Смекни!
smekni.com

Понятие международного гуманитарного права (стр. 3 из 3)

При необходимой самообороне военные действия нейтрального го­сударства не рассматриваются как враждебный акт.

В случае войны на море встают две основные проблемы в связи с нейтралитетом:

• права воюющих государств в отношении морской торговли ней­трального государства;

• права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон, находящихся в пределах его юрисдикции.

В вооруженных конфликтах на море применяется морская блокада, т.е. изоляция портов или береговой линии противника. Блокада долж­на быть эффективной, способной реально воспрепятствовать проходу судов. Нейтральные суда при приближении к зоне блокады могут быть досмотрены, а в случае нарушения блокады захвачены. В годы мировых войн блокада была заменена режимом морской изоляции. После 1945 г. были случаи объявления блокады, но ни один из них не отвечал соот­ветствующим требованиям. Так, во время войны с Пакистаном Индия в 1971 г. объявила блокаду портов противника. Однако число выделен­ных для этого кораблей было весьма далеко от требований эффектив­ной блокады. Широкомасштабная блокада была организована в 1962 г. США в отношении Кубы с целью не допустить доставку советских ракет. Блокада была предпринята в мирное время и не может быть признана правомерной, поскольку представляла нарушение принципа неприменения силы.

Блокада применяется в качестве международной экономической санкции. В 1990 г. Совет Безопасности ООН уполномочил примене­ние военно-морских сил для прекращения экспорта нефти из Ирака.

На морскую акваторию распространяется режим, общий для всей территории государства. Если речь идет о территориальном море ней­трального государства, то оно не может быть театром военных дейст­вий. В случае захода преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства преследование приостанавливается.

Специальных конвенций о ведении военных действий в воздушном пространстве нет. Воюющие обязаны уважать неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства. В случае входа самолета воюющего государства в воздушное пространство нейтраль­ного государства последнее обязано принять имеющиеся в его распо­ряжении меры для удаления его или принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его борту лиц. Ин­тернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Даже подобранный нейтральным кораблем в открытом море экипаж потер­певшего аварию самолета подлежит интернированию.

Нейтральное государство не вправе поставлять авиационную тех­нику воюющим государствам, однако оно не обязано запрещать такие поставки частным фирмам.

Контроль воюющих государств в отношении гражданской авиации нейтральных государств аналогичен тому, который осуществляется в отношении нейтральных морских судов. Гражданскому самолету может быть предложено приземлиться для проверки. Самолет может быть конфискован, если он занят деятельностью, не совместимой с нейтралитетом.

Находящиеся на территории воюющего государства граждане ней­трального государства в соответствии с международным гуманитарным правом не могут претендовать на особые привилегии по сравнению с местными гражданами. Следует, однако, учитывать, что возможность их дипломатической защиты со стороны нейтрального государства имеет существенное значение.

Международное гуманитарное право в конфликтах немеждународного характера

Рост числа конфликтов немеждународного характера и отличающая их жестокость придают особое значение распространению на них оп­ределенных гуманитарных норм. Основные общепризнанные нормы относительно конфликтов немеждународного характера содержатся в ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г.

Статья 3 содержит минимальные требования. Лица, которые не принимают участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны пользоваться гуманным обращением. В этих целяхзапрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновен­ность, взятие заложников, посягательство на человеческое достоин­ство, внесудебное осуждение или наказание. В статье указано, что при­менение ее положений не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте, и потому участники вооруженного мятежа после захвата могут быть преданы суду.

Не международным конфликтам посвящен второй Дополнитель­ный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям. Он подчеркивает не­обходимость уважения прав человека и в немеждународных вооружен­ных конфликтах.

Во внутренние конфликты вовлекается значительное число под­ростков. Второй Дополнительный протокол предусматривает запреще­ние привлечения детей до 15 лет к участию в вооруженных конфликтах. Как известно, в Чечне это положение не соблюдалось. Если, тем не менее, подросток все же принимал участие и был задержан, ему предо­ставляются необходимые гарантии, включая возможность продолжить образование.

Принудительное перемещение населения может иметь место толь­ко по соображениям его безопасности. Учреждения и памятники куль­туры должны щадиться; это относится и к религиозным объектам.Во внутренних конфликтах такие учреждения и объекты зачастую подвер­гаются массовому разрушению.

Что же касается методов и средств ведения военных действий, то здесь, очевидно, следует руководствоваться соответствующими норма­ми, относящимися к международным конфликтам. Применение пра­вительством Ирака в 1980 г. химического оружия против курдских се­лений вызвало широкий протест в мире.

Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца могут оказывать гуманитарную помощь жертвам конфликта. Поощря­ется участие гражданских лиц в сборе раненых и больных и в оказании им помощи. Если население страдает из-за отсутствия необходимого снабжения, то, с согласия государства, в таком снабжении может ока­зываться иностранная помощь на одинаковых для всего населения на­чалах.

Стороны в конфликте обязаны принимать все необходимые меры к розыску и спасению раненых, которым обеспечивается гуманное об­ращение, включая медицинскую помощь. Медицинский персонал, служители церкви подлежат уважению и защите. Медицинские учреж­дения и транспорт не могут быть объектом нападения (вспомним захват дудаевцами больницы в Буденновске и превращение больных в залож­ников). Покровительство прекращается в случае использования меди­цинского учреждения или транспорта в военных целях. Для обозначения медицинского учреждения используются те же знаки, что и в меж­дународном конфликте.

В конфликте немеждународного характера употребление термина «военнопленный» неверно юридически и политически. Здесь речь идет о «задержанных», которые статусом военнопленного не обладают. Тем не менее они имеют определенные права. Общие условия содержания и работы, которая может носить принудительный характер, должны в принципе соответствовать тем, которыми пользуется местное населе­ние.

Условия содержания мест заключения в общем аналогичны тем, что предусмотрены для лагерей военнопленных и интернированных в международных конфликтах: удаление от места боев, медицинская по­мощь. Допускается переписка, которая может быть ограничена. В мо­мент окончания задержания принимаются меры к обеспечению без­опасности освобождаемых.

Мирное население подвергается особому риску во внутренних кон­фликтах. Дополнительный протокол уделяет этому внимание. Соглас­но Протоколу население не должно подвергаться нападению, запре­щены действия, а также угрозы, преследующие цель запугивания на­селения. Недопустимы также нападения на объекты, необходимые для жизни мирных граждан, включая запасы продовольствия, места его производства, источники воды. Оговаривается недопустимость напа­дения на объекты, содержащие опасные силы, например, плотины, ядерные электростанции, очевидно, и нефтепромыслы.

Список литературы

1. Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс. – М.: Юрист, 2000. – 216с.

2. Ушаков Н.А. Международное право. Учебник. – М.: Юрист, 2000. – 304с.