Смекни!
smekni.com

Внешняя политика Франции после президентства де Голя (стр. 10 из 25)

По примеру Европейского объединения угля и стали в Ев­ропейском экономическом сообществе были соблюдены те же самые принципы распределения мест в Европейском парла­менте согласно численности населения стран, входящих в Ев­ропейское сообщество, устанавливалось право вето в Совете министров для трех крупных стран - для Франции, ФРГ и Италии. Решения по принципиальным вопросам принимались квалифицированным большинством. Решения Европейского парламента носили рекомендательный характер, а вот реше­ния Совета министров в ранге или министров иностранных дел, или министров экономики, или министров сельского хо­зяйства, здесь как раз решения носили обязательный харак­тер. Что касается совещания глав государств и правительств, то оно первое время созывалось очень редко. Однако в 1974 г. было принято решение, что главы государств и правительств стран - членов Европейского сообщества учреждают Евро­пейский Совет, куда входят только главы государств и прави­тельств государств-членов Европейского сообщества. Евро­пейский Совет, таким образом, становится высшим, дирек­тивным органом Европейского экономического сообщества, решения которого являлись обязательными для Европарламента, для Совета министров и для всех государств-членов ЕЭС.

Создание Европейского экономического сообщества - это второй этап на пути к европейской интеграции. Надо сказать, что деятельность Европейского объединения угля и стали и Европейского экономического сообщества дала свои положи­тельные результаты. Шестерка, положившая начало европей­ской интеграции, привлекла внимание других стран Европы. И уже в начале 70-х гг., другие страны Западной Европы ста­ли поднимать вопрос о своем желании вступить в Европей­ское экономическое сообщество. Первыми это сделали Вели­кобритания, Дания и Ирландия.

Турция подала свою заявку еще в 1963 г. Что касается кандидатуры Великобритании, то здесь следует отметить, что Великобритания устами знаменитого Уинстона Черчилля бы­ла инициатором европейской интеграции, как об этом можно было судить по первой части данной главы. Но Великобрита­ния все-таки была очень сильно связана с Соединенными Штатами Америки. Поэтому такая страна Европы, как Фран­ция, стремившаяся больше всех к независимой внешней политике, препятствовала вступлению Великобритании в Евро­пейское экономическое сообщество. И когда в январе 1963 г. обсуждалась кандидатура Великобритании на ее вступление в Европейское экономическое сообщество, Франция воспользо­валась правом вето, и Великобритания не была принята в ЕЭС. Однако вопрос оставался открытым, и со временем, ко­нечно, Англия была принята в ЕЭС.

Нельзя сказать, что на пути европейской интеграции не было никаких конфликтов, споров, разногласий. Все это бы­ло. Но европейцы умели преодолевать эти конфликты без применения военной силы. Были, конечно, и споры, были конфликты, были разногласия, было даже желание хлопнуть дверью и выйти из состава Европейского экономического со­общества. Все это было, но потом все это становилось на свое место, никто не покидал, а наоборот, новые члены, новые го­сударства Европы стремились в Европейское экономическое сообщество.

Успехи Европейского экономического сообщества или европейской интеграции дали возможность поставить вопрос об объединении трех Европейских Сообществ в единое Евро­пейское сообщество, а именно, Европейского объединения угля и стали, Евроатом, который был создан вскоре после создания Европейского экономического сообщества, и самого Европейского экономического сообщества в единое Европей­ское сообщество. Это произошло в 1986 г., когда был подпи­сан так называемый Единый европейский акт. Единый евро­пейский акт объединял в себе основные положения договоров трех Европейских сообществ, а именно, Европейского объе­динения угля и стали, Европейского экономического сообще­ства и Евратома. Что-либо нового Единый европейский акт в эти положения не включал, но это был очередной шаг на пути к европейской интеграции и не больше. Именно так нужно рассматривать Единый европейский акт.

Желание европейских стран к интеграции было очень велико. Оно было подкреплено стремлением руководителей и народов Европы к интеграции. Вот почему в Европейское экономическое сообщество стремятся вступить и другие страны Европы. В начале 70-х гг. в Европейское экономиче­ское сообщество были приняты такие страны, как Великобри­тания, Ирландия и Дания. В середине 80-х гг. в ЕЭС были приняты Испания, Португалия и Греция. Позднее, в середине 90-х гг. в ЕЭС были приняты Швеция, Финляндия и Австрия. На сегодняшний день в Европейском экономическом сообще­стве, или как теперь его уже называют Европейским Союзом, находятся пятнадцать стран, на очереди принятие двенадцати или тринадцати стран Европы. Все свидетельствует о том, что Европа хочет быть единой, Европа желает интегрироваться, Европа хочет занять свое достойное место в мире.

Важное место на пути европейской интеграции занимает так называемый Маастрихтский договор[34], названный по имени небольшой голландской деревушки, где главы государств и правительств пятнадцати государств-членов Европейского экономического сообщества подписали этот договор. Отныне Европейское экономическое сообщество трансформируется в Европейский Союз, это уже новый этап на пути европейской интеграции. Основные положения Парижского и Римского до­говоров, учреждающих Европейское экономическое сообще­ство и Евратом, были сохранены, но были внесены некоторые уточнения, некоторые изменения в распределение голосов в Европейском парламенте в зависимости от численности насе­ления стран, входящих в Европейский Союз. Затем речь шла об уточнении квалифицированного большинства при приня­тии основных решений, затрагивающих государственный су­веренитет, расширении полномочий Совета министров и т.д.

