Смекни!
smekni.com

Европейский союз (стр. 3 из 4)

Европейский Союз и Россия

Один из важнейших вопросов европейской внешней по­литики — это вопрос о том, что Европейский союз и Российская Федерация вправе ожи-дать друг от друга и как можно развивать стратегическое партнерство, кото-рое представляет интерес для обеих сторон.

Не удивительно, что многим в России и других странах трудно понять, что такое Европейский союз и каким он хочет быть. В конце концов, ЕС — это сложный и уникальный "зверь", и его природа меняется. У Европейского союза нет характеристик, средств или устремлений, присущих националь-ному государству. Нельзя рассматривать отно­шения ЕС с Россией с точки зрения борьбы за политическое или идеологическое влияние. ЕС не являет-ся агрессивным образова­нием. Он не нуждается в геополитических "зонах влияния".В действительности он являет собой результат общего видения и общей воли, выраженных в ряде четких правил, изложенных в междуна-родных договорах. За этими правилами, однако, лежат основополагающие принципы, которых придерживаются все страны-члены. Договоры предпо-лагают открытое общество, осно­ванное на демократическом контроле и ба-лансе и рыночной эко­номике. Таким образом, закон поощряет свободный потребитель­ский выбор и содействует инновациям. Правопорядок, свобода прессы, уважение человеческих свобод и институты, способные терпеливо примирять имеющиеся мнения, — вот основа не толь­ко успеха Союза как такового, но и стиля жизни, который мы стремимся создать. Это и есть ключ относительного про­цветания ЕС.

Не удивительно, что Евросоюз хотел бы спроецировать те же прин­ципы и ценности за своими пределами. Они изложены в международных согла-шениях, включая Соглашение о партнер­стве и сотрудничестве с Россией. Безусловно, они поднимают ряд серьезных вопросов. Правильно ли, что ЕС настаивает на пози­ции, что это универсальные ценности и что у нас могут быть при­вилегированные отношения с теми, кто разделяет их? Не слиш­ком ли требователен ЕС к своим партнерам, включая и Россию? Не должен ли он признать, что необходимо проявить больше понимания к российскому правительству в то время, когда оно решает громадную задачу сделать Россию более управляемой, создать новый политический и экономический порядок и по­вернуть вспять беспрецедентное падение жизненного уровня? А если так, что спорить об абстрактных принципах? Может быть, невозможно совместить несовместимое и подружить кита со слоном?

Очевидно, что у граждан ЕС много аналогичных желаний и опасений. В наших общих интересах, чтобы Россия быстро прошла переходный период и стала близким и надежным партне­ром в международных делах. Евросоюз хочет построить партнерство, в котором сможет развивать и углублять общие интересы и находить пути решения тех вопросов, по которым нет согласия.

ЕС уже явля­ется серьезным торговым партнером, и европейские компа­нии заинтересованы инвестировать в Россию при условии на­личия надлежащей правовой базы. ЕС и Россия являются, по сути дела, двумя крупными игроками на нашем континенте, И ЕС предлагает работать вместе над всеми важными вопросами, ка­сающимися Европы, начиная с реконструкции на Балканах и за-канчивая разработкой новых концепций сотрудничества в об­ласти безопасности.

ЕС достижения России за десять лет с момента соз­дания современного государства, отчетливо понимает мас­штаб социальных, политических и экономических перемен в России. Поэтому ЕС всегда был готов работать со всеми составами рос­сийского правительства; поэтому с 1991 года ЕС безвоз-мездно предоставил более 2 млрд. евро в форме технического содейст­вия через программу ТАСИС и на поддержку ядерной безопасности. Более того, важность и масштаб повестки дня на­шего сотрудничества отражены в нашем двусто-роннем Согла­шении о партнерстве и сотрудничестве и в многосторонних ини-циативах, таких, как "Северное измерение", направленное на координацию политики Евросоюза и ресурсов для решения некото­рых важных проблем, стоя-щих перед странами Балтийского моря и Северной Европы.

Нужно исходить из того, что, если Россия и ЕС объединят свои силы для решения задач нового столетия, они смогут добиться громадных изменений. А это в основном новые задачи. За исклю­чением экономических отношений, десять лет назад ни одна из этих задач никогда реально не была предметом наших дискуссий. Среди многих вопросов, обсуждаемых с российскими партнерами, можно выделить четыре ключевые области, являющиеся основополагающими для общего будущего.

На ЕС приходится около 40 процентов всего экспор­та России, он является крупнейшим рынком России частично потому, что ни один другой крупный ры-нок не предлагает лучшего доступа для российского экспорта. В результате в 1999 году Россия имела положительный торговый баланс не ме­нее 11 млрд. евро, и подсчеты говорят, что в прошлом году эта цифра увеличилась до 25 млрд. евро. Россия является для рынка ЕС основным поставщиком энергии, осо-бенно природно­го газа. Несмотря на некоторые торговые споры, за последние 10 лет наши коммерческие отношения значительно укрепились. Они, безус­ловно, будут развиваться и дальше, если Россия будет предпри­нимать шаги для вступ-ления во Всемирную торговую организацию. Процесс вступления подра­зумевает как принятие ясных основных правил — прозрачности и правовой определенности, так и классический доступ к рынку; а это как раз то, что нужно для стимулирования и расширения торговли.

