Окружающий мир является по-прежнему проблематичным с точки зрения сохранения и развития небольших языков и культур. Хотя обеспечение прав языковых меньшинств и относится к прогрессивным принципам в Европе, практически эти права осуществляются редко. Лица, представители и организации, выступающие от имени национальных меньшинств, довольно легко получают со стороны большинства клеймо "националистов" или "сепаратистов", т.е. ценностям, важным для меньшинства, преднамеренно придается политически отрицательный характер. Одновременно с этим, теряется возможность позитивного взаимодействия между культурами и усиливается взаимная нетерпимость между группами населения.
Принадлежность к финно-угорской культуре в качестве фактора, объединяющего членов языковой группы, является по мнению многих лишь романтическим явлением, историческим творением некоторых ученых и поэтов, принадлежащих к малым народам, а поэтому отношение ко всему этому нынешних исследователей культуры и политиков может быть циничным. Финляндия и Эстония, однако, могут служить классическим примером того, какое большое значение для малого народа имеет осознание своих корней и своего прошлого.
В "финно-угорских" республиках и регионах Российской Федерации уничтожение в советские времена интеллигенции, деятелей науки и искусства, исповедовавших свою национальную культуру, оставило после себя на два поколения вакуум, который не удалось заполнить за десятилетие существования новой России. И хотя в стране созданы национальные культурные, экологические, женские, молодежные и пр. организации, их влияние в республиках, ведущих борьбу с экономическим кризисом, остается без политической поддержки федеральных властей слабым. Будущее, однако, может быть в руках свободных общественных организаций. Если в среде работающей в них национальной интеллигенции, не найдется веры и средств пробуждения интереса молодежи к творческой деятельности на собственном национальном языке, то тогда ситуация станет безнадежной. Позитивный процесс развития предполагает наличие демократического гражданского общества и выступающих в качестве его гаранта организаций, готовых принять на себя риск и ответственность в том числе и за других.
Проблемы сохранения и развития культурных и языковых традиций в диаспорах
Проблемы сохранения и развития культурно-языкового наследия диаспор Возникновение диаспор традиционно было принято объяснять насильственными действиями, а также миграцией с этнической родины. Однако в XX веке понятие диаспоры стало намного шире. В настоящее время привычно называть диаспорой почти любую этническую группу, проживающую за пределами соответствующего государства или государственного образования. Так, согласно этому широкому пониманию, диаспорами могут считаться и группы, которые, проживая с незапамятных времен на одном месте, все же оказались за рубежом “своего” государства вследствие возникновения границ. Как бы дела ни обстояли, жизнь маленькими вкраплениями в иноэтническом окружении означает, что диаспорные группы, как правило, подвергаются особому ассимиляционному давлению.
Положение диаспоры часто рассматривается в рамках сети отношений, определяемой самой диаспорой, ее этнической родиной и страной-хозяином (в России - субъектом Федерации) ее современного проживания. В российских условиях к данной схеме необходимо добавить еще и четвертую сторону - федеральную власть, также участвующую в диаспорной политике. Все это говорит о том, что решить важные для диаспоры вопросы можно только путем сотрудничества, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон.
Сегодня практически нет таких финно-угорских диаспор, которые были бы в состоянии развивать и, тем более, модернизировать свою культуру только на своей основе, в отрыве от национального ядра на этнической родине. Попытки справиться с этой задачей без сотрудничества с этнической родиной обречены на провал. Это еще раз подчеркивает необходимость того, чтобы диаспорные общины рассматривали свою культуру, язык и историю как неотъемлемые составные части общенационального историко-культурного комплекса. Ввиду всего этого особое значение для диаспоры, для развития ее культуры приобретает связь с этнической родиной. Такому общению надо всячески содействовать, используя при этом также имеющиеся возможности новых информационных технологий.
С той или иной интенсивностью диаспорные группы подвергаются повышенному риску деэтнизации и маргинализации. Но вместе с тем диаспорное положение следует также рассматривать и как ситуацию, способную привести к обогащению культур. В связи с этим в современной научной дискуссии подчеркивается, что многонациональная среда, если она толерантна, может дать мощные импульсы, которые раскрепостят творческий потенциал диаспоры.
