А вот несколько цитат из разговора российских корреспондентов с Александром Лукашенко: в принципе понятная вещь, только почему-то не говорят о ней с больших экранов – об отношениях России и Беларуси:
- Острота такова, что Россия может потерять Беларусь, а Беларусь может потерять Россию.
А то, что Россия притесняет своего экономического партнера?
- Вы, когда въезжали, границы не заметили, верно? Ведь это было, когда выворачивали карманы у людей под Смоленском, когда смотрели в сумках, что везешь, взвешивали килограммы колбасы и так далее... Мы очень серьезно взвешивали и выстраивали свои отношения с Россией. Когда решалась судьба Союза, мне везде задавали вопрос: ваша позиция какова? Я не скрывал: мы - один народ. Россия - наша страна. Прошло 15 лет. Что изменилось в моей позиции? Абсолютно ничего. В чем-то России надо было подвинуться. В чем? У вас нефть, газ, ядерное оружие и прочее. Россия огромная страна, это ее ресурс, она на этом имеет определенные доходы. Сегодня она ввела такие тарифы, что белорусам, продавая свой трактор в Казахстан, надо заплатить еще одну стоимость трактора нашего.
Россия действительно притесняет Белоруссию. Лишним доказательством является короткая фраза президента о молоке и сахаре. Вот она – внешнеторговая политика России и Белоруссии!
- Россия сегодня закрыла рынок для белорусских товаров. И нашли мотивацию, что-де мы поддерживаем сельское хозяйство Беларуси, поэтому у нас низкие цены. Так поддерживайте и вы сельское хозяйство в России! Если вы боитесь, что мы разрушим ваш рынок дешевыми продуктами, давайте создадим совместную компанию, через которую будем поставлять все мясные и молочные продукты. Мне говорят: товаропроизводители давят, Беларусь демпингует по ценам. Да бросьте, какие товаропроизводители? Я вам просто как экономист покажу ситуацию. Сколько у вас молоко стоит? Допустим, 10 рублей. Это от коровы до прилавка. У вас крестьянин в этой цене в 10 рублях получает 20 процентов. У нас крестьянин из 5 рублей получает 45-50 процентов. Сделайте так - и не надо больше никакой поддержки. Крестьяне будут держать коров, доить, быков откармливать. У вас же все перевернуто наоборот.
- Вот я вам еще приведу пример. У вас на сахар цены подскочили почти на 40 процентов за последнее время. Я когда это прочитал, за голову взялся. Ребята, это же преступление перед собственным народом. Зачем вы закрыли свой рынок для нашего сахара? Было бы достаточно на рынке сахара, не было такой цены. Потом, в результате полуторагодичной борьбы вы нам довели квоту в 150 тысяч тонн. Остальные вы завозите. 7 миллионов тонн сахара завозите! Что такое 150 тысяч тонн на этом фоне?
У нас 4 завода сахарных. Таких же, как у вас, с советских времен остались. Мы перерабатывали сахарную свеклу, что не хватало, то с Кубы, из других стран завозили тростник. Кто-то из ваших, так называемых товаропроизводителей доводит до вашего правительства: белорусы покупают тростник, дешевый сахар поставляют. Россия раз - и дорогу нашему сахару закрыла. У нас тысячи вагонов в Москве стояли груженые. Мы карамель к Новому году везли с наших фабрик - и тоже дешевле. И по советским рецептам, не как у вас, когда разные "бабаевцы" начали сою добавлять вместо какао-бобов. Мы же вашим детям везли! Мне сказали: был бы это ваш продукт, допустим свекловичный, - поставляйте сколько хотите. Тогда я распорядился произвести в стране 3 миллиона тонн сахарной свеклы. Раз свекловичный сахар купят, то заводы должны работать. Вы знаете, что такое с 800 тысяч поднять производство свеклы до 4 миллионов в течение двух лет? Я же не просто дал команду все перестроить - и все пошло. Это севооборот, это технологии, надо технику закупить немецкую, мы под миллиард долларов при нашей нищете вложили, чтобы переоснастить сельское хозяйство. И мы получили 4 миллиона тонн.
Через полгода Россия арестовала все вагоны: нет, нам сахар не годится и свекловичный. А я же сельское хозяйство переориентировал. Ко мне пришли крестьяне: что делать?
