Смекни!
smekni.com

Глобализация услуг: динамика, формы, специфика (стр. 5 из 8)

Регулятивный ландшафт глобального рынка услуг вообще отличается сравнительной сложностью вследствие более высокой степени государственного участия или регулирования в инфраструктурных отраслях, наличия множества частных, государственных и некоммерческих поставщиков услуг, их разного рода партнерств, часто встречающихся монопольных ситуаций, односторонних мер либерализации ряда государственных монополий, например, в области коммуникаций. Показательна в этом отношении ситуация в ЕЭС, где на общем рынке услуг возведено множество перегородок, и в отличие от товарных рынков он очень далек от полной либерализации. Общеевропейские правила и стандарты, хотя постепенно и вводятся в действие, выполняются, по свидетельству экспертов, далеко не всегда и не всеми участниками рынка. Соответственно участникам ГАТС предстоит решать труднейшие задачи по выработке и реализации общих правил игры на столь разнородных рынках и их либерализации. Не случайно снижение барьеров в торговле услугами отнесено к приоритетным целям ВТО.

С возрастанием численности агентов рынка и масштабов операций усиливается конкуренция, но по ее интенсивности рассматриваемый сектор заметно уступает товарным рынкам вследствие, как уже отмечалось, традиционно более жестких регулятивных ограничений на национальном уровне и сравнительно более высоких барьеров на пути иностранного капитала. В отличие от рынков товаров на рынках услуг особенно развиты неценовые формы конкуренции, и решающее значение в реализации многих услуг имеют преимущества по качеству и научно-техническому уровню. Здесь сильно влияние таких характеристик, как степень дифференциации услуг и комбинирование нескольких их видов в едином «пакете», индивидуализация и комфортные условия сервиса, возможность для потребителя выбора и услуги, и производителя, предоставление услуг в одном месте, в удобное для потребителя время и т.д.

Более сильные акценты на рынках услуг на неценовые формы конкуренции отнюдь не умаляют роль ценовых ориентиров: высокотрудоемкий характер большинства услуг и долговременная тенденция к их удорожанию вследст-вии: непрерывного повышения стоимости и цены рабочей силы заставляют торговых контрагентов постоянно учитывать стоимостные параметры продукта. Пропорции ценовой и неценовой конкуренции не фиксированы, в крайне изменчивой рыночной среде они непрерывно варьируют в широком диапазоне и на отдельных ее сегментах, и во времени, заставляя производителей постоянно искать оптимальные в каждый данный момент сочетания цен, качества и других параметров. Все более тесное переплетение новых торговых подходов и механизмов с традиционными поднимает конкурентную борьбу на рынках услуг на более высокую ступень, усложняет формы и инструментарий. Одновременно еще более возрастает вообще свойственная многим услугам неустойчивость конкурентных позиций производителей: более свободный доступ на рынки новых фирм означает для других повышение рисков быть вытесненными с занимаемых позиций.

Своеобразна рыночная структура в услугах. Глобализация здесь, как и на рынках товаров, проявляется в массированной рыночной экспансии транснациональных корпораций. Показательно в этом отношении изменение состава крупнейших ТНК мира, в начало списка которых решительно продвигаются ТНК отраслей услуг, оттесняя и выталкивая бывших лидеров – промышленных гигантов. Общая диспозиция ТНК меняется в пользу услуг очень быстро: в составе первой двадцатки ныне представлены компьютерные и телекоммуникационные компании, а также коммерческие банки, вслед за ними фигурируют крупные фирмы розничной торговли, туризма, гостиничного сектора, аудиторско-консультационного бизнеса, рекламы. Во всем мире ныне хорошо известны фирменные знаки не только "Майкрософт", "Интел", "ИБМ", "Бритиш телеком" и других, но и "Мак Дональде", "Хилтон", "Мэриотт", "Вэл Марте", "Каррефур", "Метро АГ", "Большой пятерки" аудиторско-консалтинговых фирм и др.

Специфика спроса и производства определяет сохранение в то же время на рынках услуг значительного слоя мелкого предпринимательства, причем характерно, что новые технологии во многих случаях усиливают его жизнеспособность, повышают устойчивость. Эта зависимость особенно рельефно выражена в деловых и профессиональных услугах, где позиции мелкого предпринимательства особенно сильны. Примечательно, что информационные технологии во многом способствуют оживлению мельчайших форм предпринимательства, часто представленных специалистами, работающими без наемных работников и даже в домашних условиях. В США за последние 20 лет общее число "работающих на себя" ("self-employed") во всех отраслях увеличилось на 17 %, а занятых индивидуальным трудом в финансовых и других услугах – в 1,5 раза[10]. Устойчивости мелкого бизнеса благоприятствует создание целой отрасли венчурного капитала, а также организация государством сети консультационных служб различного профиля, предназначенных облегчить вхождение на рынок, рыночную адаптацию мелких фирм, решение множества проблем по организации дела, финансированию и ряда других. Масштабы мелкого бизнеса на глобальном рынке услуг растут и за счет аутсорсинга. Общая тенденция к деконцентрации захватила и ТНК: их вспомогательные подразделения также "отпочковываются" от родительской компании и действуют как самостоятельные специализированные, обычно мелкие фирмы.

Позиции мелкого предпринимательства на рынках услуг сильно укрепляются с появлением Интернета. Большинство (75–80%) сайтов в электронной торговле в первые годы было создано мелкими предпринимателями: доступ во Всемирную сеть свободный, а образовать бизнес в виртуальном пространстве намного дешевле, чем в реальной экономике. В Интернете мелкий бизнес пользуется многими преимуществами крупного, в иных условиях для него недоступными: к его услугам тот же круг информации, упрощенная процедура выхода на внешний рынок, электронная система обмена информацией и т. д.

Присутствие на глобальных рынках услуг довольно значительной прослойки среднего и мелкого бизнеса противодействует тенденции к их монополизации в ходе очередных мощных волн слияний и поглощений ТНК. Глобальная рыночная среда становится тем самым более конкурентной, а действующие в ее рамках структуры – более гибкими, мобильными, восприимчивыми к инновациям и воздействиям со стороны спроса. И в перспективе, по всей вероятности, можно ожидать сохранения определенного баланса этих главных составляющих рыночной структуры с небольшими колебаниями в зависимости от преобладания технологий того или иного типа и других факторов. Технологии, которым свойственна экономия на масштабах, будут стимулировать укрупнение структур, а технологии, приводящие к экономии на разнообразии, наряду с растущим неприятием потребителями единообразных стандартных услуг и с тенденцией индивидуализации спроса будут в большей степени благоприятствовать деятельности мелких форм производства, поддерживая их на плаву.

Сохранению этого баланса способствует в настоящее время и, по-видимому, будет содействовать и в перспективе распространение на мировых рынках услуг отработанных в национальном формате эффективных моделей сотрудничества крупных и мелких фирм. Так, ТНК сферы услуг успешно осваивают рынки других стран, используя контрактные отношения типа "франчайз": привлекают местных мелких собственников к работе под их "зонтиком", с их торговым знаком и по фирменной бизнес-модели. Стратегические партнерства такого рода сыграли и играют решающую роль в экспансии на мировых рынках таких компаний, как "Мак Дональде", "Пицца хат", "Хилтон", сетевых объединений розничной торговли, кинопроката, бензоколонок и многих других. Другая сторона этого процесса – повышение устойчивости мелких форм предпринимательства, ускорение их интеграции в мировой рынок.