В последнее десятилетие широкое распространение получили так называемые технико-внедренческие, или научно – технологические зоны. Этот процесс в отдельных странах имеет заметные национальные особенности. В разных странах они носят оригинальные названия – технопарки, технополисы, инновационные центры и другие. Но как бы они не именовались, они всегда, как правило, создаются вокруг какого-то научного ядра с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускорения передачи новой технологии в промышленность. Идея создания этих зон, хотя и под другим названием возникла и получила определенное воплощение в России. К числу предшественников современных научно – технологических зон можно отнести Академгородок под Новосибирском, города науки Дубну и Обнинск в Подмосковье. Опыт их создания тщательно изучался, к примеру, японскими специалистами при разработке собственной концепции научно-технологических зон.
Современные научно-технологические парки впервые появились в США еще в начале 70-х гг., но значительный рост их наблюдался в 80-е года. Научные парки США – это районы с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий, находящихся вблизи крупных научных институтов или университетов. Особенностью развития научных парков США является то, что первоначально они возникли спонтанно благодаря сочетанию ряда факторов – экономического, социального, географического и других. Так, рядом с городом Санта – Клара, около университета, возникла научно – технологическая зона Кремниевая Долина (Силикон Вэлли). Это наиболее крупная в США научно – технологическая зона, которая дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США насчитывается свыше 80 технопарков, где трудятся более 140 тысяч рабочих и 45 тысяч ученых. Аналогичные технопарки стали создаваться во Франции, Великобритании и Германии. (№7, стр.189).
В Японии научно – технические центры получили название технополисов (от греческого techne– мастерство + polis – город). Под технополисом понимается город и прилегающая к нему территория, где размещены органически взаимодействующие предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научно – исследовательские институты, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерские кадры, и жилая застройка с современной производственной и социальной инфраструктурой.
Программа создания технополисов преследовала следующие цели: перераспределение промышленности из центра на периферию; интенсификация научных разработок за счет активизации деятельности местных университетов; переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий; ускорение внедренческого процесса и др. Для достижения этих целей предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулирования. К примеру, предприятиям с высокой технологией разрешалось списывать в первый год функционирования 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений. При этом государство брало на себя треть расходов по проведению исследований расположенными здесь научными лабораториями и местными фирмами. (№7, стр.189).
Основным достижением американских технопарков и японских технополисов является создание локализованной научно – производственной среды, которая постоянно генерирует передовые технологии, высококвалифицированных специалистов и предпринимателей и систематически получает поддержку от современной сети научно – исследовательских, учебных и коммерческих организаций. Однако, несмотря на очевидные достижения научно – внедренческих зон, им так и не удалось достичь некоторых ожидавшихся эффектов. Ни в США, ни в Японии так и не произошло перераспределение экономического потенциала страны в пользу отстающих районов, хотя это было ключевой целью национальных программ создания технопарков и технополисов. Это означает, что в очередной раз была доказана непредсказуемость результатов осуществления крупных экономических проектов. (№1, стр.88, №7, стр.189).
3.4.Сервисные СЭЗ
Среди множества специальных экономических зон появились и такие, в которых развивается какой-либо один вид деятельности – банковская, аграрная в агрополисах, экологическая в экопарках, туристическая и др. К примеру, зона одного вида деятельности расположена в Израиле близ Тель-Авива. Здесь идет торговля алмазами и функционирует алмазная биржа страны. (№7, стр.190).
Такие зоны получили название сервисных экономических зон. Но наиболее распространенным видом сервисных СЭЗ являются оффшорные зоны.
Возникновение оффшорных операций вызвано реализацией уменьшения налогов на доходы от предпринимательской деятельности в законодательном порядке.
Предприниматель – резидент[3] обязан уплатить налоги с оборота и с прибыли, полученных от своей деятельности внутри страны и за рубежом.
Предприниматель, участвующий во внешнеэкономической деятельности, платит налоги дважды.
Двойное налогообложение – это обложение налогом прибыли иностранного участника в совместном предприятии при ее переводе за границу и обложение этой же прибыли в стране иностранного участника.