Кроме того, в Маастрихтском договоре указывается на место Западно-европейского союза, о котором речь будет ид­ти несколько позже, несколько отдельно. Маастрихтский до­говор учреждал единую европейскую валюту, евро, он устанавливал институт координации общей внешней политики и политики безопасности стран-членов Европейского Союза, он устанавливал единую социальную политику для стран-членов Европейского сообщества, устанавливал институты экономи­ческого и валютного порядка, он учреждал валютные инсти­туты.

Маастрихтский договор устанавливал также порядок при­нятия новых членов в Европейский Союз, выработав доку­мент под названием "Повестка дня 2000 года". Таким обра­зом, Маастрихтский договор сделал большой шаг на пути к европейской интеграции.

Важное место на пути европейской интеграции и в жизни Европейского Союза имеет Амстердамский договор, подпи­санный главами государств и правительств стран-членов Ев­ропейского сообщества в октябре 1997 г., и, особенно саммит стран Европейского Союза, прошедший в декабре 2000 г. в Ницце (Франция). На саммите в Ницце были приняты важ­нейшие документы, которые подводят итог пятидесятилетне­го этапа европейской интеграции. На саммите в 'Ницце были приняты Хартия основных прав Европейского Союза - важ­нейший документ, который должен лечь в основу будущей европейской конституции; решение о создании европейской армии численностью первоначально в шестьдесят тысяч че­ловек; решение о принятии новых членов в Европейский Со­юз в 2003-2005 гг.; установлена первоочередность приема но­вых членов, предоставления им определенного количества голосов в зависимости от численности населения этих стран, желающих вступить в Европейский Союз и договор, опреде­ляющий дальнейший путь развития Европейского Союза.

Таким образом, саммит стран-членов Европейского Союза в Ницце подвел итоги жизни и деятельности ЕС в двадцатом столетии и создал условия для дальнейшего развития Евро­пейского Союза в двадцать первом веке и третьем тысячеле­тии. Такова краткая история европейской интеграции, Европейского Союза. Однако европейская интеграция не будет понятна, если не остановиться на некоторых моментах, кото­рые можно рассматривать как инструменты европейской ин­теграции, без которых непонятно будет вообще, что такое ев­ропейская интеграция.

Прежде всего, к этим инструментам европейской интегра­ции нужно отнести создание единой европейской валюты евро. Решение было принято на саммите стран-членов Европей­ского Союза в Маастрихте, но оно вошло в силу с 1-го января 1999 г., когда евро стала применяться как расчетная единица, а окончательно как наличная валюта евро войдет в силу с 1-го января 2002 г. Двенадцать стран из пятнадцати изъявили же­лание ввести у себя евро, за исключением Великобритании, Дании и Швеции, каждая из которых имеет свои особенности, свою особую позицию в вопросе введения единой европей­ской валюты. Надо сказать, что для Европы это не новое яв­ление. Было время, когда Европа пользовалась единой моне­той, это - древнеримская валюта динар. Затем Европейское экономическое сообщество в качестве расчетной единицы вводило - ЭКЮ, это - тоже древняя французская монета, и, наконец, вот евро. Введение евро как единой европейской ва­люты нужно рассматривать как важный шаг на пути создания единого европейского государства. Конечно, евро как единая европейская валюта затрагивает некоторые положения госу­дарственного суверенитета, но это неизбежно на пути созда­ния единого европейского государства, на пути европейской интеграции. Государства, которые являются членами Евро­пейского Союза, должны пожертвовать некоторыми положе­ниями своего государственного суверенитета ради создания единого европейского государства.

Другим важным элементом европейской интеграции или ее важным инструментом является создание европейской ар­мии, первоначально численностью в шестьдесят тысяч чело­век. Армия будет иметь мобильный характер, ее главная цель - заниматься миротворчеством на европейском континенте. Конечно, создание единой европейской армии также в какой-то степени затрагивает государственный суверенитет, но Ев­ропа идет к этому. Она считает, что создание европейской армии сыграет важную роль в процессе, когда Европа должна взять оборону в свои руки. Создание европейской армии в ка­кой-то мере вступает в противоречие с НАТО, недаром и до совещания, и после совещания глав государств стран-членов Европейского Союза во французском городе Ницце руково­дство НАТО обеспокоилось перспективой создания европей­ской армии. Однако рано или поздно произойдет какое-то разделение между НАТО и Европейским Союзом в вопросах обороны. Европа хочет взять вопросы обороны в собственные руки. Поэтому на некоторое время противоречия между Ев­ропейским Союзом и НАТО в какой-то степени будут сгла­живаться. Но ясно одно, что Европа со временем будет иметь свою единую армию, и создание такой армии сыграет важную роль в создании единого европейского государства.