Смекни!
smekni.com

Правовой режим мирового океана (стр. 3 из 4)

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов признается Конвенцией по морскому праву 1982 г. за всеми государствами. Соответствующее право распространяется на дно открытого моря за пределами континентального шельфа.

При прокладке новых кабелей и трубопроводов государст­ва должны принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий свободе использования открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и остро­вов осуществляется как в водной части океана — открытом море (возведение островов, установок, сооружений, их эксплуа­тация), так и на его дне — в Районе (извлечение полезных ис­копаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок, сооружений, механизмов и т. д.).

Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств, в том числе в отношении инте­ресов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции 1982 г.). Сво­бода рыболовства включает и другие виды промысла живых ресурсов.

В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности при­нимать необходимые меры по его регулированию в целях со­хранения живых ресурсов моря на определенном уровне. Госу­дарства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ре­сурсов моря и управлении ими и с этой целью создают между­народные организации.

Меры по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов моря, которые предусматриваются многосто­ронними и двусторонними соглашениями: а) определение до­пустимого улова с учетом новейших научных данных (соглаше­ния по регулированию промысла); б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохра­нению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Кон­венция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтий­ском море и Бельтах 1973 г. и др.); в) регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.).

В задачу создаваемых государствами органов входит ис­следование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.).

Свобода научных исследований регламентируется Конвен­цией ООН по морскому праву 1982 г. Все государства независи­ма от их географического положения, а также компетентные международные организации вправе проводить морские науч-' ные исследования (ст. 238).

Морские научные исследования проводятся исключитель­но в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех другим видам исполь­зования моря.

Государства и компетентные международные органы и ор­ганизации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных усло­вий для проведения совместных научных исследований явле­ний и процессов, происходящих в морской среде.

Прилежащая зона

Прилежащая зона — это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре­вышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства,, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежа­щая зона распространяется на расстояние до 24 миль.

Цель установления прилежащей зоны — предотвращение воз­можного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В послед­нем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

Континентальный шельф

Континентальный шельф — это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соеди­няющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколь­ко иное определение границ континентального шельфа. Это:

морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественно­го продолжения сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя фаница подводной окраины материка не про­стирается на такое расстояние;

если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного про­странства над ним. Поскольку морское пространство над континен­тальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все госу­дарства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовст­во, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресур­сов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разра­ботки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие со­оружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для проклад­ки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и про­водить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

В 1995 г. в РФ принят Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»'.

Морское дно за пределами национальной юрисдикции

Дно морей и океанов в прошлом рассматривалось как со­ставная часть открытого моря (Конвенция об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо специальных положений).

Возможность использования дна и его недр в целях раз­ведки, разработки или в военных целях поставила в повестку. дня вопрос о его особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка Ш Конференции ООН по морскому праву, на которой в числе других вопросов морского права рассматривался и был опреде­лен правовой режим морского дна. Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 19&2 г., именуемой

"Район".

Район определен в ст. 1 Конвенции как оно морей и океа­нов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин "ресурсы", который означает "все твер­дые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ' в Районе на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района, рассмат­риваются как "полезные ископаемые". ' В переводе с латинского — в состоянии недвижимости, в покое.

Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследием человечества". Основанный на этом понятии право­вой статус Района и его ресурсов раскрывается в ст. 137 и по­следующих статьях.

Ни одно государство не может претендовать на суверени­тет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов; ни одно государст­во, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района принадле­жат всему человечеству, от имени которого действует Между­народный орган по морскому дну (Орган), включающий в каче­стве членов все государства — участники Конвенции.