валюту соответствующего иностранного государства,
международную валюту (СДР),
региональную валюту (евро).
Вторым элементом понятия валютные ценности являются внешние ценные бумаги. Пункты 3 и 4 части 1 статьи 1 Закона содержат не существовавшие ранее в российском валютном законодательстве понятия соответственно внутренних и внешних ценных бумаг. Правильное разграничение ценных бумаг на внутренние и внешние весьма важно, поскольку внешние ценные бумаги, в отличие от внутренних, относятся к категории валютных ценностей. Внешние ценные бумаги - это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом № 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам, которые включают:
- эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
- иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
Позитивных условий отнесения ценной бумаги к числу внешних Закон не содержит. Отсутствие у ценной бумаги одного из необходимых признаков внутренней ценной бумаги является достаточным основанием для квалификации такой ценной бумаги в качестве внешней ценной бумаги.
Следует обратить внимание на то, что, в отличие от Закона РФ от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле", в новом законе законодатель исключил из состава валютных ценностей драгоценные металлы - золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг. Это вполне логично, т.к. в современных условиях целесообразна более четкая дифференциация объектов правового регулирования в данной сфере. Поэтому драгоценные металлы и природные драгоценные камни вполне обоснованно отделены законодателем от валютных ценностей как объекта правового регулирования и выделены в отдельный объект правового регулирования.
Таким образом, понятие валютных ценностей включает в себя два элемента: иностранную валюту (наличную и безналичную) и внешние ценные бумаги. Возможности отнесения к числу валютных ценностей иных объектов Закон не предусматривает.
2. Понятия резидента и нерезидента валютных операций
Во многом по-новому решается в Законе № 173-ФЗ вопрос о разграничении участников регулируемых им отношений на резидентов и нерезидентов (подпункты 6, 7 части 1 статьи 1 Закона). Резиденты разделяются на две группы: лица - физические и юридические; публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования). Находящиеся за пределами РФ обособленные подразделения юридических лиц - резидентов (филиалы, представительства и т. п.) и официальные представительства РФ юридическими лицами не являются и также отнесены к числу резидентов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" к резидентам относятся:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Анализируя понятие резидентства относительно физических лиц нужно в первую очередь раскрыть понятие постоянного места жительства в валютном законодательстве России. Традиционно признак постоянного места жительства присущ международному частному праву, где он является основным признаком института домицилия физических лиц.
Отметим в первую очередь, что признак постоянного места жительства не зависит и не связан с временным фактором, со сроком пребывания. Следовательно, и категория резидентства в валютном законодательстве не имеет ничего общего со сроком пребывания физического лица на территории России или за рубежом, поэтому понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в данном году).
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что признаки категории резидентства в валютном праве РФ совпадают с признаками домицилия в международном частном праве.
Обобщая все сказанное выше, можно сформулировать два основных правила, отличающих домицилий граждан в международном частном праве и резидентство физических лиц в валютном праве от категории резидентства в налоговом праве.
Во-первых, как было сказано, временной фактор не является основным признаком валютного резидентства, также как и признаком домицилия, в то время как в налоговом праве временной фактор является основным признаком определения резидентства физических лиц.
Во-вторых, домицилий и валютное резидентство приобретаются либо по рождению, либо по выбору (осмысленному намерению проживать в стране постоянно), в то время как налоговым резидентом РФ можно стать безо всякого намерения. Сам выбор, осмысленное намерение должно сопровождаться рядом юридически значимых действий лица в частности, подачей заявления в органы МВД или консульские учреждения, однозначно свидетельствующих об осмысленном намерении лица получить соответствующий статус.
У категории резидентства в валютном и налоговом законодательствах есть и одна общая деталь. Закон о валютном регулировании и контроле, также как и Налоговый кодекс, разграничивает резидентство от института гражданства, т.к. резидентами РФ являются любые физические лица вне зависимости от гражданства (подданства), в том числе лица без гражданства, имеющие постоянное местожительства в РФ. Иными словами можно быть гражданином РФ, но иметь статус нерезидента России, и, наоборот.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" к нерезидентам относятся:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" данного пункта;
ж) иные лица, не указанные в пункте 6 части 1;
Из сопоставления подпунктов "а", "б" пункта 6 и подпункта "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. Причем речь идет не о продолжительности проживания гражданина РФ в иностранном государстве, а о факте наличия у него статуса постоянного жителя такого государства. Доказательством наличия у гражданина РФ этого статуса служит принятие консульским учреждением РФ в соответствующем иностранном государстве указанного гражданина РФ на консульский учет в качестве постоянного жителя такого государства (в настоящее время это обстоятельство удостоверяется путем проставления в заграничном паспорте гражданина РФ соответствующей консульской отметки). Согласно ст. 25 Консульского устава Союза ССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 года, консул ведет учет постоянно проживающих и временно находящихся в его округе граждан РФ. Только учетная отметка российского консульского учреждения может признаваться достоверным доказательством наличия у гражданина РФ статуса постоянного жителя иностранного государства.