В этой главе рассматриваются две группы материалов. К первой группе относятся песок и вода.Они являются естественными природными веществами и присутствуют в любой экологической системе. В песочной терапии материалы первой группы могут использоваться либоотдельно друг от друга, сохраняя при этом свои уникальные свойства, либо вместе, в результате чего они меняют свои свойства и формируют третий материал.Ко второй группе материалов относятся различные предметы, используемые в песочной терапии. Все они обладают определенным содержанием, делятся на разныегруппы и вызывают у клиента различные реакции.
Песок существует уже миллионы лет, отражая геологическую историю земли. Песчаные пляжи имеются вовсех частях мира. Цвет песка определяется характером породы, из которой он образовался в результате ее размывания водой и образования трещин. Дальнейшеедробление фрагментов породы на более мелкие части и их шлифование происходили в результате воздействия на них воды и ветра. Отдельные песчинки, соединяясь изатвердевая, формируют осадочные породы, которые, в свою очередь, могут вновь подвергаться фрагментации. Нередко песок океанских побережий содержит мельчайшиераковины и фрагменты скелетов морских животных, многие миллионы лет назад подвергшиеся разрушению и шлифовке (Mack and Leistikow, 1996). Они являютсясвидетельством существования форм жизни, некогда обитавших в воде, которая являлась для них домом.
Песок может быть очень мелким и белым, желтоватым и коричневатым или даже почти серым или красноватым. В песочнице белый песокформирует нейтральный контрастный фон, на котором хорошо видны камни, раковины и миниатюрные фигурки. На фоне более темного песка цвета естественных предметови миниатюр "скрадываются", и их формы выделяются не столь отчетливо.
Песок является бесформенной массой отдельных гранул,перемещающихся под воздействием внешних сил. При смешивании с водой песок позволяет лепить устойчивые трехмерные формы, создавать поверхности с различнойтекстурой, выкапывать ямы, зарывать и выкапывать предметы, а также, капая влажным песком, создавать фантастические замки. Песок образует естественнуюграницу между океаном и землей, а в песочной терапии символизирует элемент Земли, материнское начало, устойчивую, непреходящую основу бытия - то, чтоподдерживает, питает и включает в себя все формы жизни.
Особенности игры с песком определяются его свойствами.Если речь идет об игре с песком на пляже, то в работу может быть вовлечено все тело, которое едва прикрыто одеждой. Человек может лежать на песке, и это тожесвоего рода работа с ним. В психотерапевтическом кабинете песочница представляет собой одну из разновидностей невербальной символической игры. Приэтом с песком контактируют одни лишь руки. Человек не выбирает песок - он уже заполняет поднос, так же как человеческая сущность "заполнена"плотью. Так же как тело, песок можно ощутить, прикасаясь к нему. Песок символизирует бесформенность, за которой следует этап сотворения форм, чтопроисходит на каждой сессии.
Обычно на подносе находится вполне определенное количество песка. Это является метафорой либо того количества материи, котороеимеется во Вселенной, либо той энергии, которой располагает человека. Песок, так же как материя и энергия, может переходить из одного состояния в другое иперемещаться в новое место. В природе под воздействием воды и ветра он может перемещаться на большие расстояния, и в то же время всегда является частью общейземной субстанцией.
В процессе психотерапии энергия клиента направляется и перераспределяется более равномерно, что символизирует перемещение клиентомпеска из одной части подноса в другую от сессии к сессии. Ровная поверхность песка говорит о равномерном распределении энергии. Любое давление руки на песоквызывает нарушение равновесия и определенное напряжение в композиции: появление более высоко и более низко расположенных участков; скопление песка в однойчасти и уменьшение его количества в другой; формирование горизонтальных и наклонных плоскостей и т. д. Весь песок может быть сдвинут в одну частьпесочницы. Это создает скопление песка, отчетливо выделяющееся на фоне голубого цвета внутренней поверхности подноса: остров в центре, окруженный со всехсторон водой; песчаный участок на одной половине подноса, в то время как другая представлена голубым цветом; песок, обрамляющий голубое пространство в центрепесочницы.
