Смекни!
smekni.com

Глобализация услуг: динамика, формы, специфика (стр. 3 из 8)

Рассмотренные процессы, безусловно, способствовали прорыву услуг на мировые рынки, но он не состоялся бы, не будучи подготовленным и обусловленным многосторонними преобразованиями в самой этой сфере. Глобализация опирается на продолжающийся во всех странах и практически во всех отраслях рост производства услуг, несмотря на достигнутые высокие уровни. Некоторое же замедление динамики ряда производств, вполне естественное при достигнутых масштабах, приводя к обострению проблемы реализации, усилению конкуренции, толкает производителей при прочих равных условиях на поиск и освоение новых рынков, в том числе зарубежных. Но намного большее значение для глобализации имеют технологические, структурные и качественные сдвиги в рассматриваемом секторе. На основе ИКТ и сдвигов в структуре потребностей за последние 2–2,5 десятилетия здесь произошла "тихая революция", радикально преобразившая его "облик". Если в прошлом понятие "услуги" во многом связывалось с розничной торговлей, рядом бытовых и рекреационных услуг, то в настоящее время на авангардные позиции вышла и прочно утвердилась целая группа наукоинтенсивных услуг. Это прежде всего широкий круг деловых услуг: компьютерные информационные, научные исследования и разработки, маркетинг, управленческий консалтинг различного профиля, инженерно-строительные, аудиторские, рекламные, по связям с общественностью, службы занятости и т.п. Во всех ведущих странах мира в короткие сроки сформировался крупный блок такого рода отраслей, работающих на потребности производства, с численностью занятых и в США, и в ЕЭС более 11 млн. человек.

Среди причин расширения комплекса деловых услуг важное место занимает практика так называемого аутсорсинга. Начиная с 80-х годов, в ходе развернувшейся в развитых странах реструктуризации промышленности крупные фирмы всех отраслей в целях повышения эффективности в массовом порядке освобождались от непрофильных видов деятельности, концентрируя ресурсы и усилия на основных функциях. В результате такого рода дезинтеграции на рынках услуг оперативно закрепилось в качестве самостоятельных хозяйственных субъектов большое число отпочковавшихся фирм, как правило, небольших по размеру. Благодаря узкой специализации, эффективной рыночной стратегии, высокому профессионализму работников многим из них удавалось перешагнуть национальные границы.

Деловые услуги в сочетании с высокотехнологичными отраслями промышленности образуют ныне динамичное ядро хозяйственной структуры развитых стран, во многом определяющее темпы и качественные параметры общественного развития. В США на долю услуг приходится примерно 1/3 всего комплекса отраслей высоких технологий. К деловым услугам примыкают услуги телекоммуникаций, финансовой сферы, страхования. В эту группу также входят поднявшиеся и в своем значении, и по технологическому уровню отрасли образования, здравоохранения, формирующие человеческий капитал, ключевой источник современного развития. Высокая динамика и расширение позиций этого "продвинутого" сектора услуг обусловлены резко возросшей их востребованностью во всех странах, секторах хозяйства, как главной движущей силы современного развития – экономического роста, социального прогресса, повышения качества жизни, а также ключевого фактора конкурентоспособности на микро- и макроуровне хозяйства.

Спрос на услуги более высокого порядка предъявляют практически все подразделения общественного хозяйства. Опережающими темпами растут затраты на услуги в составе потребительских расходов населения. В США, например, с 1959 по 2000 г. доля всех услуг в семейных бюджетах увеличилась с 40 до 58%, услуг здравоохранения – с 5,2 до 14,8 %, финансовых услуг и операций – с 2,9 до 7,7 %, рекреационных – с 2,0 до 3,9 %, образовательных – с 1,3 до 2,4 %[6].

Услуги становятся все более крупной статьей общих производственных издержек фирм: традиционные статьи затрат на материалы, сырье, связь и транспорт существенно отступают перед расходами на информационные, компьютерные и финансовые услуги, маркетинг, консалтинг различного профиля, рекламу, услуги по связям с общественностью и т.д. В целом ряде высокотехнологичных отраслей расходы на услуги выросли в самую крупную статью производственных издержек. На долю услуг в обшей сумме производственных затрат в обрабатывающей промышленности США в 1997 г. приходилось 30 %, строительстве – 41 %, торговле – 82 %, финансовом секторе – 85 %, а во всем оборотном общественном продукте – 50 %[7]. По имеющимся расчетам, прирост сферы услуг в развитых странах в 80-е годы на 60–80% определялся ростом производственных потребностей.

