Смекни!
smekni.com

Глобализация услуг: динамика, формы, специфика (стр. 1 из 8)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

Экономический факультет

Курсовая работа

Глобализация услуг: динамика, формы, специфика

Исполнитель:

Студентка группы К-52

Левашова Т.Е.

Гомель 2007


Содержание

Введение

1. Сфера услуг: структура производства и внешняя торговля

2. Динамика услуг

Заключение

Литература


Введение

В популярной, а в последние годы и модной тематике глобализации, отличающейся широким разбросом подходов и проблем, сфера услуг относится к разряду сравнительно малоизученных. И хотя внешние рынки ряда услуг, например, туризма, финансовых услуг, в последнее время – образования, привлекают пристальное внимание исследователей, систематические труды, обобщающие ситуацию по всей сфере, по целому ряду причин встречаются крайне редко. Одна из причин состоит в том, что крупномасштабная международная интеграция на рассматриваемых рынках стала особенно четко проявляться только в последние 20-25 лет, а потому изучение глобализации традиционно фокусировалось на внешнеэкономических отношениях по поводу товаров, вещной продукции. Торговые переговоры и разногласия также в основном касались барьеров на пути внешнеэкономических операций с промышленными и сельскохозяйственными товарами.

Немаловажное значение имеет и структурная специфика самой сферы услуг. Не являясь внутренне интегрированным хозяйственным комплексом, она не противостоит другим сферам хозяйства как нечто целое и представлена широким разнообразием отраслей. В классификации ВТО выделяются, например, почти 160 видов услуг и объединяются такие функционально разнородные, как образование и туризм, операции с ценными бумагами и космические запуски и т.д. При таком сложном калейдоскопе любые обобщения, касающиеся процессов и явлений в рассматриваемой сфере, во многом условны и на каждый общий вывод всегда находятся довольно убедительные исключения. Таково положение и с оценками глобализации услуг. Слабая до последнего времени вовлеченность большинства услуг в этот процесс не оспаривается. Но столь же очевидно, что такие услуги, как транспорт со времен кругосветных путешествий Магеллана, а позднее связь и финансовые операции образуют несущий каркас, инфраструктуру общего процесса глобализации, и каждый технический переворот в этих отраслях порождал, как правило, очередной прорыв в развитии международных хозяйственных связей. Зависимость глобализации от уровня развития ряда услуг отчетливо выражена и в современный период, когда скоростной железнодорожный транспорт, прогресс в авиации, революционные сдвиги в телекоммуникациях существенно ускоряют динамику одних глобальных рынков и становление других.


1. Сфера услуг: структура производства и внешняя торговля

Причины длительного игнорирования услуг в контексте изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических операций. Крайней неопределенностью отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе этим термином обозначают хозяйственную деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают по месту и времени с производством и не могут накапливаться и храниться. То есть к "услугам" практически относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие вещную форму. Любопытно в этой связи весьма образное определение, данное журналом "Экономист" и протиражированное во многих изданиях:

"Услуги – это все то, чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу»[1]. Но и при таком максимально расширенном и упрощенном подходе целый ряд услуг не удовлетворяет указанным критериям: услугам образования, здравоохранения, культуры имманентно присуще свойство накапливаться и храниться в характеристиках их потребителей.

Решения давно назревшей проблемы научного определения и классификации услуг требуют и глубокие преобразования в составе общественного продукта, его постоянное обновление и структурное и технологическое усложнение. Особенно важно учитывать специфику эволюции общественного производства в последние 3–4 десятилетия. Она выражается не только и не столько в нарастании объемов вещной продукции и услуг и углублении межотраслевых связей между производящими их отраслями, сколько во взаимопроникновении, интеграции этих компонентов общественного продукта в единых процессах. Во многих видах деятельности, особенно в новых технологиях, вещный продукт и услуга вообще практически неразделимы.[2] Эта новая ситуация не получает, однако, адекватного отражения в действующих системах отраслевой классификации, финансовой отчетности и статистики зарубежных стран, хотя некоторые конкретные шаги в этом направлении уже предпринимаются. В США, например, скорректированы показатели валовых капиталовложений в системе национальных счетов: в затраты на компьютерную и информационную технику включены расходы на программное обеспечение.[3] Известно и изменение отраслевой классификации в североамериканских странах: кроме материальной сферы и сектора услуг в ней выделена группа промежуточных отраслей, где услуги и вещный продукт внутренне глубоко интегрированы. Это компьютерные услуги, полиграфия и издательское дело, медиа-бизнес.

