Смекни!
smekni.com

Внешняя политика Франции после президентства де Голя (стр. 9 из 25)

“L' intendance suit”, говорил Шарль де Голль, “обоз идёт за армией”, а не впереди нее. Многие исследователи и политики полагают, что односторонний акцент на экономике был недостатком прежнего ЕС, исправлением которого Европа занимается со времен Маастрихта.

Но сейчас валютные рынки вновь демонстрируют, сколько серьезно нужно относиться к “обозу” в интересах граждан ЕС. Президент Германии Херцог полагает, что "времена национальных экономик давно миновали. Стабильность национальных валют зависит от открытости рынков для экспорта".[31]

Во Франции социалист Лионель Жоспен стал премьер-министром, обещая снижение безработицы и сокращение рабочей недели. С тех пор он несколько пересмотрел свои цели. Но до сих пор остается неясным, возможно ли вообще проводить политику без повышения государственных расходов и долга. Это, в свою очередь, означает забвение идеи низкой инфляции, которая была краеугольным камнем французской экономики с тех пор, как Миттеран отказался от "социалистических экспериментов" в самом начале своего выборного срока.

Европейский Союз - это практическое воплощение в жизнь идеи европейской интеграции. Идея европейской инте­грации имеет длительную историю. С древних времен Европа предпринимала попытки объединиться и создать нечто еди­ное целое. В античную эпоху такую попытку предпринял Юлий Цезарь и неудачно. В средние века попытался объеди­нить европейский континент Карл Великий. Ничего не вы­шло. В новое время решил испытать удачу Наполеон. Но по­терпел полный провал. В двадцатом веке А.Гитлер ставил пе­ред собой цель - не только завоевание всей Европы, но и ус­тановление мирового порядка. Попытка закончилась полным крахом[32].

Провал всех прежних попыток объединения Европы объ­ясняется лишь одним, а именно: все попытки объединения основывались на насилии, т.е. на завоеваниях. А такой путь всегда ведет к неудаче.

Однако идея европейского объединения или интеграции жила и развивалась, влияя все больше на умы европейцев. Она стала все более материализовываться, когда ее стали поддерживать народные массы, особенно тогда, когда в Евро­пе все чаще, все больше стали вспыхивать войны, принимав­шие все более грандиозные размеры. В первой половине XIX в. на Всемирном конгрессе сторонников мира, созванном по инициативе выдающегося французского писателя Виктора Гюго, была выдвинута идея создания Соединенных Штатов Европы (СШЕ).

Идея Соединенных Штатов Европы понравилась всем, по­скольку выражала желание и мнение европейских народов. Ни государи, ни политики, ни политические партии не могли отмахнуться от этой навязчивой идеи, какой стала идея соз­дания Соединенных Штатов Европы. Все они вынуждены были определить свое отношение к этой идее. Правда, надо отметить, что интерес к ней то утихал, то вспыхивал с новой силой накануне или в ходе военных конфликтов. В самый разгар первой мировой войны идея СШЕ, уже трансформиро­вавшись в лозунг, стала предметом всеобщего обсуждения во всех странах Европы и за ее пределами. После окончания первой мировой войны были предприняты первые попытки практического ее претворения в жизнь. Но все они окончи­лись неудачно, скорее всего, из-за того, что фашистская Гер­мания, как было сказано, развязав вторую мировую войну, пыталась военным путем объединить Европу.

После второй мировой войны идея европейской интегра­ции стала все более актуальной. Об этом можно судить по ре­чи У.Черчилля, в которой он призвал к объединению Европы, правда, с определенной целью, а именно: не допустить рас­пространения коммунизма.

Между тем известно, что поводом большинства европей­ских военных конфликтов служили противоречия между дву­мя крупными европейскими государствами - Францией и Германией. Всем было ясно, что без устранения этих проти­воречий невозможно вести речь об интеграции Европы. Как сделать так, чтобы устранить противоречия между этими двумя европейскими государствами? Многие государствен­ные и общественные деятели европейских стран ломали свои головы над этим вопросом. И здесь возникает идея объеди­нить Германию и Францию не на военно-политической осно­ве, а на экономической. Два выдающихся француза, эконо­мист Жан Монне и политик Робер Шуман, предложили объе­динить две основные отрасли промышленности Германии и Франции, а именно угольную и сталелитейную, рассчитывая, что со временем к этому объединению могут присоединиться соседние государства. Так оно и произошло.

9 мая 1950 г. Р.Шуман, министр иностранных дел Фран­ции, от имени правительства своей страны опубликовал дек­ларацию, которая здесь же получила название "Декларация 9 Мая 1950 года", в которой он открыто изложил идею объеди­нения ведущих отраслей промышленности Германии и Фран­ции в объединение угля и стали. Правительство Франции об­ратилось с этой идеей к правительству ФРГ.

