Смекни!
smekni.com

Анализ культурной, правовой, экономической и технологической среды Франции и Италии (стр. 2 из 6)

Италия активно поддерживает Организацию Объединенных Наций и ее действия в области международной безопасности. Италия активно участвовала в миссии ООН по поддержанию мира в Сомали, Мозамбике, и Восточном Тиморе и обеспечивает необходимую поддержку НАТО и действий ООН в Боснии, Косове, и Албании.

Италия является страной-членом Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Общего Соглашения по Тарифам и Торговле и Мировой Торговой Организации (ГАТТ/ВТО), Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ).

Вступление в ВТО имеет двойственное значение для экономики Италии. С одной стороны это позволяет итальянским экспортерам расширить свои рынки сбыта, но объективная ситуация показывает, что конкурентоспособность итальянских товаров невелика. Сферы высоких технологий занимают товары из других стран Европы и США, а традиционная промышленность испытывает серьезную конкуренцию со стороны дешевых товаров из стран Азии. В связи с этим, возможным благом для Италии может являться усиление протекционизма и антидемпинговых мер. Но со вступлением в ВТО Италия частично утратила самостоятельность принятия решений в этой отрасли. Становится очевидным, что другие страны-члены ВТО будут выражать явный протест против введения Италией дополнительных ограничений на импорт, так как не захотят потерять достаточно богатый итальянский рынок.

Участие в международном обмене технологиями и разделении труда.

Как уже отмечалось ранее, развитие Италии в области инноваций отличается крайне замедленными темпами. Считается, что у Италии осталось максимум от 24 до 36 месяцев, чтобы переориентировать экономику в современном направлении. Если же Италия не предпримет никаких мер по структурной перестройке экономики, ее ожидает стагнация или упадок в течение следующего десятилетия.

В Италии отсутствуют условия для создания высокоэффективной научной среды. Страна занимает 45 место из 49 стран, которые строят систему образования “соответствующую нуждам высококонкурентной экономики”. Положение школ и высших учебных заведений остается плачевным. Подавляющее большинство образовательных учреждений не оснащено современными компьютерными технологиями.

Также непомерно раздутый государственный сектор тормозит развитие технологий. Многие фирмы находят правила вступления на рынок не до конца ясными, что удерживает их от инвестирования в инновационный прогресс. Особенно тяжелая ситуация складывается на рынке телекоммуникаций, где подавляющее большинство компаний принадлежит премьер-министру Берлускони. Тесная связь с государственными структурами позволяет монополиям ограничить доступ на рынок новым компаниям, что снижает стимулы к развитию у них самих.

Отсутствует система взаимовыгодного сотрудничества между научными институтами и предприятиями, поэтому технологии “зависают” на уровне проектных разработок. Массовая иммиграция молодых ученых и аспирантов за рубеж также снижает научный потенциал страны. Италия занимает последнее место среди стран Евросоюза по доле расходов на НИОКР в ВВП.

Не существует льгот и субсидий для фирм, инвестирующих в венчурный капитал. Вместо этого компании несут тяжелейшее налоговое бремя и преодолевают высокие административные барьеры. Это имеет следствием несоответствие между спросом и предложением на рынке рабочей силы, особенно в среде молодых специалистов, что и вызывает упомянутую выше миграцию.

Таким образом, Италия не имеет значимого места в международном обмене технологиями и рискует превратиться в страну-импортера готовых технологий, что характерно для стран третьего мира.

Следовательно, если Италия упустит новую волну экономического развития, ее место в международном разделении труда может существенно сдвинутся в сторону ухудшения. Занимая неопределенное положение между развивающимися и развитыми экономиками, Италия рискует остаться на узкой нище производства индустриальной продукции. Безусловно, такие отрасли итальянской экономики как туризм, производство обуви, которая известна всему миру своим качеством, индустрия моды, изделия деревообрабатывающей промышленности, в частности мебель, - все эти производства не встретят серьезной конкуренции в обозримом будущем. Однако, значительная доля отраслей может понести серьезный ущерб из-за обостряющейся международной конкуренции. Снижение конкурентоспособности товаров в связи с отсутствие технического прогресса крайне отрицательно скажется на ВВП Италии и уровне благосостояния страны в целом.

Краткий обзор Франции.

Можно утверждать, что созданная во Франции модель развития, основанная на более высоких налогах и социальном обеспечении, значительной степени участия государства в экономике, принесла стране множество положительных результатов. Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю 4-е место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. По удельному весу в мировом промышленном производстве Франции отведено 5-е место в мире, по доле в мировом экспорте - 4-е. В 2001 г. Франция вышла на 2-е место по экспорту прямых иностранных инвестиций и на 3-е место по их импорту.

