Кроме того, была предусмотрена демилитаризация Аландских островов, которая в настоящее время регулируется Соглашением СССР и Финляндией об Аландских островах от 11 октября 1940 г. Демилитаризация означает особый, договорно установленный правовой режим определенных территорий и районов, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым в них запрещаются все виды и формы военной деятельности, такие, например, как размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных баз, установок и сооружений, испытание, размещение и хранение оружия массового уничтожения и его носителей, любого другого оружия, проведение военных маневров и учений, а также любая иная деятельность военного характера.
Задание 3.
Историческое значение Гаагский конференций мира 1899 г. и 1907 г. в деле гуманизации средств и методов ведения войны, а также нормативного закрепления принципов мирного разрешения международных столкновений.
Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Первая конференция собралась в Гааге 18 мая 1899 г., в ней приняли участие 26 государств. Она получила название «мирной», поскольку это был форум, который изначально мыслился инициатору его проведения – России, как международная конференция по ограничению гонки вооружений. И хотя никаких конкретных решений принято не было, все же стороны согласились, что «ограничение военных издержек, тяготеющих над миром, весьма желательно в интересах увеличения материального благосостояния человечества и поднятия его нравственного уровня», поэтому, по существу, эта конференция явилась первым опытом постановки вопроса о разоружении на базе многосторонней дипломатии.
В первом пункте программы конференции (1899 г.), предложенной русским правительством в январе 1899 г., предусматривалось «заключение международного соглашения на подлежащей установлению срок, устанавливающего неувеличение существующих размеров состава мирного времени сухопутных и морских сил». На тот же срок предлагалось заморозить и существующий уровень военных бюджетов. Против предложений России резко выступила Германия, против также были США, Франция, Великобритания, поэтому, как было отмечено, никаких соглашений в области разоружения выработано не было.
Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющим единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы (в настоящее время действует Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г.), и Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль, которая является и ныне действующей. Кроме того, были приняты Декларации о запрещении сроком на пять лет «метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов». Таким образом, был придан мощный импульс и определены основные направления развития так называемого гаагского права, которое наряду с женевским правом составляет основу современного международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов (всего сегодня это около 20 специальных соглашений). К важнейшим документам, действующим в этой сфере сегодня можно также отнести Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 10 апреля 1980 г.
Таким образом, было бы неверно считать, что конференция 1899 г. оказалась бесплодной в политико-правовом плане. Ее историческое значение состоит в том, что она приняла ряд документов, ознаменовавших новый важный этап в деле кодификации и прогрессивного развития права вооруженных конфликтов.
Опыт конференции 1899 г. был учтен при проведении следующей, Второй конференции мира 1906-1907 годов, созванной по инициативе России и США. На этот раз участники сосредоточили свое внимание лишь на юридических вопросах права войны. На этой конференции был сделан важный шаг по пути кодификации и прогрессивного развития права вооруженных конфликтов, в связи с принятием свыше десятка международно-правовых актов, регламентирующих действия государства в условиях войны.
На второй Гаагской конференции мира (1906-1907 гг.) были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Принятые документы охватывали следующий круг вопросов: 1) мирное разрешение международных споров; 2) ограничение в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам; 3) порядок открытия военных действий; 4) законы и обычаи сухопутной войны; 5) законы и обычаи морской войны; 6) запрещение использовать яды, оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние страдания; 7) правила нейтралитета в сухопутной и морской войне. Гаагские конвенции являются действующими международно-правовыми актами (за исключением 12 конвенции об учреждении международного призового суда), признанными большинством государств мира.
Принятие 5 (18) октября 1907 г. Конвенции о мирном разрешении международных столкновений фактически положило начало процессу нормативного наполнения принципа мирного разрешения международных споров, являющегося одним из основополагающих принципов современного международного права. В соответствии с этой конвенцией в была учреждена Постоянная палата третейского суда, компетентная для всех случаев третейского разбирательства, если только сторонами не будет заключено соглашение об установлении особого суда. Она послужила прототипом для последующих международных судебных органов – Постоянной палаты международного правосудия Лиги Наций и Международного суда ООН (Статут Международного Суда от 26 июня 1945 г.).
Большое значение имела Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам. Суть конвенции следует из ст. 1: «Договаривающиеся Державы согласились не прибегать к вооруженной силе для истребования договорных долгов, взыскиваемых Правительством одной страны с Правительства другой страны, как причитающихся ее подданным». Правда, конвенция содержала довольно существенное ограничение, заключавшееся в том, что отказ от вооруженных действий «не может иметь применения, когда Государство-должник отвергает или оставляет без ответа предложение о третейском разбирательстве или, в случае принятия такового, делает невозможным установление третейской записи, или после третейского разбирательства, уклоняется от исполнения поставленного решения».
В настоящее время в ст. 33 главы 6 «Мирное разрешение споров» Устава ООН сказано, что «стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могла бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору..».
3 Гаагская конвенция о порядке открытия военных действий постановила, что военные действия «не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения». Однако последнее, по мнению ее участников, могло быть и мотивированным, и носить характер ультиматума. Посредством этой оговорки были существенно ограничены гуманные постановления остальных конвенций. В конвенции были признаны важнейшие принципы законов и обычаев сухопутной войны: разграничение комбатантов и некомбатантов; право населения на вооруженное сопротивление; подробная регламентация прав военнопленных; запрещение использовать яды, оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние страдания; запрет истреблять и захватывать неприятельскую собственность, если это «настоятельно не вызывается военной необходимостью»; запрет убивать сдавшихся и «объявлять, что никому не будет дано пощады»; требование к командирам принимать все возможные меры к охране памятников старины и культуры, а также медицинских учреждений; запрет отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; была запрещена конфискация частной собственности и грабежей, но допускалось взимание налогов, пошлин и других денежных сборов «по возможности сообразно с существующими правилами» и пр. События двух мировых войн показали, что действенность в том числе этой конвенции не была достаточно значительной, хотя она, несомненно, ограничивала в ряде случаев произвол сторон, что, конечно, не относится к действиям гитлеровской Германии и ее союзников. В продолжение этой конвенции были приняты, в частности, Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы 1 и 2 1977 г. (в части международно-правовой защиты военнопленных); Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. и Четвертая Женевская конвенция 1949 г. (в части международно-правовой защиты гражданского населения и культурных ценностей).