Т.В. Брябрина
Ухудшение социальной среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических и соматических заболеваний, в формировании которых большую роль играют психогенные факторы (так называемые «психосоматические заболевания»). В их число принято включать разнообразные нарушения функций органов и систем - от доболезненых, донозологических до клинически развернутых состояний. Эти состояния и заболевания формируются вследствие действия определенных психотравмирующих факторов на личность с определенными психологическими особенностями, находящуюся в той или иной неблагоприятной жизненной ситуации [1, 3, 8]. Соматические заболевания, симптоматика которых в своей клинической картине не имеет нозологически очерченных синдромов, в клинической медицине и психологии принято рассматривать как функциональные. При этом у пациентов зачастую отмечаются нарушения не только соматического, но и психического функционирования. Как следствие, такая дисфункция соматических систем в клинике квалифицируется как преимущественно соматоформное расстройство, а психические дисфункции - как преимущественно невротические расстройства.
Но часто функциональные нарушения соматических органов и систем отмечаются как при соматоформных расстройствах, так и при неврозах. В свою очередь, невротические расстройства могут сочетаться коморбидно с соматоформными расстройствами либо могут даже включаться в патогенетические механизмы и клиническую картину соматоформных расстройств [6].
Соматоформные расстройства характеризуются очевидным отсутствием инструментально подтвержденных органических нарушений, преобладанием комплекса психовегетативных расстройств и относительной обратимостью симптоматики. При этом часто отмечается проблема терминологического определения наблюдаемой патологии. Так, при очевидном соматическом вкладе в этиопато- генез наблюдаемую симптоматику невротического характера принято считать вторичной и определять ее как неврозоподобную [4]. В свою очередь, при приоритете психогенных этиопатогенетических механизмов в дисфункции органов и систем соматическая патология рассматривается как вторичная, психосоматическая. Очевидная нервно-психическая патология при отсутствии соматической рассматривается как невротическая. В случае сочетания психических и соматических расстройств определить первичность психического либо соматического фактора в этиопато- генезе не представляется возможным, особенно в случае клинически стертых форм соматической и невротической патологии.
При этом считается, что соматоформные расстройства, во-первых, могут являться предтечей классических психосоматозов [7], во- вторых, их симптоматика включает соматические, вегетативные и психические расстройства с высокой степенью вариабельности.
Диагностика любого заболевания начинается с квалификации психического и соматического состояния пациентов. Применение психологической диагностики рассматривается как составная часть медицинской диагностики, которая позволяет изучить роль психологических факторов в этиологии, патогенезе, лечении и профилактике заболеваний. При этом медицинская (клиническая) психологическая диагностика использует методы психологической диагностики для выявления нарушений психических функций, процессов, состояний личности и поведения больного человека в ситуациях, угрожающих нарушениями психической адаптации, следствием которых могут быть расстройства в сфере психического здоровья и снижение качества жизни [2].
Для осуществления медицинской психодиагностики важно определиться с пониманием роли психологических механизмов в психических нарушениях различной нозологии, особенно в случае пограничной психической и психосоматической патологии. Следует отметить, что достаточно часто соматоформные расстройства дебютируют в молодом возрасте, при этом спектр клинических проявлений этих расстройств достаточно широк и разнообразен [1, 5]. В связи с этим требуется исследование, позволяющее уточнить спектр и интенсивность соматических, вегетативных и психических нарушений в структуре как соматоформных, так и невротических расстройств. Данные клинико-психологических исследований могут позволить раскрыть особенности клинической картины расстройства и помочь определить дальнейшие пути лечебных воздействий, в том числе наметить пути психологической коррекции.
Материалы исследования
Было организовано и проведено исследование психического состояния и выраженности невротической и неврозоподобной симптоматики у 218 пациентов.
Исследование выполнялось по методике «Симптоматического опросника невротических расстройств» (ОНР-Си). Методика ОНР-Си является компьютерной модификацией опросника SiO, разработанного в 1981 году в Польше под руководством J.W.Aleksandrowitcz и апробированного в отделении неврозов и психотерапии института им. В.М. Бехтерева. Методика направлена на количественное определение степени выраженности невротических расстройств и содержательное описание жалоб больного. Она представляет собой опросник из 138 пунктов, в которых отражены основные невротические жалобы и симптомы. Самооценка своего статуса осуществляется путем определения у себя наличия и степени выраженности тех или иных нарушений. Оценка проводится по 4- балльной шкале: «не беспокоит», «незначительно беспокоит», «беспокоит», «очень беспокоит». Опросник имеет 13-шкальную структуру. Полученные данные интерпретировались в соответствии с разработанной схемой анализа [2]: оценивался общий уровень невротичности (далее - ОУН) и структура невротической симптоматики пошкально. Итоговые значения ОУН выражаются в стенах. Высокий уровень ОУН регистрируется при значениях итогового балла в 7 — 10 стенов, умеренный-от 6 до 4 стенов, незначительный — от 1 до 3 стенов.