Во многом благодаря высокоразвитой системе социального страхования, которая основывается на принципе перераспределения доходов, французское общество остается одним из самых однородных и наименее несправедливых. Население Франции может в действительности гордиться одним из самых высоких уровней жизни на планете. По показателю индекса развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе средней продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, Франция занимает 12-е место. И неудивительно, ведь уровень грамотности взрослого населения во Франции составляет 99%, а по показателю средней продолжительности жизни женщин (82,7 года) Франция занимает лидирующее положение среди всех европейских стран.

Однако за всем этим скрывается огромное количество внутренних, и что самое главное, нарастающих проблем и противоречий. В частности, высокая продолжительность жизни населения приводит к увеличению числа пожилых людей по отношению к экономически активному населению. На фоне сокращения рождаемости, уровень которой уже сегодня невысок и составляет 1,89 ребенка на 1 женщину, этот процесс привел к возникновению дефицита фондов социальной защиты, и многие специалисты высказывают очень серьезные опасения, в частности, применительно к пенсионной системе. Если прогнозы демографов оправдаются, то доля населения старше 60 лет увеличится с сегодняшних 20% до 30% к 2040 г. В результате, вместо двух работников, отчисляющих средства для одного пенсионера, останется только один. Такая ситуация может быть разрешена в случае, если сам механизм формирования пенсионных фондов будет изменен, т.е. если на смену французской модели «солидарности поколений» придет так называемая «англосаксонская» модель формирования накопительных фондов. Однако «англосаксонская» модель исторически ненавистна французам, в связи с чем, ставится под вопрос разрешение этой проблемы.

Кроме того, оборотной стороной высоких социальных расходов являются высокие налоги. В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции - один из самых высоких в Европе (42% против 35% в среднем по Европе и 26% - в Великобритании). Все это отрицательным образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей. Не стимулируют высокие налоги и развитие отраслей «новой экономики», где специализация Франции не слишком четко проявляется. Однако применение именно новых технологий, безусловно, будет быстро расширяться как в промышленности, так и в сфере услуг. Показательный пример: в 1997 году Великобритания вытеснила Францию со 2-го места в мире по экспорту услуг. Отрицательно влияние высоких налогов и на инвестиционный климат во Франции, который гораздо менее привлекателен, чем в США и Великобритании с их «англосаксонской» моделью развития. Кроме того, существует вероятность падения и того уровня инвестиционной привлекательности, который достигнут в настоящее время. Так, после проведения налоговой реформы в Германии многие аналитики стали оптимистически предсказывать, что «вскоре эта страна может догнать американцев по уровню инвестиционной привлекательности».

Высокое социальное обеспечение, поощрение матерей оставаться дома, а работников старше 50 лет уходить на пенсию привели к формированию исключительно негибкого рынка труда. Результатом является высокий уровень безработицы (9,1% против среднеевропейского 8,4%), особенно среди молодежи. Сегодня только 30% французов моложе 30 лет имеют постоянную работу. Неудивительно, что за последние годы свыше 2 млн. молодых французов уехало в США и Великобританию. А власти чтобы поддержать стабильную демографическую ситуацию, компенсируют этот отток за счет иммиграции. Уже сегодня во Франции каждый 12-й житель является выходцем из мусульманского государства. Однако, иммигранты сегодня не источник благосостояния для страны, а лишь потребители социальных благ. Вызвано это, прежде всего, иммиграционной политикой, в которой в последнее время делался акцент на приеме мигрантов по гуманитарным соображениям, что привело к формированию экономически нерационального состава иммиграции, в котором преобладают низкоквалифицированные группы населения, не востребуемые рынком. Кроме того, как правило более многодетные, чем французы, иммигранты получают больше семейных и других социальных пособий, что не стимулирует их работать на благо и процветание Франции.

Экономический и демографический кризисы - два лица гораздо более серьезного явления, которые многие исследователи называют кризисом французской идентичности. Он заключается с том, что, с одной стороны, дальнейшее сохранение французской модели с ее высокими налогами, значительным участием государства и негибким рынком труда, грозит Франции потерей лидирующих позиций, но, с другой стороны, французам ненавистна сама мысль отказа от этой модели в пользу американской, особенно тем из них, кто помнит слова де Голля. Тем не менее, в настоящее время Франция нуждается в форсировании производства наукоемкой продукции (процент покрытия импорта экспортом по данной категории товаров во Франции ниже, чем в однотипных европейских странах) и увеличении расходов на НИОКР, что позволит в полной мере реализовать большой, но не используемый на полную мощность, научный потенциал. Для этого необходимо, прежде всего, уменьшить долю государства в экономике и способствовать увеличению числа именно частных инновационных фирм, повышать конкурентоспособность наукоемкой продукции посредством снижения налогов и социальных отчислений. Это одновременно поможет минимизировать отрицательные последствия от участия в европейской интеграции и максимизировать положительные. Т.е. фактически необходимо приблизить французскую модель развития к более либеральной американской модели.