Поэтому для избежания двойного налогообложения и для стимулирования внешнеэкономической деятельности предпринимателя многие государства заключили между собой соглашение (конвенцию, договор) об исключении двойного налогообложения. (№2, стр.339).
Например, по состоянию на 1 января 2001 г. в Республике Молдова действуют соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения с рядом стран (Румыния, Болгария, Чехия, Польша, Германия, Япония и др.)[4]
Кроме устранения двойного налогообложения для стимулирования международного коммерческого оборота используется принцип минимизации налогов на легальной основе, который положен в основу оффшорных зон.
Оффшорные операции (англ. off - chore – находится на расстоянии от берега, вне территории страны) представляет собой законодательную основу международных финансовых и торговых операций, осуществляемых предприятиями, зарегистрированными на территории, имеющей статус налоговой гавани, разновидностью которой является центр «офф-шор».
Оффшорные операции по своему содержанию представляют собой финансовый инструмент, который, не нарушая действующее законодательство, используется для планирования и минимизации налогообложения и для защиты коммерческой тайны.
Оффшорные операции включают:
1. Консультационные услуги по минимизации налогообложения, выбору оффшорной зоны и др.;
2. Услуги по созданию и регистрации оффшорных предприятий (компаний), по открытию банковских счетов, по продаже этих предприятий и др.;
3. Услуги по эффективному использованию оффшорных компаний в международном коммерческом обороте;
4. Услуги по управлению оффшорной компанией через доверительного управляющего;
5. Спекулятивные операции по управлению капиталом (валютный дилинг, инвестиции, владение и распоряжение зарубежным имуществом, операции с недвижимостью, трансфертные, трастовые операции и т.п.);
6. Консалтинговые услуги по налоговому планированию.
Налоговое планирование означает использование разнообразных факторов (географических, правовых, экономических) с целью снижения налоговых потерь.
Налоговое планирование представляет собой выбор оптимального сочетания и построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Другими словами, налоговое планирование есть выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.
Процесс налогового планирования включает 4 стадии:
1) Решение вопроса о наиболее выгодном с налоговой точки зрения места нахождения (регистрации) самой организации, ее руководящих органов, основных, производственных и коммерческих подразделений и т.п.;
2) Выбор правовой организации и ее структуры с учетом характера и цели ее деятельности;
3) Правильное и полное использование возможностей налогового законодательства и налоговых льгот при определении облагаемого дохода и исчислении налоговых обязательств, а также их взаимной увязки с правовыми формами оформления сделок;
4) Рациональное с налоговой точки зрения размещение полученных прибылей и других денежных накоплений, использование оборотных средств.
В основе оффшорных операций лежит конфиденциальность оффшорного предпринимательства. Во многих оффшорных юрисдикциях[5] приняты специальные законы, предусматривающие уголовную ответственность за разглашение конфиденциальной информации для лиц, имеющих к ней служебной доступ.
Защита коммерческой тайны обычно сводится к неразглашению имени фактического владельца оффшорной компании. Такая защита обеспечивается путем выпуска акций на предъявителя либо на основе использования доверительного управляющего (т.е. номинального владельца) оффшорной компании.
Доверительный управляющий (номинальный владелец, номинальный партнер) – это фактически подставное лицо, вводимое в состав владельцев фирмы и занимающее пост директора, но по условиям учредительного договора и устава лишенное практически всех прав.
Конфиденциальность также связана с наличием банковских счетов и оффшорной компании, информацию о которых банк может выдать только в случае судебного разбирательства (например, при уголовных делах по торговле наркотиками и т.п.). (№2, стр.340).
3.4.2. Налоговая гавань и центр «офф – шор»
Все страны мира можно разделить на три большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью, по размеру затрат на создание дочерних фирм. В первой группе, в которую входят крупнейшие промышленно развитые страны (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия), налог на прибыль может составлять 40-50% чистой прибыли. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм с целью уклонения от налогов. Законы этих стран обычно устанавливают большой минимальный уставной капитал акционерных обществ: в Германии – 100 тыс. марок, во Франции – 500 тыс. франков. Для обществ с ограниченной ответственностью этот капитал значительно меньше. (№4, стр.30).