Результаты исследования представлены в следующих показателях:
во-первых, в стандартизованных показателях ОУН;
во-вторых, в исходных показателях шкальной оценки (сумма сырых баллов по каждой шкале) и в приведенных рейтинговых баллах (на основании расчета значений средних рангов по шкалам методики), что описывает уровень интенсивности выявляемой симптоматики;
в-третьих, в процентных пунктах, отражающих экстенсивность (широту или спектр представленности) невротической симптоматики внутри каждой шкалы. Процентным показателем является удельная оценка вопросов шкалы (Nz%), которая рассчитывается по формуле: (количество ответов по шкале с оценкой более 0 баллов *100%)/ количество вопросов шкалы. Следует отметить, что удельный показатель учитывает наличие симптоматики, диагностируемой по шкале, вне зависимости от интенсивности выраженности симптомов.
Вся выборка представлена двумя группами испытуемых, критерием включения которых в ту или иную группу являлось наличие верифицированного клинического диагноза «соматоформная вегетативная дисфункция» (код F.45.3 по МКБ-10) либо диагноза «невротическое расстройство» (код F.40 - 43 по МКБ-10). Численность испытуемых первой группы составила ni = 141 человек, в том числе 64 мужчин и 77 женщин, а численность испытуемых второй группы п2 = 77 человек, в том числе 36 мужчин и 41 женщин. Все испытуемые являлись студентами высших учебных заведений. Средний возраст обследованных пациентов составил 19,83±1,63 лет. Нозологический диагноз являлся внешним критерием для оценки выявляемой симптоматики.
Математико-статистические расчеты производились с помощью пакета статистических программ SPSS Statistics 17.0.
Результаты исследования и их обсуждение
Общий уровень невротичности характеризуется умеренным и высоким уровнем, как у пациентов с соматоформной вегетативной дисфункцией (далее - СФВД), так и у пациентов с невротическими расстройствами (далее - HP). Средний уровень невротичности в целом по выборке составил 6,24±0,8, в первой группе - 6,11±0,8 и во второй группе - 6,47±0,8. Статистических различий в уровне невротичности в группах пациентов с СФВД и невротическими расстройствами не выявлено. Таким образом, в обеих группах сравнения отмечается одинаковый уровень выраженности невротичности (невротических и неврозоподобных нарушений). Другими словами, у пациентов с СВД и у пациентов с HP выявляется одинаковая и достаточно выраженная тяжесть невротической симптоматики. При этом распределение испытуемых по степени выраженности невротической симптоматики очевидно приближается к нормальному (см. рисунок).
Распределение испытуемых двух групп в соответствии со значениями итоговых баллов ОУН
Средние значения шкальной оценки по шкалам методики ОНР-Си*
Таблица 1
~~~—Группа Шкалы ~——________ | СФВД | HP | ||
М | 5 | м | 5 | |
Нарушения социальных контактов | 1,8908 | 1,5 | 2,4818 | 1,7 |
Ананкастические нарушения | 1,8057 | 1,56 | 2,5234 | 1,62 |
Ипохондрические нарушения | 1,7667 | 1,47 | 1,5662 | 1,74 |
Расстройства сна | 2,1972 | 1,6 | 2,6182 | 1,72 |
Тревожно-фобические нарушения | 1,4730 | 1,26 | 1,7610 | 1,31 |
* В таблице приведены результаты только по тем шкалам методики ОНР-Си, по которым получены наиболее существенные отличия.
При анализе пошкального представления данных были выявлены статистически значимые различия между результатами исследования пациентов двух групп. Для пациентов с невротическими расстройствами более характерно ограничительное поведение, отражающееся достоверно более высокими значениями по шкалам «нарушения социальных контактов» (р^),05) и «ананкастические нарушения» (р <0,001). В табл. 1 представлены значения средних арифметических и стандартных отклонений шкальных оценок по каждой шкале.