Правительство Конрада Аденауэра поддержало эту идею. Вскоре ее поддержали правительства Италии, Бельгии, Гол­ландии и Люксембурга. Таким образом, шесть европейских государств, а именно Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург, создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС).

День 9 Мая был объявлен "Днем Европы", и с этой даты официально начинается отсчет начала европейской интегра­ции. И термин "интеграция" активно включается в политиче­ский и научный оборот.

И здесь мимоходом следует отметить, что понятие "интеграция" означает объединение частей, участвующих в интеграционном процессе, в единое целое при сохранении их самостоятельности. Но при этом, участвуя в интеграции, страны должны делегировать частью своего суверенитета в пользу наднациональных институтов, то есть вопросы внеш­ней политики, обороны и безопасности.

В апреле 1951 г. в Париже главы государств и прави­тельств шести стран подписали договор, учреждающий Евро­пейское объединение угля и стали, сокращенно ЕОУС. Дого­вор имел цель обеспечить свободное передвижение товаров, капитала, услуг и лиц в рамках границ шести стран, подпи­савших этот договор. Договор устанавливал руководящие ин­ституты Европейского объединения угля и стали, а именно высший орган, то есть имеется в виду Совещание глав госу­дарств и правительств стран, подписавших договор о созда­нии ЕОУС, затем Европарламент, Совет министров, Комиссию и Суд, а также некоторые Советы, как, например, Эконо­мический и социальный совет.

Следует отметить, что учредители ЕОУС обратили особое внимание на необходимость соблюдения государственного суверенитета, то есть, чтобы решения ЕОУС не затрагивали государственный суверенитет, самый болезненный вопрос в процессе европейской интеграции. Поэтому руководители глав государств согласились, что при принятии решений по важнейшим вопросам будут учитываться не простое боль­шинство, а так называемое квалифицированное большинство, т.е. такое, когда решения по важнейшим вопросам, затраги­вающим государственный суверенитет, будут приниматься двумя третями голосов стран-членов ЕОУС. Затем надо отме­тить, что в Европейском парламенте, решения которого носи­ли рекомендательный характер, голоса распределялись сле­дующим образом: десять голосов для Франции, десять голо­сов для ФРГ, десять голосов для Италии, остальные три госу­дарства имели меньшее количество голосов, таким образом, и здесь было предусмотрено в какой-то степени сохранение го­сударственного суверенитета, особенно тогда, когда речь идет о таких крупных странах, как Франция и Германия.

Следует отметить, что Объединение было построено на принципах полной добровольности стран, подписавших дого­вор, учреждающий Европейское объединение угля и стали. Объединение начало функционировать несколько позже, но уже в 1955-1956 гг. Объединение показало свою эффектив­ность, и уже в середине 50-х гг. появилась новая идея, а именно: нельзя ли распространить принципы Европейского объединения угля и стали на всю экономику шести стран, входящих в ЕОУС. И вот в начале 1957 г. главы государств и правительств шести указанных стран, а именно Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, догово­рились встретиться в городе Риме и подписать договор, кото­рый получил название Римский договор. Этот акт состоялся 25 марта 1957 г.

Римский договор большой, он охватывает все сферы, все области экономики шести стран, а именно чисто экономиче­скую область, валютную область, торговую область, социаль­ную жизнь, вопросы налогообложения и т.д. Римский договор начал функционировать с 1-го января 1958 г. Надо сказать, что те, кто подписали Римский договор, имели в виду, что эти шесть стран пройдут три этапа в своей деятельности на пути к европейской интеграции, а именно: торговый, экономический и самый последний и самый трудный - политический этап.[33]

Что касается первого этапа, торгового, то он должен был завершиться к 1970-му г., т.е. в течение двенадцати лет стра­ны Европейского экономического сообщества должны были полностью снять таможенные пошлины на своих границах, это, прежде всего, касалось налогообложения на промышлен­ные товары, что касалось сельскохозяйственных товаров, то здесь положение было несколько иное. Поскольку первый этап затрагивал торговую область, то его с легкой руки жур­налистов назвали общим рынком. Что касается последующих этапов, а именно экономического, то здесь речь шла о созда­нии совместных предприятий стран, входящих в Европейское сообщество. Римский договор устанавливал руководящие ор­ганы Европейского экономического сообщества, а именно Совещание глав государств и правительств, входящих в Ев­ропейское сообщество, Европейский парламент, сокращенно Европарламент, Совет министров, Комиссию, и, наконец, Суд.