В то же время отношения ЕС и России будут еще сильнее зависеть от инвестиций. Большой ошибкой в понимании механизма действия рыночной экономики было бы считать, что государственная власть может указывать западным инвесторам. Они действуют исключительно исходя из своих собственных интересов и интере­сов своих акционеров. Единственное, что можно сделать, так это ра­ботать, чтобы помочь правительствам создать нужные условия для привлечения инвестиций и, когда они появятся, ука-зать на­шим инвесторам на достигнутый прогресс и потенциальные пре­иму-щества, имеющиеся для них.

Инвесторы — среди наиболее важных импортеров технологий и навы-ков управления, которые нужны России. Более того, если Россия хочет построить стабильную и осуществимую систему для деловой активности и применять принципы национального ре­жима, содержащиеся в Соглашении ЕС о партнерстве и со­трудничестве, а именно чтобы к инвесторам на рынке было такое же отношение, как и к любой другой российской компании, тогда инвесторы ЕС займут свое место среди наиболее серьезных рабо­тодателей, налогоплательщиков и экспортеров России. Недавние успехи в стабилизации экономики и реформировании налоговой и таможенной систем идут, безусловно, в нужном на­правлении. Успех экономической программы правительства будет зависеть от дальнейших шагов в судебной и административной реформе. Нужно верить, что правопорядок и экономи-ческое развитие идут рука об руку. А в инвестиционной политике это спра-ведливо как нигде. Говоря просто, если инвестор не может защитить свои договорные права и права по соглашению, он не придет в Россию. Если он не может положиться на закон, чтобы защитить себя, свою семью и своих рабочих, то он повезет свои деньги и ноу-хау куда-нибудь еще. И будет очень жаль, если так произойдет.

Россия явно нуждается в инвестициях в энергетический сек­тор, где сконцентрирована большая часть ее экспорта в ЕС, но в равной мере это важно и для других секторов, чтобы она могла расширить свою экспортную базу.Действительно, только нефть и газ составили 45 процентов экспорта России в ЕС в 1999 году, а в 2000 — возможно, и значи­тельно больше. Нефть и газ, продаваемые Россией Европейскому союзу, могут составить 20 % все-го экспорта России всему миру. Более того, зависимость ЕС от импорта угле-водород­ного сырья, судя по всему, возрастет. Таким образом, как об­суждалось на нашем саммите в октябре прошлого года в Париже, диалог в области энергетики будет ключевым элементом в экономических отношениях с Россией на долгое время. Это не только тор­говый вопрос. Это по большей части, если не более, инвестицион­ный вопрос, и здесь примени-мы те же доводы: как Россия может быть надежным энергетическим постав-щиком для ЕС на дли­тельное время без технологий и капитала для гарантированного увеличения добычи? И как это может быть гарантиро-вано без правильного правового климата? Это первая задача, которую надо решить.

Во-вторых, такие вопросы, как здоровье человека и окру­жающая среда, затрагивают всех. Россия столкнулась с та­кими новыми и тревожными проб-лемами, как распространение ВИЧ. В то же время неблагоприятные пос-ледствия прежней со­ветской политики являются предметом всеобщей озабо-ченно­сти. Промышленное загрязнение повлияло на здоровье части российс-кого населения. Утечки нефти и газа привели к пораже­нию целых регионов. Имеется широкий круг вопросов по ядерной безопасности, которыми необхо-димо заниматься. Но нет ничего более насущного, чем ядерная безопасность и подводные лодки. В морях и на побережье Кольского полуострова находит-ся около 300 ядерных реакторов — примерно 20 % имею­щихся в мире — и тысячи элементов отработанного ядерного то­плива. Отсутствие соответст-вующего хранения или установок по утилизации отработанного топлива и радиоактивных отходов реакторов ядерных лодок — это дамоклов меч, висящий над на­шим будущим.

Поэтому ЕС так заин­тересован в скорейшем прогрессе международных усилий в ре­шении этого вопроса. Многосторонняя экологическая программа сотрудничества в области утилизации отходов ядерной энерге­тики в Рос-сийской Федерации была создана, чтобы объединить усилия России и между-народного сообщества в решении вопроса относительно этого печального наследства; продолжаются пе­реговоры с Россией по правовой базе. Необходимо мобилизо­вать ядерную промышленность ЕС для выполнения работы по очистке этого радиоактивного материала, и они будут участвовать в этом, только если будут соответственно защищены их инте­ресы. Да, сущест-вуют проблемы суверенитета, а также финансо­вые и юридические вопросы. Но нужно двигаться вперед и делать это быстро. Нет сомнений,, что ядерная безопасность останется ключевым элементом взаимоотношений ЕС и России.