прозрачности. В то же время следует отметить, что нельзя назвать интеллектуальный капитал явлением, которого раньше не существовало; и компетенция персонала, и внутренняя организация, и клиенты у компаний были, но не рассматривались раньше как определяющие факторы роста их стоимости и не нуждались в особых подходах к изучению.
Проведенное исследование позволило сформулировать четкие разграничения между понятиями неосязаемых активов, интеллектуального капитала лекарственного средства и деловой репутации фармацевтической фирмы. Под неосязаемыми активами целесообразно понимать всю совокупность неосязаемых активов в наиболее широком смысле. К ним относятся:
а) интеллектуальный капитал и активы, не являющиеся результатом интеллектуальной деятельности;
б) измеряемые и не измеряемые прямыми методами активы;
в) нематериальные активы, признаваемые стандартами финансовой отчетности и отражаемые в бухгалтерском балансе, и неосязаемые активы, не отвечающие критериям признания и не отражаемые в балансе.
Классификации неосязаемых активов компании
Некоторые активы, включаемые в интеллектуальный капитал, являются измеряемыми и признаются как объект бухгалтерского учета (прежде всего это различные формы интеллектуальной собственности), но основная часть интеллектуального капитала не имеет прямой денежной оценки и не признается в бухгалтерском учете.
Понятие «деловая репутация» должно пониматься так, как оно трактуется и признается стандартами бухгалтерского учета, то есть превышение цены покупки фирмы над стоимостью отраженных в ее балансе чистых активов.
Затронутые в настоящей статье вопросы не исчерпывают всех проблем, имеющихся в сфере неосязаемых активов предприятий. Вместе с тем, проблема измерения и оценки интеллектуального капитала лекарственного средства не может быть решена без четкого определения места этого термина в системе показателей неосязаемых активов, и в этом мы видим практическую пользу представленного материала.
Список литературы
Закон України "Про охорону прав на винаходи і корисні моделі" (із змінами і доповненнями, внесеними Законами України від 1 червня 2000 року N 1771-III та № 850-IV від 22.05.2003 р.).
Закон України "Про лікарські засоби" (Відомості Верховної Ради (ВВР), 1996, N22, ст. 86).
Андрощук Г.А., Кириченко И.А. Ключ к успеху лекарственного препарата // Аптека. – №38. – 2003.
Булыга Р., Кохно П. Интеллектуальный капитал человека // ИС. Промышленная собственность. – № 11. – 2007.
Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб. – 2001.
Гапоненко А.Л. Управление знаниями. М.: ИПК госслужбы. – 2001.
Карачаровский В.В. Интеллектуальный капитал через информационные технологии. К. – 2009.
Кириченко И.А. Право интеллектуальной собственности в процессе создания и внедрения лекарственных средств. – К. – 2010.
Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления. М.: Финстатинформ. – 2002.