Разговор был довольно длинный, но уже сейчас понятно, что и белорусы хотят переориентировать всю экономику на западный манер, чтобы не зависеть так критически от России, которая действительно имеет достаточные запасы на любой случай (см. Приложение 1)
Итак, в результате на данном этапе торговые связи Беларусь –Россия не существуют вовсе, разве что в очень маленьких объемах по причине того, что якобы демпинговые белорусские товары могут навредить экономике России! Абсурдная ситуация. Введя такие санкции для Белоруссии, Россия уже очень много потеряла в ее глазах. Страна начинает переориентироваться на Запад, хотя, задавленная и униженная Россией (к примеру, когда Россия дала обещание предоставить кредит и всячески его задерживала, а сейчас и вовсе поступил отказ предоставить кредит), все еще вынуждена сохранять внешние признаки «дружбы народов». Проблема в том, что в России не изжили еще один недостаток – мы привыкли получать все «на шару», как будто бы кто-то нам чем-то обязан, но капиталистическое общество основано совсем на другом – взаимные уступки и послабления, взаимная помощь и выгодная торговля. А что делает Россия? Находясь в Союзе с Белоруссией, на которую претендует не как на суверенное государство в составе конфедераций, но как на полноправную свою часть, она запрещает импортировать белорусские товары, цены на свое сырье устанавливает такие, что, по словам А.Лукашенко «каждый трактор выходит вдвое дороже».
Тем не менее Россия экспортирует свой газ, устанавливая заранее неподъемную для Белоруссии цену.
И вот уже последние, свежие данные, наиболее ярко доказывающие правильную направленность всего вышесказанного: Между Россией и Белоруссией началась «молочная война»: 6 июня Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию порядка 500 видов белорусской молочной продукции. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко объявил, что белорусские производители продуктов «не переоформили разрешительную документацию в соответствии с требованиями технического регламента, которые вступили в силу еще в декабре 2008 года».
Как мы видим, любимые меры российские до предела просты: Онищенко уже не раз запрещал ввоз различных товаров (от грузинского вина до латвийских шпрот) в период политического противостояния.
По данным белорусских экспертов, поставки молока в Россию приносят в бюджет страны около $1 млрд. Общий бюджет Белоруссии составляет $15 млрд. Две трети произведенного в Белоруссии молока до сих пор продавалось за границу, отмечает «Время новостей». Проблемы во внешней торговле негативно сказываются на внутренней экономической ситуации страны. Непроданные запасы готовой продукции уже превысили 90% от среднемесячного объема производства.
Хотя, с другой стороны, существует, конечно, возможность того, что некоторые заводы на самом деле могли слишком затянуть с оформлением документов.
А.Лукашенко накануне введения запрета заявил, что Москва хочет добиться участия в белорусской приватизации: «Дошло до того, что молоко не будем у вас покупать, пока не отдадите молокоперерабатывающие заводы. И это на уровне правительства!.. Так разговаривать мы не позволим. Будем, говорю, выливать это молоко, но вы так вопрос ставить не будете».
В выходные состоялась встреча премьер-министра Владимира Путина с губернаторами центральных областей России. Глава Белгородской области Евгений Савченко пожаловался премьеру, что «Белоруссия сегодня уничтожает нашу молочную отрасль. Может быть, это делается целенаправленно». По словам Савченко, импорт цельного молока из Белоруссии в Россию составляет 2 млн тонн в год. Путин объяснил, что дотации, которые Минск предоставляет своим производителям молока, достигают 24%, в то время как в России они ограничиваются 3%.
На прошлой неделе Лукашенко дал интервью ряду изданий, в которых рассказал не только о ситуации в молочной отрасли, часть которых было приведено выше. По словам белорусского президента, уже несколько месяцев Москва шантажирует его, требуя признать независимость Абхазии и Южной Осетии и заявляя, что только в этом случае он может рассчитывать на кредит в $500 млн. Он также назвал «преступлением перед собственным народом» 40% повышение цен на сахар в России, заявил, что никто в СНГ не борется с кризисом, и что именно российские власти виноваты в срыве интеграции Союзного государства.
Дойдя до темы возможного присоединения Белоруссии к России, он заявил, что если Москва попытается это сделать, то получит «еще одну Чечню». По его словам, «национально-освободительную войну» против России начнут «отморозки» (эти термином он традиционно называет белорусскую оппозицию).
Министр финансов России Алексей Кудрин в свою очередь отметил, что «с точки зрения российской экономики Белоруссию можно сравнить с крупным регионом, не самым большим». Кудрин добавил, что «суверенитет Белоруссии является для нее тяжким беременем». Напомним, что до этого Лукашенко позволил себе ряд нелестных высказываний в адрес Алексея Кудрина. Однако Кудрин напомнил, что цена на газ для Белоруссии пересмотрена не будет и переговоры о кредите в $500 млн. будут продолжены.
В результате мы видим ужасную картину: на наших глазах разрушаются устоявшиеся внешнеторговые связи России и Белоруссии. Надо ли в этом случае добавлять что-то еще. Прогнозы, о которых писалось в самом начале данного исследования исполняются прямо на глазах.
· Россия кормит Белоруссию, только благодаря России Лукашенко остался президентом Белоруссии, при этом он нас все время обманывает.
· Экономические взаимоотношения России и Белоруссии не развиваются, а сворачиваются.