Смекни!
smekni.com

Внешнеэкономическая деятельность (стр. 1 из 2)

Особенности белорусского транзита.

В 1996 году Белоруссия вышла на второе место после России по объему товарооборота с Украиной, опередив таких наших партнеров, как гигантский Китай($800 млн.) и динамичная Польша ($1млрд.). Значительный объем торговли между Украиной и Белоруссией ($1350 млн.) свидетельствует о большой экономической взаимозависимости между нашими странами. Поэтому не удивительно, что любое изменение в таможенном режиме и условиях проведения экспортно-импортных операций немедленно сказывается на общем экономическом положении обеих стран. И если Украина была последовательна в своем стремлении унифицировать правила внешней торговли с международными, поставив целью вступление во всемирную торговую организацию, то Белоруссия, заключив Таможенный союз с Россией, весь прошлый год оставалась страной малопрогнозируемой, со своими, порой весьма специфическими условиями торговли.

Во-первых, несмотря на подписанные соглашения, Белоруссия не торопилась привести в соответствие с их требованиями свой Таможенный тариф. В течение 1996 года шли переговоры о ставках таможенных пошлин, что позволяло украинским экспортерам использовать Белоруссию как транзитную страну для поставок в Россию своих товаров. Но лишь в феврале 1997 года Совет министров Белоруссии издал постановление №72, которым были утверждены новые ставки таможенных пошлин на ввозимые товары. В действие оно вступило только в конце марта 1997 года. В соответствии с этим документом изменениям как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения подверглась значительная часть ставок таможенного тарифа. Эксперты не смогли прийти к однозначным оценкам нововведений. Не следует забывать, что разрабатывая таможенный тариф, который фактически был навязан Белоруссии, Россия учитывала прежде всего интересы своих производителей. При этом вовсе не обязательно, чтобы они совпадали с белорусскими интересами. Скорее, даже наоборот. Высокие импортные пошлины на продовольственные товары, включая сахар, рыбу, растительное масло и т.д., вызвали затруднения в насыщении рынка продуктами питания, многие из которых в Белоруссии не производятся. Соответственно рост цен на импортное продовольствие подстегнул инфляцию.

Но куда большее влияние на развитие торговых отношений с ближайшими соседями Белоруссии имело введение Россией с 1 сентября 1996 года 20% НДС на импорт. Нужно отдать должное белоруссам, они сопротивлялись до последнего. В течение полугода украинские экспортеры пользовались возможностью ввозить свои товары в Россию через территорию Белоруссии и тем самым на 20% снижать их стоимость. Но всему приходит конец. В феврале 1997 года президент Лукашенко подписал декрет об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, производимых на территории Украины. Таким образом, украинские экспортеры потеряли преимущества во внешней торговле с Белоруссией. Но Лукашенко допустил серьезную ошибку потому, что в Белоруссии до сих пор действуют, согласно которым налогом на добавленную стоимость облагается экспорт. Таким образом, с белорусских товаров налог берется дважды: вначале на территории своей страны, а затем при пересечении границы Украины. Естественно, это сказывается на стоимости белорусской продукции и не стимулирует ее экспорт.

В отличие от Украины, где опережающими темпами растет экспорт, в минувшем году в Белоруссии усилились негативные тенденции во внешней торговле. Так, по данным министерства внешнеэкономических связей республики, объем внешнеторгового оборота Белоруссии составил в 1996 году $12,2 млрд. и возрос по сравнению с 1995 годом на 19,6%. При этом экспорт увеличился на 11,8%, тогда как импорт - на 24,4%. В результате отрицательное торговое сальдо достигло рекордной суммы - $1,6 млрд. Таким образом, Белоруссия «желая» защитить себя от украинского транзита навредила сама себе в гораздо большей степени.

Но все таки, не смотря на все преграды, торговля между нашими странами продолжается. И товарооборот продолжает расти, причем опережающими темпами растет экспорт украинских товаров. Так за первый квартал 1997 года он увеличился на 71%. Объем импорта товаров из Белоруссии вырос на 15%. Нам удается сохранить положительное сальдо с этой страной. Так, если в 1996 году оно составило $336 млн. в пользу Украины, то за первый квартал 1997 года оно составляло уже $134 млн. и имело тенденцию к увеличению.

Основными товарами экспортируемыми из Украины в Белоруссию, как и в прежние годы, остаются продукты питания, металлургическая продукция, продукция машиностроения и химической промышленности.

Что же касается белорусского импорта в Украину, то, оставляя НДС на экспорт, правительство соседней республики ухудшает условия внешней торговли и затрудняет выход белорусских товаров на внешние рынки, так как, поступая в Украину они облагаются еще и местным НДС на импорт. Таким образом, необоснованно повышается цена белорусских товаров в Украине, что не может не отразится на объемах завозимой из Белоруссии продукции.

