Важным инструментом европейской интеграции является общая внешняя политика и политика безопасности. Речь идет о том, что государства-члены Европейского Союза, если желают построить объединенную Европу или, иными словами, создать единое европейское государство, должны иметь общую внешнеполитическую доктрину и единый внешнеполитический курс. Однако внешняя политика является важнейшим элементом государственного суверенитета. Поэтому государства-члены Европейского Союза, желающие построить объединенную Европу, должны знать в какой степени поступиться частью государственного суверенитета в области внешней политики.
Вопрос о согласовании внешнеполитического курса государствами-членами ЕС поднимался еще на Римской встрече глав государств[35] и правительств стран Европейского экономического сообщества и нашел свое отражение в Римском договоре 1957 г. На протяжении всего периода деятельности ЕЭС его члены согласовывали свой внешнеполитический курс. Так было до Маастрихтской конференции глав государств и правительств стран Европейского сообщества. На этой конференции главы государств и правительств сделали большой шаг вперед, договорившись о проведении общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. Маастрихтский договор включает специальную статью об общей внешней политике и политике безопасности. Договор утвердил пост главного координатора общей внешней политики и политики безопасности. С октября 1999 г. этот пост занимает испанский дипломат Х.Солана. Между тем в структуре Комиссии Европейского Союза есть комиссар, занимающийся иностранной политикой, есть комиссары, занимающиеся отдельными вопросами иностранной политики в тех или иных регионах мира. Из всего этого можно заключить, что пост главного координатора общей внешней политики и политики безопасности становится одним из ведущих в Европейском Союзе, его полномочия были определены Маастрихтским договором, а практика эти полномочия расширяет и дополняет.
Следует еще раз подчеркнуть, что проведение общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза является большим шагом вперед на пути европейской интеграции к объединенной Европе.
Необходимо отметить, что в прошлом некоторые государства-члены Европейского Союза были колониальными державами, владевшими значительными территориями в Африке, Азии, на Тихом океане и в районе Карибского моря. К ним относятся Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Бельгия и Голландия. Было бы ошибочно думать, что после приобретения колониальными территориями своей независимости их бывшие владельцы навсегда их потеряли. Вовсе нет. Вскоре после образования ЕЭС 18 африканских государств, в прошлом находившиеся под господством Франции и Бельгии, в июле 1963 г. в городе Яунде (Камерун) подписали с ЕЭС так называемую Яундскую конвенцию, которая предоставляла им льготы на традиционные экспортные товары из этих стран на рынках стран ЕЭС.
В 1969 г. к Яундской конвенции присоединились уже 43 страны Африки, Тихого океана, Азии и Карибского моря. В 1975 г. Яундская конвенция была заменена Ломейской конвенцией (Того), которая предоставила странам Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Карибского моря значительные льготы на рынках Европейского Союза, то есть 36 видов товаров из этих регионов пользовались льготами на рынках ЕС. В 1989 г. к Ломейской конвенции присоединились уже 69 стран Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Карибского моря.[36]
Яундская и Ломейская конвенции определили институт ассоциированных членов Европейского Союза. А это означает, что товары из стран Африки, Тихого океана, Азии и Карибского моря, как ассоциированных членов ЕС пользовались льготами на рынках Европейского Союза, а продукция стран ЕС пользовалась такими же льготами на рынках ассоциированных членов Евросоюза. Кроме этого, Европейский Союз предоставляет безвозмездную экономическую и финансовую помощь своим ассоциированным членам. И то, что число стран, являющихся ассоциированными членами Европейского Союза, возросло с 18 в 1963 г. до 69 в 1988 г., свидетельствует о том, что странам Африки, Тихого океана, Азии и Карибского моря экономически выгодно иметь постоянных потребителей их традиционных товаров экспорта. В равной мере это утверждение касается и стран-членов Европейского Союза.
