Смекни!
smekni.com

Внешняя торговля РФ на современном этапе и направления её развития (стр. 2 из 7)

В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году доля машин и оборудования составила 23,7% (в 2008 году – 28,8%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 52,5%, в том числе: механического оборудования – на 31,2%, железнодорожного транспорта и оборудования – на 75,6%, электрооборудования – на 39,2%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 73,4%. Физический объем импорта легковых автомобилей сократился на 68,4 %, грузовых – на 76,9%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,7% (в 2008 году – 13,8%). Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2009 году по сравнению с прошлым годом сократился на 21,5%. Физические объемы ввоза сыров и творога сократились на 1,3%, продуктов, содержащих какао – на 0,8%, масла подсолнечного – на 61,3 %, пшеницы – на 46,7%. Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 18,1% (в 2008 году – 21,1%). Объемы импорта металлопродукции в 2009 году по отношению к 2008 году сократились в стоимостном выражении на 50,5%. Физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них сократились на 28,8%, в том числе проката плоского из железа и нелегированной стали – на 25,4%, труб – на 27,5%.

Доля импорта топливно-энергетических товаров в 2009 году составила 10,7% (в 2008 году – 10,3%). Физические объемы поставок угля каменного снизились на 20,6%, нефтепродуктов – на 4,1%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта из стран СНГ составил 10,1% против 9,1% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 35,3%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 10,0, пластмасс и изделий из них – на 27,4%, лаков и красок – на 16,0%.

Удельный вес текстиля, текстильных изделий и обуви в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2009 году составил 4,2% (в 2008 году – 3,1%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 4,0% (в 2008 году – 2,6%). Стоимостные объемы импорта указанных товарных групп снизились по сравнению с 2008 годом на 21,7% и 11,2% соответственно.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2009 году приходилось 50,3% российского товарооборота (в 2008 году – 52,1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2008 году – 14,5%), на страны ЕврАзЭС – 8,7% (8,2%), на страны АТЭС – 20,7% (20,3%).

По данным таможенной статистики в январе-марте 2010 года внешнеторговый оборот России составил 132,7 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 46,8%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 114,3 млрд.долларов США (рост на 47,2%), со странами СНГ – 18,4 млрд.долларов США (рост на 44,5%).

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 51,1 млрд.долларов США, что на 27,8 млрд. долларов США больше, чем в январе-марте 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 45,2 млрд.долларов США (рост на 26,5 млрд.долларов США), со странами СНГ – 5,9 млрд. долл. США (рост на 1,3 млрд.долларов США).

1.2 Конкурентоспособность России в международной торговле

Синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В общем виде, его можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных его граждан.

В то же время между всеми выше названными уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя зависимость и взаимозависимость. С одной стороны, конкурентоспособность страны базируется в первую очередь на ее жизнеспособности, то есть на прочности ее национальной производственной базы. С другой стороны, конкурентоспособность предприятия во многом зависит от того, как организована социально-экономическая среда, в которой ему приходится действовать. Его работу определяют не только собственные усилия, но, прежде всего, то, как в стране устроена система взаимоотношений между предпринимателями и властью, между самими предпринимателями, между предпринимателями и нанимаемыми ими работниками. Страновая и отраслевая конкурентоспособности, в конечном счете, зависят от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

Конкурентоспособность можно также определить по имеющимся у страны ресурсам. По природным ресурсам Россия одна из самых богатых стран мира. Благодаря им страна имеет сегодня отличный торговый баланс и можем предложить на мировой рынок конкурентоспособные сырьевые товары и энергоносители. И это на длительную перспективу: высокая доля указанных товаров в экспорте будет характерная для России всегда.

Но в таком положении есть свои минусы: зависимость от конъюнктуры неустойчивых мировых рынков и, главное, ослабление стимулов к развитию инновационной экономики, к структурным и институциональным изменениям, важным для поддержания высокой адаптивности страны и для развития граждан. Нефтяные месторождения России не относятся к числу наиболее благоприятных для эксплуатации. При цене менее 10 долл. за баррель добыча нефти на экспорт становится нерентабельной. Наконец, сырьевой экспорт, подчиненный динамике мирового рынка, сам по себе не позволит обеспечить высокие темпы экономического роста и преодолеть отставание страны по уровню душевого ВВП.

