Поддерживаются тесные связи с Оманом, подтверждением чему стал визит султана Кабуса в АРЕ 4-9 февраля 1999 г., выявивший совпадение позиций двух стран по необходимости снятия санкций с Ирака, прежде всего отмены экономического эмбарго. В 1998 г. на заседании Совместного комитета стороны подписали соглашения по поощрению и защите инвестиций и укреплению эконом- и техсотрудничества. Подписано соглашение о сотрудничестве в области научных исследований и технологий с Бахрейном, предпринимающим активные шаги по увеличению объема торгового обмена с АРЕ: принято решение об открытии египетского торгпредства в Манаме, есть договоренность по организации обмена выставками промпродукции.
Арабский общий рынок. Идея создания АОР была впервые сформулирована в августе 1964 г., однако из-за крайне нестабильной военно-политической ситуации в регионе и крупномасштабных военных конфликтов на Бл. Востоке в 1967 г. и 1973 г. ее осуществление было отложено до лучших времен[9].
В июне 1996 г. участники Каирского саммита приняли принципиальное решение о формировании арабской зоны свободной торговли (АЗСТ).
1 января 1998 г. было объявлено о начале поэтапного осуществления плана создания АЗСТ, рассчитанного на 10 лет. В 2007 г. в результате ежегодного снижения таможенных сборов на 10% намечается выйти на режим беспошлинной торговли между участниками действующего соглашения о поощрении и развитии взаимного товарооборота, в число которых на тот момент входили 18 арабских государств (о намерении в самое ближайшее время подключиться к соглашению заявили также Алжир, Джибути, Коморские о-ва и Мавритания). Будут созданы базовые предпосылки для углубления экономической интеграции арабских государств, конечной целью которой, как отмечено в решениях Каирского саммита, должно стать образование АОР.
Устранение таможенных барьеров должно способствовать ускоренному росту межарабской торговли, объемы которой составляют 38,5 млрд. долл. в год, при том, что суммарный внешнеторговый оборот арабских государств превышает 306 млрд.долл. Следующим шагом в направлении формирования АОР должна стать унификация действующих в отдельно взятых странах систем мер и стандартов, что в свою очередь позволит приблизиться к запуску экономической кооперации на двусторонней и многосторонней основе.
Возвращение в Африку. 30 июня 1998 г. состоялось официальное вступление АРЕ в экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки (KOMECA). На III очередном саммите организации в Киншассе соответствующие документы подписал министр иностранных дел А.Муса, тем самым Египет присоединился к этому крупнейшему экономическому объединению 20 африканских стран, где проживает 370 млн.человек.
АРЕ подала заявку на вступление в КОМЕСА, преемницу экономической группировки государств, применяющих на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования в торговле, еще в 1993 г. Однако из-за жесткого противодействия некоторых стран, в первую очередь Судана, в основе которого лежали мотивы политического характера, членство Египта в КОМЕСА было отложено на 5 лет.
По мере изменения региональной ситуации в пользу Египта и после однозначного согласия всех государств-членов КОМЕСА, АРЕ добилась статуса полноправного, 21-го, участника этого самого крупного экономического союза на африканском континенте.
Египтяне стремятся к запуску общеафриканских проектов в металлургической и пищевой промышленности, призывают партнеров по КОМЕСА к проведению совместных изысканий в области геологии. При этом со стороны АРЕ выражается готовность оказывать техпомощь (современное оборудование, интеллектуальная поддержка), обеспечивать подготовку кадров, организовывать конференции и выставки. Египет нацелен решать проблемы морских и воздушных перевозок в рамках КОМЕСА, планируя довести в течение ближайших двух лет число воздушных линий, соединяющих АРЕ с африканскими партнерами, до 12 (действуют 6 линий: Эритрея, Эфиопия, Кения, Танзания, Уганда, Судан). Предстоит также решить проблему свободного доступа на рынки КОМЕСА египетских экспортных товаров, чему пока препятствует отсутствие механизма страхования грузов от рисков некоммерческого характера (войны, госперевороты и т.д.).
Одновременно МИД, минторговли и промышленности АРЕ занимаются изучением переданных секретариатом КОМЕСА требований по стандартам, соблюдение которых необходимо при производстве продукции, предназначенной для экспорта в страны-члены этой экономической группы (египтян в данном контексте не устраивает требование обязательного использования не менее 35% местных компонентов в товарах «комесовской ориентации»).
24-25 мая 1999 г. Египет впервые после вступления в КОМЕСА принял участие в саммите данной организации (египетскую делегацию возглавлял министр иностранных дел А.Муса), прошедшем в Кении. На саммите были утверждены предложения АРЕ о проведении ежегодной встречи на уровне министров иностранных дел, переносе в Каир суда данной организации, создании инвестиционного агентства стран-членов КОМЕСА. Позитивно встречена участниками и инициатива египтян созвать пятый саммит организации в Каире в 2001 г.[10]
Средиземноморье. ЕС в своей политике в отношении южного и восточного Средиземноморья руководствуется растущей взаимосвязью Европы со странами данного региона. Учитывается влияние складывающейся в них внутренней обстановки не только на экономические интересы ЕС, но и на безопасность на европейском континенте, на формирование оборонной политики Европы и усилия европейцев по контролю за демографической ситуацией.