Таким образом, бывшее в ходу в прошлом утверждение марксистских идеологов о том, что сотрудничество между Европейским Союзом и странами Африки, Азии, Тихого океана и Карибского моря - сотрудничество между всадником и лошадью, не имеет под собой никакой действительности.
Одной из важных и плодотворных форм сотрудничества между Европейским Союзом и странами, не входящими в него, является установление института партнерства, то есть, когда эти страны становятся торговыми партнерами Европейского Союза. Идеей института партнерства проникнут как Римский договор, так и Маастрихтский договор, учредивший Европейский Союз. Многие страны мира стали торговыми партнерами Европейского Союза, среди них и Республика Казахстан, подписавшая в 1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.
В 1989 г. Европейский Союз составил программу ТАСИС, означающую оказание технической помощи со стороны Европейского Союза Советскому Союзу, начавшему в конце 80-х гг. компанию по перестройке. После распада СССР эта программа была распространена на оказание технической помощи Новым независимым государствам на территории бывшего СССР.
В настоящее время Европейский Союз в процессе интеграции вступил в новую стадию своего развития, а именно к формированию политического объединения Европы, принятию новых государств Центральной и Восточной Европы, а также прибалтийских стран.
Европейский Союз расширяется. Европа интегрируется. В связи с этим острыми становятся вопросы государственного суверенитета, процедуры принятия важнейших решений и будущей политической формы интегрированной Европы.
В связи с этим интересной становится дискуссия, начатая весной и летом 2000 г. министром иностранных дел ФРГ Й.Фишером и Президентом Франции Ж.Шираком по вопросу о политической форме объединенной Европы. Й.Фишер поддержал старую идею создания Соединенных Штатов Европы. Многие с ним не согласны. Дискуссии продолжаются.
Вновь состоялась беседа о проблемах НАТО. К.Кинкель не скрывал своей озабоченности резко негативным отношением к расширению НАТО со стороны России, с которой Германия хотела бы иметь тесные партнерские отношения. За этим проглядывались опасения Бонна, что разногласия вокруг НАТО могут стать непреодолимым препятствием в двусторонних отношениях. Немецкий дипломат высказал мысль о желательности заключения какого-либо документа между Россией и НАТО, предусматривающего основополагающие принципы сотрудничества.
Обратили на себя внимание два момента. Во-первых, во время длительных переговоров по широкому спектру вопросов, включая европейскую тематику, К.Кинкель ни словом не упомянул Францию. Во-вторых, он много говорил о значении Украины в европейской политике.
Франция, оказавшись перед лицом объединенной Германии, активизировала свою деятельность в Восточной и Юго-Восточной Европе, где традиционно находила союзников в лице государств, не менее, а, может, и более ее опасающихся Германии. Среди стран СНГ Франция больше всего заинтересована в укреплении сотрудничества с Россией, поскольку именно Франция и Россия оказались наиболее уязвимы вследствие нарушения стратегического равновесия в Европе и, следовательно, стремятся найти друг в друге опору и защиту, как это уже не раз бывало в европейской истории.
Серьезную обеспокоенность Франции вызывает растущая активность Германии в борьбе за лидерство в Европе. Противоречия между двумя странами вызывают следующие проблемы: стремление ФРГ доминировать в Европе; претензии Германии на статус постоянного члена СБ ООН; ФРГ значительно опережает Францию в проникновении на рынки Восточной Европы и СНГ.
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что ведущие политические силы Франции ни в коей мере не ставят под сомнение партнерство с Германией в области европейского строительства. Свидетельством тому является положительная реакция Парижа на выдвинутую ХДС концепцию "твердого ядра" Европы, включающего Францию и Германию.
Проблема создания единой, неразделенной Европы имеет множество измерений. На сегодняшний день важнейшее среди них — военно-политическое. Именно с этой точки зрения особый интерес представляет история Западноевропейского союза.
В 60-70 годы французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с НАТО[37].