3.3 Секция - экология и здравоохранение
Развитие регионов и здоровье коренного населения
Здоровье людей имеет основное значение для благосостояния населения и в более широком смысле для развития нации. Важными демографическими и социо-экономическими факторами, влияющими на состояние здоровья, являются возраст человека, его пол, уровень образования, уровень доходов и группа этнической принадлежности. Показателями здоровья при международных сравнениях являются ожидаемая средняя продолжительность жизни населения, смертность детей при родах и в грудном возрасте, а также показатели заболеваемости и смертности в отношении конкретных болезней.
Цель работы конгресса состояла в том, чтобы определить те научные исследования и проработки, которые проливают свет на развитие состояния здоровья родственных финнам народов по сравнению с остальным населением. Кроме этого целью является определение необходимости актуальных научных исследований, касающихся состояния здоровья.
3.4 Секция — медиа и информационные системы
Возможном СМИ и информатики в развитии финно-угорских языков и
культуры
В прошлом тысячелетии данные о самом существовании родственных уральских языков имелись в основном у ученых и в научных исследованиях. В наши дни как печатные, так и электронные средства массовой информации несут со своей стороны ответственность за популяризацию нашей уникальной языковой группы как в нашей среде, так и по отношению к остальному миру. Новая компьютерная техника третьего тысячелетия и ее бурное развитие вместе с электронной почтой и Интернетом открывает новые возможности в поддержании контактов среди почти 24-миллионной языковой группы, куда входят народы и раздробленные национальные образования, проживающие далеко друг от друга. Значительный прогресс уже произошел во внутреннем процессе информирования даже среди небольших групп населения. Коренной язык должен быть слышен в средствах массовой информации, а трудности с переводом преодолимы.
Однако, пока еще в Российской Федерации и в Венгрии отсутствует единый действенный центр в этой области. Выходящая в России обзорная телевизионная программа "Финно-угорский мир" является пока единственной регулярно выходящей программой для родственных народов, но Интернет дает возможность получить информацию о ней и другим. Общего печатного органа пока нет, хотя информационные издания и появляются в различных языковых регионах. Поэтому следует стремиться к регулярному обмену информацией в компьютерной сети, в журналистике, по радио и телевидению.
На многих взаимных встречах выдвигаются хорошие идеи, но их осуществление иногда не удается из-за отсутствия финансирования. Поиск финансирования - в том числе и в радиокомпаниях – одна из задач на конференции.
Мир осведомлен о финнах, эстонцах и венграх, относящихся к финно-угорским народам, довольно неплохо по той причине, что названные народы имеют свои самостоятельные республики и относятся к наиболее крупным народам финно-угорской группы. Зато о финно-угорских народах России большой мир осведомлен очень скудно: в основном знакомыми могут быть наименования народов, а также в какой-то мере может быть известно о статистических данных о численности населения, публикуемые каждые десять лет. Научно-исследовательские путешествия, предпринимаемые по инициативе Финно-угорского Общества с 1880-х годов в места проживания данных народов, позволили Финляндии заполучить обширный и бесценный материал, который в течение десятилетий после революции в России служил объектом научных исследований и источником информации.
Сведения о финно-угорских народах долгое время представляли лишь узкоспециализированную информацию. Начавшийся в конце 1980-х годов перелом в жизни России и Восточной Европы принес с собой совершенно новые возможности налаживания конкретных связей с финно-угорскими народами.
За пределами России распространением информации о финно-угорских народах занимаются в основном университеты, научно-исследовательские учреждения, посольства и работающие при них центры науки и культуры, а также отдельные общественные организации. Исследования публикуются как в научных изданиях, так и в виде популярных статей. Места проживания финно-угорских народов посещаются международными телевизионными и иными съемочными группами, кроме этого организуются культурно-языковые и естествоведческие поездки. Особенно активно развитием информационных связей с Европой и остальным миром занимается Эстония.
Благодаря международным музейно-библиотечным связям удалось выпустить, в частности, книгу, рассказывающую о коллекциях центральных музеев финно-угорских территорий России. Сейчас идет особый процесс включения библиотек в компьютерную сеть с целью внесения в нее национальных и региональных материалов, для того, чтобы ими могли пользоваться все заинтересованные лица.