Основными товарами поставляемыми в Украину из Белоруссии, являются продукты нефтепереработки, грузовые автомобили, холодильники и другие бытовые приборы, шины для грузовых автомобилей, станки и механизма.

И все же не стоит забывать, что в текущем году украинские экспортеры потеряли преимущество, которое давало им украинское законодательство, освободившее от налога на добавленную стоимость экспортируемые товары. Пока Россия, Белоруссия и другие страны СНГ облагали НДС свой экспорт, не трогая импорт, украинские товары были вполне конкурентоспособны хотя бы по ценам. Теперь же - все в равных условиях, и преимущество будет отдаваться не самым дешевым, а самым качественным товарам. И здесь украинских производителей ждет жесткая конкуренция, которую выдержат только сильнейшие.

Наконец, хочется отметить, что в Белорусском законодательстве Украина не входит ни в перечень стран, для которых установлен режим наибольшего благоприятствования, ни в перечень стран, для которых предусмотрен преференциальный режим. Зато Украина входит в СНГ, между членами которого вроде бы существуют особенно теплые внешнеторговые отношения. Правда, в Таможенный союз Украина так и не вступила - вот и сделали ее членом СНГ второго сорта. Даже соглашение о режиме свободной торговли не помогло.

Прорыв на восток.

На фоне возрастания трений как с западными инвесторами, так и с Россией Украина делает то, что и должна делать - активно, но без лишней политической помпы и без навязчивого посредничества «старшего брата» ре интегрирует свою экономику с южными республиками бывшего СССР. Это даст ей новые промышленные и строительные контракты, новые рынки сбыта, альтернативные источники сырья и энергоресурсов.

В этом направлении подписаны следующие документы с Узбекистаном: протокол об изъятиях из режима свободной торговли к двустороннему Соглашению от 29.12.94г.; соглашение об организации расчетов между правительством Украины, НБУ и правительством Узбекистана, узбекским Центробанком; соглашение об импорте газа на 1997-1998 годы, об обеспечении транзита туркменского газа в Украину через Узбекистан и о подготовке долгосрочного 10-летнего соглашения о ежегодных поставках 10 млрд.куб.м. газа; о сотрудничестве в области ремонта военной техники и ряд других соглашений.

Среди прочего, достигнута договоренность об увеличении объема услуг ПО «Дарницкий ремонтный завод» по ремонту узбекских танков украинского производства. Комплексный ремонт не является прямой поставкой оружия и поэтому у Украины не должно возникнуть таких проблем, которые возникли у России в 1993 году после поставки в воюющую Армению танков и систем ПВО, что вызвало резкую критику мировой общественности.

В Таджикистане идет военное противостояние и находясь в непосредственной близости от зоны боевых действий Узбекистан уделяет большое внимание защите своих границ, поэтому в ближайшее время возможны и контракты на поставку украинских танков. Однако пока официальный Киев заявляет только о ремонте узбекской техники (сумма контракта - $15млн.).

В то время как танкоремонтный контракт продвигался в основном узбекской стороной, Украина добилась контракта в другой отрасли - ремонт самолетов управлений дальней и транспортной авиации украинских ВВС в Узбекистане на ТАПО им. Чкалова, так как Россия отказалась ремонтировать украинские самолеты.

Был так же подписан протокол о сотрудничестве Украины и Узбекистана в производстве военно-транспортного самолета АН-70. Кроме того, создана совместная украинско-узбекская комиссия, которая будет заниматься созданием группы совместных предприятий в нефтегазовой отрасли. Так, АО «Укрнефть» будет привлечена к доразведке и реабилитации ряда узбекских нефтегазовых месторождений. Особо перспективным проектом обещает стать создание совместного предприятия Бекабадского трубопрокатного завода и ПКФ «Трубтранс» для производства труб.

Украина имеет большие перспективы на узбекском рынке, следует только со всей ответственностью отнестись к выполнению условий контрактов и тогда есть шанс для сотрудничества с другими странами этого региона, что очень важно для страны, которая потеряла значительную часть своих рынков сбыта.

С Кыргызстаном Украина также подписала ряд соглашений: о сотрудничестве в области телерадиовещания; о сотрудничестве в области энергетики (речь идет о участии Украины в освоении гигантского потенциала гидроэнергетики Кыргызстана); о сотрудничестве в инженерно-технической области. Перспективы развития этого соглашения подразумевают кооперацию ряда предприятий ВПК двух стран; о сотрудничестве в области создания ПФГ. Соглашение ориентированно на создание украинской ПФГ «Укрредмет» (в которую вошли АО «Донецкий химико-металлургический завод и «Запорожский титаномагниевый комбинат») и включение в ее состав крупнейшего в СНГ месторождения редкоземельных металлов Кыргызского ГОКа. Создание ПФГ, по мнению специалистов, позволит взять под контроль 10% мирового рынка поликристаллического кремния и возобновить производство ряда других более дорогих металлов.