Смекни!
smekni.com

Всемирный конгресс финно-угорских народов в системе региональных международных отношений (стр. 7 из 10)

Система школьного образования является важной средой для осуществления языковых прав. Обучение в основной школе Финляндии регулируется законом об основном обучении. Согласно этому закону, цель основного обучения состоит в том, чтобы воспитать учащегося на принципах гуманизма, помочь ему стать сознающим свою этическую ответственность членом общества, а также дать ему необходимые в жизни знания и умения. Преподавание должно способствовать развитию образования и равноправия в обществе, а также должно способствовать участию учеников в процессе обучения и в целом их развитию в течение их жизни.

Местные органы образования и школы составляют свои учебные планы согласно основам учебного плана, утвержденного Национальным управлением образования. Основы учебного плана включают в себя общие цели основной школы, цели и основное содержание преподаваемых предметов, а также принципы оценки знаний учащихся.

Все ученики младшей ступени основной школы (от 1-го до 6-го класса) получают одинаковое обучение, но школы имеют право избирательно менять акцент на отдельные предметы обучения и группировать их путем концентрации преподавательских ресурсов в общих рамках государственного финансирования.

Целью школьного обучения иммигрантов является подготовка, способная дать им такое образование, чтобы они могли чувствовать себя равноправными людьми в финском обществе, а также не утратили бы своей культурной принадлежности. Иммигранты в терминологии, касающейся основного образования, - это лица, подающие на политическое убежище, беженцы, переселенцы, репатрианты и другие иностранцы.

Учащийся может в основной школе, в гимназии и в гимназии для взрослых изучать свой родной язык как предмет в обычном процессе обучения. Обучение можно спланировать и по-другому, на основе отдельных уроков, когда обучение будет вестись два часа в неделю на каждую группу. В группу могут входить также дети в возрасте 6 лет.

Нельзя сказать, что в отношении статуса родного языка личности, его сохранения и вопросов культуры все уже ясно и определенно. Каждая языковая группа имеет свою историю, и поэтому сохранение родного языка - это непростой вопрос. Никакого запатентованного решения тут не существует. Право на изучение родного языка и на обучение на родном языке все же поможет всем языковым группам. 1990-е годы все же показали, что многие проблемы можно решить удовлетворительно, если у организаторов школьного обучения достаточно квалификации и политического желания решить эти проблемы, например, согласиться с тем, что у каждого ребенка есть одинаковое право на изучение своего родного языка.

Значение семьи и женщины в развитии двуязычной культуры и в сохранении родного языка

Вопрос о положении женщины это во многом вопрос того, принадлежит ли она только к своей частной жизненной сфере, к семье, является ли ее место только в центре семьи, или она также относится в какой-то мере к открытой общественной .

В России трудовое бремя женщины как известно является многократным. По учрежденной в Советском Союзе в 1918 году конституции женщине гарантировалось равноправие и право голоса. К 1936 году в конституцию внесли параграф о равноправии женщины также и в трудовой жизни. Женщин обязали принимать участие в трудовой и общественной жизни. Женщина формально была равноправной. Одновременно женщины были матерями в семьях, женами, на плечи которых ложилась забота о благополучии семьи.

После 1990 года также главенствующие отношения распределительная власть в семьях стали самостоятельными/приобрела самостоятельный статус. Роль женщины еще более подчеркивалась в трудовой жизни и в семье. Женщины помимо работы по профессии выполняют также и большую часть домашней работы в семье. Нагрузка у женщины удвоилась, но одновременно это такой фактор, который укрепляет положение женщины в семье и дома. В России, а таким образом и у народов говорящих на финно-угорских языках, женщины несут на себе основную ответственность за материальное и духовное благополучие семьи. В семье женщина занимает главное и ведущее место, а роль мужчины как бы на заднем плане.

Финно-угорские языки представляют малочисленные языки, большая часть которых классифицируется как исчезающие языки. Финский, эстонский и венгерский языки являются доминирующими языками, а финно-угорские языки в России находятся в положении языков национального меньшинства. Язык, на котором говорят в семье, зависит от семьи и, в основном, от женщины. Так как формирование своего “я” человека зависит от его отношения с окружающими, то матери принадлежит главная роль в передаче и языка национального меньшинства. Всякий язык есть богатство, часто он является ключом к культуре и подчеркивает собственное отождествление с нацией. Язык матери есть родной язык и распределительная власть матери в семье обуславливает также и то, что матери принадлежит в семье право определять, на каком языке в семье будут говорить и посредством языка уважать национальную культуру. Язык передается по наследству и поэтому роль семьи и роль матери особенно велика.

