Смекни!
smekni.com

Реституция культурных ценностей и международные конференции 10-30-х гг. XX в. (стр. 1 из 7)

Санкт-Петербургский государственный университет

факультет международных отношений

КУРСОВАЯ

РАБОТА

НА ТЕМУ

«Реституция культурных ценностей и международные конференции 10-30-х гг. XX в.»

студент I курса, отделения «Регионоведение»,3 гр.

КОНСТАНТИНОВ А.С.

_________________САНКТПЕТЕРБУРГ_________________ 1998

ПЛАН

1. В В Е Д Е Н И Е

Проблема постановки темы

Анализ литературы по вопросу

2. О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь

Формулировка понятий «культурные ценности» и «реституция»

«Зачатки» выработки мировой практики защиты и реституции культурных ценностей

Гаагская конвенция о методах ведения сухопутных войн от 18 октября 1907 г.

Версальский мирный договор от 28 июня 1919 г.

«Пакт Рериха», подписанный 15 апреля 1935 г.

Анализ трех соглашений с интересующих автора позиций

3. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы вызван несомненным интересом данного вопроса, желанием больше узнать о действиях великих держав по захвату ценностей в период второй мировой войны, разобраться в некоторых нечетких и туманных вопросах, связанных с реституцией культурных ценностей.

Поскольку наибольший интерес для нас представляет, несомненно, нынешний этап развития событий в вопросе реституции культурных ценностей после второй мировой войны (имеется в виду, в первую очередь, современный виток противоречий, как то: отклонение президентом Закона о реституции, утвержденного Государственной Думой и Советом Федерации, заявления Клауса Кинкеля об обязанности России вернуть “чужое”, вереница статей в газетах и проч.), то эту работу, повествующую о реституции культурных ценностей и о международных конференциях 10- 30-х гг. XX в., можно рассматривать как своеобразный подготовительный этап, который призван подготовить “почву” для дальнейших исследований. В то же время данная курсовая работа является полноценным трудом, работа над которым позволила ответить на некоторые весьма серьезные вопросы, без которых не может быть и речи о полноценном освещении взятого вопроса в целом. Подобная работа может явится первой в целой серии работ, посвященных реституции культурных ценностей, и в случае благоприятных отзывов мы будем и в дальнейшем следовать выбранной теме, рассматривая все новые и новые стороны проблемы.

В начале века как такового вопроса о реституции культурных ценностей не стояло, речь лишь шла о запрещении вывозить их с территории страны- владельца, но постепенно человечество пришло к осознанию следующей, не менее важной проблемы: “а что же делать, если уже совершен этот вывоз, каким образом возвращать культурные ценности ?”. Очень интересно наблюдение за трансформацией этой идеи, усовершенствованием механизмов защиты культурных ценностей. Сама идея реституции возникла из идеи защиты культурных ценностей от посягательства. Защита произведений искусства от захвата- так сказать, “зародышевая форма” проблемы реституции.

Очень важно и то, что в начале века у стран было очень мало опыта в деле реституции. Оно и понятно: тогда этого вопроса вообще не стояло. Перед началом второй мировой войны произошло изменение идеологии, мировоззрения целых поколений: если в 1910-30-х годах война рассматривалась как естественное право наций решить накопившиеся проблемы, то нацизм развратил и опошлил эту идею. Если до этого вопроса о реституции как такого не стояло, то после второй мировой войны он возникает особенно остро.

Существует целый ряд причин, подвигших нас взять именно ту тему, которая вынесена в заглавии, в качестве курсовой. Во-первых, это желание понять ситуацию в мировой практике реституции культурных ценностей, уяснить причины, которыми руководствовались лидеры нашей страны, отдавая приказы вернуть то, что с таким трудом было захвачено нашей армией в ходе кровопролитной войны и сразу после нее. Во-вторых, стремление осознать всю подоплеку ситуации, которая сложилась сейчас в России относительно реституции. Для этого необходимо было поднять целые слои истории, рассмотреть законы и конвенции, подписанные почти век назад. В-третьих, желание узнать больше о культурных связях России и Германии, да и других стран. В-четвертых, это стремление разобраться в сложном и интересном вопросе противоборства двух стран по этому вопросу, их взаимных претензиях.