Песок может вызывать ассоциации со зноем, холодной водой, наготой, похоронами или строительством. Некоторые клиенты избегаютпользоваться песком, словно его пластические свойства никак ими не восприняты. Такие клиенты воспринимают песок так же, как стол или пол, в результате чегоего пластические и тактильные свойства остаются неиспользованными.
Без воды нет жизни. Две трети нашей планеты покрыто водой, а человеческое тело на те же две третисостоит из нее. Человек потребляет больше воды, чем иные наземные существа. Человеческий плод развивается в амниотической жидкости. Выражение разнообразныхчеловеческих чувств ассоциируется с различными жидкостями - слюной, слизью, потом, слезами, мочой и кровью. Вода изменяет свою форму под воздействиемтемпературы и гравитации - испаряется, замерзает или течет. Ее различные агрегатные состояния являются метафорами человеческих чувств. В повседневнойречи слова, обозначающие свойства воды, нередко используются как метафоры, например: "прозрачный намек", "плыть по течению","мелко плавает" и т. д. Вода отражает то, что находится вне ее; поддерживает то, что лежит на ее поверхности и позволяет четко видеть то, что находится в еетолще. Клод Моне, французский импрессионист, посвятил последние годы своей жизни изображению водяных лилий, плавающих на поверхности водоемов. Его картиныпередают тройственное свойство воды - способность отражать, быть прозрачной и поддерживать на поверхности расположенные на ней растения (Wildenstein, 1996).
Вода издает различные звуки, включая капель, приятное журчание, успокаивающий шум ручья или прибоя, могучий грохот прилива иштормовых волн. Не имея возможности течь, вода превращается в болото. Она растворяет различные вещества и изменяет их свойства. Размывая породу, водапревращает ее в песок, перенося и накапливая его затем на берегах рек и океанов. Она очищает и охлаждает, но может проливаться на землю бурнымипотоками в виде дождя или наводнений. "Любая вода символизирует Великую Мать и ассоциируется с рождением, женским началом, вселенским чревом, первичнойматерией, водами плодородия и обновления, а также с основой жизни" (Cooper, 1978, р. 188).
Райс-Минухин (Ryce-Menuhin, 1992) сравнивает процесс психического развития с течением воды, ссылаясь на перевод 29-й гексаграммы(где речь идет о Водах Бездны) из "Книги перемен" (Wilhelm, 1951, р. 115):
Она течет и течет, заполняя все пространства; она непытается обойти стороной опасные места или обрывы; ничто не может отнять у нее присущих ей качеств. Во всех обстоятельствах она остается верной себе самой.Так строгое следование истине в сложных ситуациях позволяет сердцем постичь суть происходящего, а когда суть происходящего постигнута сердцем, линияповедения складывается сама собой.
Кальфф сравнивает изображение клиентом потока, увлекающего за собой камни, с описанием текущей воды в "Книге перемен":"Вода течет непрерывно и достигает своей цели. Она течет и нигде не накапливается. Она не утрачивает своих свойств даже тогда, когда течет вопасных местах" (Kalff, 1980, р. 79).
Песок и вода находятся друг с другом в определенных отношениях. Оба этих вещества существуют снезапамятных времен, лишены каких-либо границ и пребывают в постоянном движении. По отдельности они бесконечно перемещаются и текут под воздействиемгравитации и атмосферных процессов. Находясь в жидком виде, вода лишена какой-либо определенной формы. Песок является плотной субстанцией и также неимеет формы. Соединяясь, песок и вода могут образовывать устойчивые формы или превращаться в грязь в тех случаях, когда воды больше, чем песка. Аналогичнымобразом, испытывая сильные чувства, человек утрачивает равновесие. Содержащие воду изобразительные материалы, такие как акварель, гуашь и глина, способствуютвыражению чувств, особенно, если используются достаточно свободно. Вода присутствует в песочнице, однако она впитывается в песок, делая его влажным.Иногда, когда клиент хочет воспользоваться очищающими свойствами воды и ощутить ее движение, у него возникает желание использовать ее в чистом виде. Внекоторых случаях можно предоставить ему такую возможность, наполнив водой какую-либо емкость.
