Глубина транса является довольно расплывчатым понятием, которое обозначает степень, вкоторой субъект переживает отрешение от непосредственной действительности и погружение во внутренние процессы, а также реагирует на суггестии, требующиеглубоких изменений восприятия и таких переживаний, как возрастная регрессия, амнезия и галлюцинации. Таким образом, уместно говорить о легком, среднем иглубоком трансе; некоторые субъекты, способные к очень глубокому трансу, расцениваются как "сомнамбулические", поскольку могут переживатьтранс с открытыми глазами.
Следовательно, глубина транса зависит от восприимчивости к гипнозу, однако в большей степени она соотносится ссубъективным переживанием и некоторыми распространенными показателями глубины транса типа тех, что предложены Тартом (Tart, 1970) и представляют собойпростой самоотчет с использованием пронумерованной шкалы.
В этой главе я сделал обзор современных представлений, знаний и полемики вотношении феномена, который мы называем "гипнозом". Было отмечено расхождение взглядов на оправданность разговора об особом состоянии сознания,которое по существу отличается от повседневного состояния релаксации и помогает нам лучше понять явления, наблюдаемые нами при осуществлении процедур,именуемых "гипнозом". Было замечено, что "гипноз" в своем обычном применении предполагает подключение различных психологическихпроцессов: релаксации, ожидания, податливости, воображения, селективного внимания и так далее, однако двумя основными понятиями, имеющими отношение кделу, являются суггестия и транс, или гипнотическое переживание. Было предложено подразумевать под гипнозом состояние умственной релаксации иограниченного бодрствования, при которых субъекты обычно погружаются в такие внутренние переживания, как чувства и воображение, в своем мышлении становятсяменее аналитичными и логичными, а также в большей степени способны отвечать на суггестии в автоматической и диссоциированной манере. Принято считать, что этосостояние может быть достигнуто или усилено с помощью процедуры, которая называется "гипнотической индукцией" (описание представлено в главе2) и имеет целью релаксацию субъекта и отвлечение его внимания от внешней действительности на внутренние переживания.
Это был сжатый обзор природы гипноза, предназначенный для подготовки читателя к чтению последующих глав, в которых описаныклинические аспекты гипноза. Многие детали и сложности были опущены, так что читатель может быть заинтересован в более глубоком знакомстве с упомянутымитеоретическими и практическими изысканиями. Для этой цели чрезвычайно полезной окажется книга под редакцией Нэйша (Naish, 1986). Уогстафф (Wagstaff, 1981)предлагает пространный обзор исследований, демонстрируя в нем высшую степень приверженности теории "не-состояния", однако читатель можетпредпочесть более современный труд вроде работы Спаноса и Чейвса (Spanos and Chaves, 1989). Теория "состояния" наилучшим образом представлена вкниге Хилгарда (Hilgard, 1986).
В данной главе не приводилась историческая справка о гипнозе, поскольку существует несколько свежих работ на эту тему - например,Голда (Gauld, 1988), а также глава 2, посвященная работам Гибсона и Хипа (Gibson and Heap, 1990). Труд Роули (Rowley, 1986) является сжатой, хорошонаписанной книгой о гипнозе и гипнотерапии, в которой представлены история гипноза и обзор его различных теорий.