Остается добавить, что проблема захвата, а затем отказа отдать культурные ценности, “седая”, пришедшая из глубины веков: «Ужев Римском праве, по свидетельству 30. до р.Х., было определено, чтовоенныетрофеи не могут стать частнойсобственностью солдат или офицеров или командующих армий, но только публичной собственностью... С XVII столетия некоторые мирные договоры между европейскими противниками включали и заботу о культурных ценностях... Наполеон, чтобы подтвердить свою гениальность еще раз, возвел военные грабежи в «настоящее искусство». Впервые в истории мировых завоеваний при наступающих войсках были организованы специальные отряды «комиссионеров», чьей «боевой задачей» было выявить во вражеских станах те культурные ценности, которые было «полезно для европейской цивилизации» переместить на территорию Франции… Первая международная конвенция, упоминающая о возвращении уже захваченных трофеев, состоялась в 1815 г., когда перед победителями встала проблема дележа трофеев Наполеона. В 1863 г. был опубликован «Кодекс Либера» для армии США, который послужил основой всех дальнейших международных соглашений по вопросу культурных трофеев. Гаагская конвенция 1907 г. стала первым международным соглашением, запрещающим разрушение памятников культуры и их конфискацию во время военных действий...

Затем появились Версальский 1919 г. и Сен-Жерменский 1919 г. договоры, в которых было положение о том, что агрессор должен возместить своим имуществом тот ущерб, что он нанес жертве агрессии». Действительно, Германии тогда пришлось возместить убытки Бельгии… Величайший музей Европы - парижский Лувр к 1812 г. Всеми способами преуспел в присвоении себе не менее половины всех мировых шедевров всех художников всех времен и всех народов. Ну а кому досталась вторая половина? Конечно, Британскому музею в Лондоне».2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Однако прежде чем приступить к рассмотрению Гаагской конференции 1907 года, которая, как известно, стала первым международным соглашением, запрещающим разрушение памятников культуры и их конфискацию во время военных действий, несколько слов необходимо сказать и о так называемой Бернской конференции, на основании которой 8 сентября 1886 года (за двадцать с лишним лет до Гаагской конференции!) возник международный союз для охраны произведений литературы и искусства, «Union Internationale pour la Protection des oeuvers Litteraires et Arstitiques». Самое интересное, что недавно образовавшаяся Германская империя была среди основателей союза! Немецкое правительство стремилось активно развивать сотрудничество с другими странами, добиваясь роста влияния своей державы на международной арене, стремясь завоевать престиж. Более того, Германия выступала в качестве защитника культурных ценностей, проповедуя заботу и внимание к ним. Интересно, насколько разняться между собой стремления правителей Веймарской республики и позже гитлеровцев.

Но важно то, что здесь перед нами лишь зачатки идеи защиты культурных ценностей от захвата в ходе войны, тем более, что одно из основных положений конвенции- это «…создание союза для охраны авторского права на произведения литературы и искусства», а «…государства, входящие в союз, предоставляют авторам, к одному из этих (пожелавших присоединиться- А. К.) государств, такую же защиту, как своим собственным подданным».[2]

Таким образом, можно выстроить своеобразную цепочку, как менялась идеология европейцев, как менялось их отношение к культурным ценностям: если в конце XIX века можно говорить лишь о защите авторского права, то затем- в XX речь идет уже о защите собственно культурных ценностей, потом- уже о реституции. В нашей работе мы попытаемся проследить развитие этих тенденций.

Гаагская конвенция

Однако она не защитила памятников ни в первую, ни во вторую мировые войны. Германцы игнорировали ее в свою же пользу. Нацистская Германия, цинично поправ все нормы международного права, сама лишила свои культурные ценности правовой защиты.

Остается добавить, что эта конвенция имела в виду период военных действий и невозможность в ходе их захвата культурных ценностей как добычи, трофеев (а, следовательно, и значение ее при разговоре о реституции ценностей, захваченных ПОСЛЕ войны, невелико).

Важно и то, что Гаагская конвенции 1907 года рассматривала войну как средство решения вопросов, а эти нормы устарели уже к 1914 году, когда возникло понятие реституции и была разработана совершенно иная концепция оценки войны. Позже все это было зафиксировано в различных международных договорах.

Но вот беда: эта конвенция имела в виду период военных действий и невозможность в ходе их захвата культурных ценностей как добычи, трофеев; перемещенные из Германии ценности были вывезены в мирное время по решению законной власти Германии и совсем в ином качестве. Кроме того, положения Гаагской конвенции недействительны, ибо отменены последующими международными соглашениями. По свидетельствам газеты “Правда” «… в первую мировую войну германские войска сожгли замечательную библиотеку в Лувене (Бельгия), имевшую ценнейшую коллекцию старопечатных книг; после войны по требованию Антанты Германия в течение трех месяцев обязана была из своих книжных сокровищ воссоздать фонды этой библиотеки, что и сделала, и Гаагская конвенция 1907 г. не помешала этому».[3] Как видим, ко второй мировой войне страны подошли с нерешенным вопросом о реституции, так как старые соглашения 1907г были неоднократно нарушены, а о новых никто не побеспокоился. Важно и то, что Гаагская конвенции 1907 года рассматривала войну как средство решения вопросов, а эти нормы устарели уже к 1914 году, когда возникло понятие реституции и была разработана совершенно иная концепция оценки войны. Позже все это было зафиксировано в различных международных договорах.