Семейная, образовательная и культурная политика включают в себя мероприятия, пронизанные принципами равноправия полов. В финно-угорском языковом регионе женщины несут гигантскую ответственность в качестве воспитателей, передающих родной язык последующим поколениям. Проблемой является недостаток поддержки. Во многих сельских местностях существуют традиционные связи взаимодействия между женщинами, основанные на помощи соседей и родственников, в рамках которых женщины оказывают друг другу поддержку. Молодые женщины все более осознают положение женщины и связанные с этим проблемы. Женские организации и сети сотрудничества нужны, так как они содействуют развитию самосознания женщин о собственном статусе и ответственности в качестве хранительниц национальной принадлежности.

Культурные традиции и требования III тысячелетия; обогащение

национальных языков, учитывая их самобытность

Язык и культура уральских народов

Все уральские языки, на которых говорят в России, находятся в положении языков национального меньшинства, и их подстерегают те же опасности, как и другие языки национального меньшинства в мире. Язык является существенным фактором с точки зрения отождествления нации: без языка нет и народа, иначе говоря, народ, теряющий свой язык, сливается рано или поздно и в культурном смысле с окружающим большинством.

С точки зрения духовного развития личности, хорошее знание родного языка является необходимостью. По социолингвистическому исследованию дети, которые дома не овладевают в полной мере родным языком и которые в школе обучаются на каком-нибудь другом языке, никогда не смогут как следует владеть тем или иным языком; они не будут "ни одно - ни двуязычными", а "полуязычными". Язык - основное средство общения и одновременно важнейшее средство восприятия мира. Ребенок, лишенный этого средства, не сможет по-настоящему впитывать в себя другие знания и навыки, а также не сможет в полной мере развивать свои духовные способности.

Язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является средством всякого человеческого общения. Почти во всех уральских языках имеются наречия, довольно сильно отличающиеся друг от друга. В случае наличия большой разницы между наречиями, значение литературного языка, как объединяющего фактора, возрастает. Литературный язык следует развивать в качестве средства общения пригодного для всех; он не должен основываться лишь на одном наречии, а должен впитывать в себя признаки различных наречий или должен выдерживать нагрузку довольно значительных морфологических и грамматических вариантов. Так как ребенок учится наречию дома, то задачей школы и средств массовой информации является пропаганда литературного языка и обучение ему.

Так как развитие языков национального меньшинства на их собственной основе было в течение десятилетий запрещено в Советском Союзе, в новых отраслях жизни совершенно не зародилось терминологии собственного языка. Хотя заимствование слов и является естественным процессом, как единственное средство накопления словарного запаса он приводит к вырождению выразительных средств языка национального меньшинства и к расширению влияния доминирующего языка на всех языковых уровнях. Результатом в наихудшем случае является упрощающийся, в том числе и по структуре, смешанный язык, пиджин. В уральских языках создание нового словарного запаса не представляет трудностей, благодаря структуре языка: слова можно составлять или производным способом или путем сочетания слов.

Хотя с точки зрения передачи человеку ( родного) языка роль дома и велика, язык не может сохраняться, если он не имеет в обществе официально признанного статуса. Языковой закон, определяющий равноправный статус русского языка и языка национального меньшинства, - это обязательное условие повышения престижа языка национального меньшинства и обеспечение прав носителей языка. Сам по себе языковой закон, однако, не достаточен. В отношении его применения в практической жизни должны быть даны четкие постановления. Действенный языковой закон предполагает широкомасштабное обучение взрослого населения.

Опасность, грозящая уральским народам Сибири, имеет другой характер. Если традиционные промыслы и образ жизни станут в данном районе невозможными, в частности, из-за загрязнения окружающей среды и неуправляемого изменения общественной структуры, то обско-угорские и самодийские языки и культуры быстро исчезнут. Малочисленность национальных групп делает их особенно уязвимыми. Чтобы сохранить сибирские языки необходимо обеспечить предпосылки их традиционной культуры.

Культура, общественные организации и национальная интеллигенция и их значение в поддержке национального развития