Смекни!
smekni.com

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (стр. 3 из 3)

Указанная статья устанавливает, что фиксированные точки, избранные прибрежным государством, имеющим широкий шельф, для провидения линии внешней границы континентального шельфа должны находится не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, и не далее 100 морских миль от 2500 метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.

Регулированию прав и обязанностей государств в отношении континентального шельфа посвящены ст. 76-85 Конвенции 1982 года, которые практически воспроизводят соответствующие нормы Конвенции о континентальном шельфе 1958 года. В соответствии со ст. 77 Конвенции 1982 года прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные государства в целях разведки и разработки его природных ресурсов.

Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового режима покрывающих вод, т.е. открытого моря или той его части, которая может составлять исключительную экономическую зону, а также правового режима воздушного пространства над этими водами. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод иных государств или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона является одним из самых молодых институтов международного права. Развитие правового института исключительной экономической зоны началось во второй половине 40-х годов 20 столетия с провозглашения рядом латиноамериканских государств своих претензий на права в отношении вод за пределами территориального моря.

В соответствии со ст.55 Конвенции ООН по морскому праву исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под устоновленый в настоящей части особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (ст.57 Конвенции).

Прибрежное государство имеет в отношении исключительной экономической зоны две категории правомочий. Во первых, прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путём использования воды, течений и ветра.

Во вторых, прибрежное государство осуществляет юрисдикцию, предусмотренное в соответствующих положениях Конвенции 1982 года, в отношении:

a. Создания и использования искусственных островов, установок и сооружений.

b. Морских научных исследований.

c. Защиты и сохранения морской среды.

В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуется свободами судоходства и полётов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам. Другие государства при осуществлении своих прав и выполнении и выполнении своих обязанностей по Конвенции в исключительной экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежном государством постольку, поскольку они не являются не совместимыми с Конвенцией и с другими нормами международного права.

Морское дно за пределами действия национальной юрисдикции. Район.

До 3-й конференции ООН по морскому праву на дно морских морей и океанов распространялся правовой режим открытого моря. В связи с развитием новых технологий добычи полезных ископаемых, быстрым совершенствованием экономических методов эксплуатации ресурсов морского дна, а также в ходе растущей потребности в особом правовом регулировании ресурсов морского дна, и кодификации медународно-правовых норм о морских территориях, начиная с 60-х годов ведётся активное обсуждение правового статуса морского дна за пределами действия национальной юрисдикции.

На сессии Ген6еральной Ассамблеи ООН в 1967 году впервые была официально выдвинута концепция международно-правового регулирования деятельности государств по освоению морского дна за пределами национальной юрисдикции в соответствии с принципом, согласно которому дно Мирового океана и его ресурсы являются «общим наследием человечества».

Концепция общего наследия человечества стала предметом острых дискуссий в ходе 3-й конференции ООН по морскому праву. Достигнутый на ней компромисс заключается в понятии подтверждения концепции общего наследия человечества, которая состоит из следующих положений. Во-первых, освоение ресурсов морского дна (по терминологии Конвенции – «Район») осуществляется на благо всего человечества. Во-вторых деятельность в международном районе морского дна осуществляется с особым учётом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. В-третьих деятельность в Районе может осуществляется независимо гот географического положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В-четвёртых доступ к «Району» происходит через Международный Орган по морскому дну. В-пятых, район подлежит использованию исключительно в мирных целях.

Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может претендовать на права, на полезные ископаемые, добываемые в Районе, приобретать или осуществлять их иначе, как в соответствии с Конвенцией (ст.37 Конвенции).

Правовой статус и внутренняя структура Органа определяется Соглашением об осуществлении Части 9 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата. В соответствии с Конвенцией создаётся также Предприятие – учреждение, через которое Орган осуществляет свои функции.

Защита и сохранение морской среды.

Защита и сохранение морской среды являются важнейшими принципами международного морского права. Связанное с развитием технологического прогресса во второй половине 20 века загрязнение морской среды обусловило решимость государств принимать меры по нормативно-правовому регулированию деятельности государств в Мировом океане для предотвращения дальнейшего загрязнения морской среды.

Правовому регулированию защиты и сохранения морской среды посвящена часть 12 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Статья 192 Конвенции содержит определение общего обязательства государств в отношении морской среды: «Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду».

Правовое содержание принципа защиты и сохранения морской среды заключается в ограничении свободы государств в осуществлении ими своих суверенных прав при разработке природных ресурсов, обязанностью предотвращать загрязнение морской среды, а также предпринимать меры по сокращению уже имеющего место загрязнения (ст.193,194 Конвенции).

Данный, в общих понятиях сформулированный принцип находит своё развитие в конкретных обязательствах государств по защите и сохранению морской среды в соответствии с частью 12 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Морские научные исследования.

Право проводить морские научные исследования установлено в ст.238 Конвенции: «Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязоностей других государств, предусмотренных в настоящей Конвенции».

При этом провидение морских научных исследований требует соблюдения ряда принципов. Во-первых. Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях. Во-вторых, морские научные исследования проводятся надлежащими научными методами и средствами, совместимыми с положениями настоящей Конвенции, и должным образом уважаются при осуществлении таких видов использования. В-четвёртых, морские научные исследования проводятся с соблюдением всех относящихся к делу правил, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, включая положения о защите и сохранении морской среды.

В открытом море действует принцип свободы морских научных исследований, согласно которому оно открыто для всех государств. Как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В международном Районе морского дна деятельность по осуществлению морских научных исследований проводится Органом.

В исключительной экономической зоне, а также на континентальном шельфе морские научные исследования осуществляются с согласием прибрежного государства. При этом Конвенция предусматривает ряд случаев, в которых прибрежное государство не в праве отказать в провидении морских научных исследований (ст.246).

В территориальном море осуществление морских научных исследований требует определённо выраженного согласия прибрежного государства и проводится на установленных им условиях. Прибрежные государства в осуществление своего суверенитета имеют, таким образом, исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своём территориальном море.

Используемая литература:

1. Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М. Действующее международное право. В 3 т. М., 1997. Т. 3. Разд.20.

2. Колодкин А.Л. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 1973.

3. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного морского права. М., 1983.

4. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.

5. Яковлев И.И. Международный орган по морскому дну. М.,1986.