Отсутствие четкой политики по поддержке экономического развития стран южного и восточного Средиземноморья приведет к тому, что разрыв в их доходах, по сравнению с государствами Европы в 1998 г. составлявший 1 к 12, к 2010 г. возрастет до 1 к 20. Подобное соотношение неизбежно вызовет рост иммиграционных потоков в страны Европы и обострение здесь социально-экономической, демографической и криминогенной обстановки. При этом общая численность населения стран южного и восточного Средиземноморья в 2010 г. будет насчитывать более 300 млн.человек (в 1995 г. — 220 млн.человек). ЕС исходит также из того, что эти страны обеспечивают 20% энергетических потребностей, поставляют в Европу половину своей экспортируемой продукции (в случае североафриканских государств — 2/3) и закупают у него половину своего импорта.
Идея евросредиземноморского партнерства, которая впервые была высказана на встрече глав государств и правительств стран ЕС в Лиссабоне в 1992 г., получила свое развитие на встречах в Корфу в июне 1994 г. и в Эссене в декабре того же года. В июне 1995 г. в Каннах были одобрены предложения Европейской Комиссии по созданию механизма партнерства между странами Европы и Средиземноморья. В итоге в ноябре 1995 г. участники Барселонской конференции — министры иностранных дел 15 государств ЕС и 12 стран Средиземноморья, а также представители Совета ЕС и Европейской Комиссии — одобрили декларацию, определившую направления этого партнерства, и утвердили Рабочую программу реализации евро-средиземноморского сотрудничества.
Избраны два взаимодополняющих друг друга подхода: на двустороннем уровне — соглашения о партнерстве между ЕС и каждой из средиземноморских стран; на региональном уровне — постоянный многосторонний диалог в области политики, безопасности, экономики и культуры, включая обсуждение совместных проектов, путем укрепления взаимодействия между представителями частного сектора и правительственными структурами стран-участниц.
Механизм многостороннего взаимодействия включает в себя проведение каждые 3 месяца заседаний Евросредиземноморского Комитета по Барселонскому процессу, состоящего из «тройки» Евросоюза и каждой из стран Средиземноморья, для определения дальнейших действий по реализации Рабочей программы. Европейская Комиссия осуществляет контроль за всей работой по региональному сотрудничеству.
Одним из достижений евро-средиземноморского партнерства является создание механизма осуществления постоянного регионального диалога по вопросам политики и безопасности. Так, на встрече министров иностранных дел в Палермо в июне 1998 г. в рамках обсуждения вопросов мира и стабильности в регионе были рассмотрены проблемы терроризма и ближневосточного урегулирования. Участники форума выразили общую заинтересованность в активизации совместных мер по борьбе с терроризмом, в том числе одобрили решение обсудить эту проблему в ближайшее время на высоком государственном уровне с участием экспертов.
ЕС заключил двусторонние соглашения о партнерстве с пятью средиземноморскими странами — Марокко, Тунисом, Израилем, Иорданией и ПНА. В процессе обсуждения находятся проекты аналогичных соглашений с Египтом, Ливаном, Сирией и Алжиром.
Отношения между Египтом и ЕС строятся на основе Соглашения о сотрудничестве января 1977 г., вступившего в силу в ноябре 1978 г. Четыре протокола к данному Соглашению предусматривают оказание Египту финансовой помощи в реализации программ в экономической, социальной и сельскохозяйственных областях на общую сумму 425 млн.экю. Перечислено около половины предусмотренных средств.
Крупнейшими из имеющихся в протоколах проектов являются: строительство системы по очистке воды в Хелуане (35 млн.экю); кредитная линия на развитие сельского хозяйства (45 млн.экю) — выполнена; программа по развитию продовольственного сектора (55 млн.экю) — выполнена; создание новой сельскохозяйственной зоны Бустан в районе Западной дельты (15 млн.экю); программа приватизации предприятий (43 млн.экю); реформирование банковского сектора (11,7 млн.экю); развитие ветеринарной службы (20 млн.экю): программа по развитию частного сектора (25 млн.экю); программа по развитию сельскохозяйственного сектора (75 млн.экю).[11]
Финансовая помощь Египту по Соглашению 1977 г. до 1995 г. поступала в форме бюджета, ограничивавшего рамки использования средств их целевым назначением. По сути дела это Соглашение регулирует отношения между донором и получателем. Заключение Соглашения о партнерстве откроет для Египта более широкие возможности в вопросах получения финансовой помощи, а также ряд других преимуществ.