Содержание и характер предмета являются для клиента "психическим материалом". В качестветакого "психического материала" предметы делятся на разные группы, в зависимости от их внешних признаков. Кроме того, при выборе предметов клиентруководствуется материалами, из которых те изготовлены. Ниже перечислены предметы, которые необходимо иметь при проведении песочной терапии. Обычно ихнабор включает различные исторические и современные фигуры и объекты, отражающие обыденную реальность, религиозные представления и мир фантазии. Естественныеприродные объекты составляют особую группу. Набор предметов, используемых в песочной терапии, был бы "безжизненным", если бы в него не входилитакие предметы, как камни, кости, раковины, ископаемые фрагменты, минералы, дерево, солома, семена, сухие цветы и листья, обработанное водой стекло, перьяи т. д. Изготовленные человеком предметы могут быть сделаны из пластмассы, резины, металла, обожженной глины, стекла и других материалов путем литья илиштамповки, а также вырезаны вручную из дерева или камня.
Существует качественная разница между предметами,созданными самой природой, без участия человека, и теми, которые являются продуктом его деятельности. Естественные предметы и материалы появились врезультате природных процессов, протекавших, возможно, многие миллионы лет, или - такие, как растения - выросли из упавшего в землю зерна, и поэтомусимволизируют человеческие свойства, которые проявлялись в силу естественных процессов и при наличии соответствующих условий. Возможно, клиент обратился запсихотерапевтической помощью в связи с тем, что ему не удалось реализовать свой природный потенциал. Ему хочется добиться этого и достичь гармонии иопределенных изменений в своей жизни, используя заложенные в его психике возможности саморегуляции (Jung, 1916/1958, CW, par. 159).
Выбирая песочницу, а не рисунок или живопись, клиент тем самым стремится установить контакт с заложенным в нем природным началом, инапротив, выбирая рисунок или живопись, он хочет сохранить более тесную связь с человеческой культурой. В первом случае человек будет работать преимущественнона внутреннем, первичном уровне, а во втором случае - на внешнем, культурном.
Естественные природные объекты и материалы используютсяв ходе различных ритуалов, медитации и иных практиках во многих частях света. В культуре североамериканских индейцев найденные в природе камни и деревья,напоминающие фигуры животных (иногда их специально вырезают из этих материалов), используют в качестве талисманов, при медитации, с целью лечения - для помощиотдельным лицам или племени в целом (Bennett, 1993). Наблюдения за жизнью животных послужили основой для многочисленных легенд о качествах различныхживотных и присущем им знании законов жизни. "Призывая в качестве своего помощника то или иное животное, человек пытается установить гармоничныеотношения с теми качествами, носителями которых это животное является" (Sams and Carson, 1988, р. 13). Разнообразные тотемные столбы на северо-западеАмерики, символизирующие предков, обеспечивают племенам защиту и покровительство и требуют уважительного отношения. "Личный тотемныйстолб" - психотерапевтический метод, разработанный трансперсональным психологом Галлегос (Gallegos, 1990). Он связан с изучением образов семиживотных "тотемного столба", находящихся "внутри нас". Эти животные ассоциируются с семью чакрами, или энергетическими центрами,расположенными вдоль вертикальной оси человеческого организма (Ousley, 1949). Данный метод в определенной степени связан с методом активного воображенияЮнга. Найденные археологами в разных частях мира куклы и фигурки животных отражают потребность людей древности использовать эти предметы в качествепосредников при общении с миром природы и определенными аспектами своего внутреннего мира. Эти предметы использовались для игры или в различныхритуалах, "становясь тем самым транзитными объектами между людьми и богами или между людьми и их чувствами" (Steinhardt, 1994, р. 205). Такимобразом, становятся понятны привлекательность, которой обладают в наших глазах различные предметы, и то, почему выбираемые клиентом в ходе песочной терапиипредметы или фигуры животных обозначают его определенные личные качества. Их выбор также отражает потребность в самовыражении и исцелении, достигаемыхблагодаря установлению человеком внутренней связи с качествами соответствующего предмета или животного.