2. Динамика услуг

Динамика услуг связана и с расширением спроса со стороны государства. В результате реформ его хозяйственные функции и соответственно расходы все более нацеливаются на развитие социальной и производственной инфраструктуры, как главных сфер ответственности современного государства и условий эффективности национальной экономики. При этом абсолютное и относительное увеличение бюджетных затрат на образование, здравоохранение, культуру, транспортную и коммуникационную инфраструктуру, экологические программы диктуется не только требованиями закона возвышения потребностей и усложнением производства, но и рядом новых факторов, таких как переход к реализации концепции непрерывного образования, прогрессирующий процесс старения населения, повышение требований населения к качеству жизни и окружающей среды и т. д.

Для трансграничной экспансии услуг существенно важны также институциональные преобразования в рассматриваемом секторе, сводящиеся в значительной степени к усилению роли рыночных принципов и начал. Стремительное развитие блока деловых услуг преимущественно на рыночной основе, расширение частного предпринимательства в сферах здравоохранения, образования, культуры по мере повышения жизненного уровня населения и ряду других причин, реализация программ дерегулирования и приватизации в общественном секторе – все это раздвигало и раскрепощало хозяйственное пространство в сфере услуг, усиливало конкуренцию и рыночную экспансию, не признающую в принципе национальных границ.

Многоплановые преобразования в сфере услуг в развитых зарубежных странах в последние десятилетия 20 века имеют немаловажный концептуальный контекст. Ее развитие убедительно подтверждает обоснованность положений, выдвинутых в начале 70-х годов группой ученых ИМЭМО во главе с д.э.н. Е.А. Громовым и вызвавших острую научную дискуссию. Были подвергнуты критике господствовавшие в среде советских ученых-марксистов взгляды о непроизводительном характере труда в отраслях сферы услуг; ее "второсортности" и развитии за счет перераспределения доходов из материального производства; о неспособности капитализма развивать материально-вещное производство, тенденциях его паразитизма и загнивания, как главных причинах опережающего развития услуг и т. д. Экономические реалии последующих лет практически сняли вопрос о непроизводительном характере труда в услугах и их вспомогательной роли в общественном производстве: наука, образование и ряд других услуг выступают в качестве ключевых факторов современного экономического роста и социального прогресса. Полностью оправдались и выводы исследователей ИМЭМО об объективных корнях и закономерностях роста рассматриваемой сферы, о "невозможности движения современного хозяйства без хорошо развитых специальных отраслей труда, функцией которых является производство нематериальных форм богатства современного экономического роста и социального прогресса. Полностью оправдались и выводы исследователей ИМЭМО об объективных корнях и закономерностях роста рассматриваемой сферы, о "невозможности движения современного хозяйства без хорошо развитых специальных отраслей труда, функцией которых является производство нематериальных форм богатства и услуг", о взаимопроникновении материально-вещественных и нематериальных форм общественного производства. Тогда же была предложена научная классификация отраслей услуг, и сегодня не утратившая своей ценности

Действительность даже где-то превзошла ожидания авторов этой концепции: три десятилетия назад трудно было представить себе столь высокий динамизм перерастания индустриальной экономики в постиндустриальную особенно в результате и после экономического кризиса 70–80-х годов. Последняя четверть прошлого века отмечена огромным расширением спектра услуг населению и особенно производству, стремительным технологическим прогрессом и распространением технологий, опирающихся на комбинирование вещных и невещных элементов производства в единых процессах, а также масштабной интеграцией многих услуг в систему мирохозяйственных связей. Услуги и нематериальные формы общественного богатства вносят ныне решающий вклад в повышение национальной конкурентоспособности.

Сложная система внутренних преобразований в рассматриваемой сфере стимулировала, таким образом, как общественный спрос на услуги, так и возможности его удовлетворения, все более перераставшие национальные границы. В результате не только увеличивались объемы и усложнялась структура внешней торговли, но менялся и сам ее характер. Если раньше потоки услуг преимущественно опосредовали реализацию товарной массы, то ныне, не утратив этой функции, услуги все более выступают в самостоятельной роли, в качестве объектов международной торговли. В мировой оборот включаются, таким образом, растущие объемы нематериальной продукции, существенно дополняющие товарные потоки и взаимодействующие с ними.