В докладе, тем не менее, сделана попытка проанализировать основные черты вовлечения в систему мирохозяйственных связей всей совокупности отраслей услуг. В центре исследования – экономическая проблематика, в том числе преобразования в самой сфере услуг, служащие сильными стимуляторами глобализации, поскольку снимают или ослабляют действие традиционно высоких барьеров на пути в мировую экономику многих отраслей рассматриваемого сектора.

Интеграция большинства услуг в систему международных связей является одной из отличительных характеристик постиндустриальной экономики, устраняющей в той или иной степени явное несоответствие между преобладанием услуг в общей структуре производства многих стран и их более, чем скромным местом во внешнеэкономической сфере. Действительно, если доля услуг в мировом ВВП и численности занятых в конце 20 века составляла более 1/2, а в ведущих странах достигала 2/3–3/4, то во внешнеторговом обороте этот показатель приближался к 20 % или немного превышал эту величину и был несколько более высоким в прямых иностранных инвестициях, (см. табл. 1) Главная причина этого противоречия – высокие трансграничные барьеры на пути многих услуг, обусловленные такими их родовыми характеристиками, как совпадение производства и потребления во времени и пространстве, возможность накопления, хранения и транспортировки, неосязаемый, нематериальный характер. Соответственно производство многих услуг было локализовано, а его продукт нетранспортабелен.

В последней четверти прошлого и начале нового века это положение кардинально меняется. Под воздействием целого ряда факторов услуги отрываются от национальной почвы, активно встраиваются в мировое хозяйственное пространство. Сильнейшим стимулом изменений служит взятый во многих странах курс на либерализацию рынков, в наибольшей степени коснувшийся отраслей услуг. Политика дерегулирования и приватизации на транспорте, в отрасли телекоммуникаций, финансовой сфере, розничной торговле и т.д. вела к раскрепощению хозяйственной среды: был значительно облегчен доступ на рынки новых производителей, в том числе и зарубежных, менялась система ценообразования, в ранее высоко монополизированных отраслях зарождалась или усиливалась конкуренция с соответствующим воздействием на рыночное поведение производителей, уровни издержек и цен. Снимались традиционно довольно жесткие ресурсные ограничения, связанные с преимущественной в ряде отраслей опорой на бюджетное финансирование; возрастал приток частных инвестиций и инноваций; обновлялся и расширялся набор услуг. Либерализация дала мощный импульс развитию мобильных средств связи, прогрессу на авиатранспорте – увеличению числа компаний и сети маршрутов, значительному падению цен на авиаперевозки и т.д. Только за первые три года после демонополизации телекоммуникаций цены на эти услуги в США снизились на 12 %, Австралии – на 15 %, Японии – на 30 %, в Англии – на 42 %.

Содействие экспансии услуг на мировых рынках было важным направлением стратегии международных страновых и отраслевых организаций и объединений (ОЭСР, ЕЭС, НАФТА и многих других) по либерализации системы внешнеэкономических отношений. Первостепенное значение имела политика либерализации, проводимая в рамках ВТО с постоянным усилением акцентов на услуги, особенно после принятия в 1995 г. Общего соглашения по торговле услугами (ГАТС). Так, в 1997 г. по соглашению между 38 странами, на долю которых приходится 93 % торговли информационной продукцией, были отменены пошлины на компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, полупроводниковую технику. В том же году 69 стран предоставили инофирмам возможность поставлять услуги телекоммуникаций на своей территории. Эта мера, по имеющимся оценкам, открыла для конкуренции и инноваций до 95 % общего рынка телекоммуникаций4 Открытие рынков и возросшая конкуренция толкали производителей услуг на поиск и освоение новых сфер реализации, в том числе зарубежных, а снижение издержек и цен облегчало рыночную экспансию.

В последние 2–3 десятилетия непрерывно нарастало воздействие на отрасли услуг и их интеграцию в мировой рынок научно-технической революции и в первую очередь мощного рывка в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Примечательно, что эти универсальные технологии трансформационного характера возникли в отраслях услуг, выражаются и распространяются преимущественно в форме услуги и сильнее всего преобразуют производство услуг, в первую очередь услуг с высоким информационным содержанием. С позиций глобализации услуг особенно важен такой результат ИКТ, как делокализация их производства, возможность накопления и хранения. Новые технологи позволяют передавать многие их виды, в любое время и на любое расстояние, а также накапливать и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. Снимая традиционные ограничения, новые технологии придают многим услугам способность быть объектами торговли ("tradeability"). На этой основе идут революционные по своей сути преобразования, открывающие мировое хозяйственное пространство для услуг телекоммуникаций, финансовой сферы, компьютерных, страховых, широкого спектра деловых и профессиональных услуг. Серьезно меняется содержание операций и во многих традиционных отраслях – на транспорте, в торговле, рекреационной сфере.