По трудовым ресурсам и человеческому капиталу считается, что Россия находится в благоприятном положении: высокий уровень образования сочетается с непритязательностью работников в отношении оплаты и условий труда. Но одновременно обычно есть претензии к дисциплине и тщательности в исполнении работы. На деле рабочая сила неоднородна и в разных секторах ее качества различаются весьма существенно.

Рынок труда сегментирован, прежде всего территориально, мобильность весьма низкая, что в значительной степени связано с привязанностью людей к жилью. Поэтому так важен доступный рынок жилья.

Демографический кризис будет со временем увеличивать дефицит рабочей силы, потребуется привлекать мигрантов. При этом резервы рабочей силы на существующих предприятиях будут использоваться слабо. Есть избыток рабочих рук на селе, но практически его перемещение не имеет смысла. Важный вывод с точки зрения развития страны и повышения конкурентоспособности: свободной рабочей силы не будет, конкуренция на рынке труда должна обостряться. Это значит, что крупные инвестиционные проекты, ориентированные на увеличение производства, будут испытывать затруднения с комплектованием кадров или создадут их в других секторах. Россия обречена делать ставку на рост производительности и эффективности.

Возможно замещение труда капиталом при капиталоемком техническом прогрессе, тогда спрос на рабочую силу будет снижен, но все равно ее прирост при крупных инвестициях необходим. Известны и обратные явления, когда недостаток капитала возмещался высоким качеством относительно дешевой рабочей силы (вновь Юго-Восточная Азия). Для России на предстоящий период эти варианты, очевидно, закрыты.

Но тем более важную роль будут играть вложения в науку и образование, рост квалификации и мотивацию творческого труда и предпринимательства.

В нынешней ситуации можно сказать, что существенных ограничений на привлечение инвестиций нет. В стране имеются свободные средства, ищущие выгодного приложения. Открыты и зарубежные источники, особенно в связи с неблагоприятными тенденциями на мировых финансовых рынках. В России сегодня относительно выше доходность, хотя и риски выше. Вопрос, однако, в областях приложения.

Капиталы охотно идут в сектора, которые считают привлекательными — нефть, газ, торговля, недвижимость, да и то при условии наличия подходящих заемщиков или реципиентов инвестиций, вызывающих доверие и склонных к сотрудничеству. Для диверсификации же необходимы вложения в иные сектора, сегодня неконкурентоспособные и рискованные, в которых зачастую приходится сталкиваться с некооперативным поведением, с людьми, не готовыми обменивать контроль на инвестиции. Рыночные механизмы перелива капиталов, которые и так в России практически отсутствуют, в подобных случаях работают неэффективно.

Парадокс состоит в том, что страна нуждается в крупных инвестициях на модернизацию, но сегодня не в состоянии их принять и применить лучшим образом. В отличие от недавнего прошлого, когда имел место дефицит финансовых ресурсов, уже растут риски неэффективных и ненадежных вложений, подталкиваемых напором свободной ликвидности, в том числе от притока нефтедолларов.

Таким образом, государственные инвестиции, по крайней мере в скромных масштабах, оказываются необходимы, во всяком случае для преодоления провалов рынка. Однако возросшая неопределенность технико-экономических сдвигов препятствует установлению приоритетов и финансированию конкретных крупных инвестиционных проектов.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал рейтинги конкурентоспособности 133 стран за 2009−2010 годы. В соответствии с докладом Global Competitiveness Report, Россия упала с 51−го на 63−е место, опустившись ниже таких стран, как Черногория, Турция, Мексика, Панама и Маврикий. Кроме того, Россия указана среди стран, которые глобальный финансовый кризис затронул наиболее сильно.

«Россия упала в этом году на 12 позиций, скатившись до 63−го места и став единственным рынком из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай. — Infox.ru), продемонстрировавшим падение», — отмечается в докладе.